— Ишь сколько их развелось! В каждом городе бродят толпы таких вот. Никто и звать их никак, да и толку от них никакого. Ходят, бродят, людей пугают, да видом своим портят пейзаж. Их бы выловить всех, да согнать в одну кучу. Пусть там живут, да попробуют на кусок хлеба заработать, а то только побираться и могут.
С серьёзным видом водитель трамвая рассуждал и философствовал о бездомных. Такие же водители, как и он, сидели с ним в одном из трамваев в депо и наблюдали за парой, которая рылась в мусорках.
Те были довольно молодые люди, не старше тридцати. Кстати, похожие друг на друга. Один из водителей предположил, что они брат и сестра. Оба не были похожи на тех, кто тратил добытое на горячительные напитки. Они вытаскивали из контейнеров бутылки и аккуратно складывали их в коробку. Эти двое отличались от тех, кого обычно видят под заборами. Возможно, потому Ильич питал к ним жалость.
— Ну, это ты перегнул. Что ж они, индейцы какие, чтоб их вот так сгонять в резервации и заставлять батрачить? Откуда ты знаешь, что у них за судьба, что они так живут.
Остальные водители осуждающе посмотрели на него, но от комментариев воздержались.
***
Сергею, который и был тем бездомным, собиравшим бутылки, недавно исполнилось 27 лет. Он приехал в столицу на заработки, устроился на стройку и работал. Да только случилось несчастье, и он получил серьёзную травму. Работа была неофициальной, так что работодатель открестился от него.
Он не получил ни компенсации, ни заработанных денег. С ним поступили не просто бесчестно, а жестоко.
Ему на ногу упала бетонная плита, а вместо помощи ему насильно залили в рот спиртного и вывезли на пустырь за городом. Ещё и пригрозили. Сказали, что здание, в строительстве которого он участвовал, принадлежит очень влиятельному человеку, и если он посмеет подать жалобу, то пожалеет о том, что плита его не придавила насмерть.
Прораб был так спокоен и холоден, что Сергей поверил в искренность его слов. Да и помнил он, что на прошлой неделе один гастарбайтер тоже получил травму. О безопасности на объекте никто не заботился, так что это было обычным делом.
Вот только тот гастарбайтер решил пожаловаться. Позвонил в прокуратуру, написал заявление в полицию. Работники думали, что Абдул не вышел на смену, потому что начальство осознало ошибку и отправило его на больничный. Вот только через несколько дней тело бедолаги нашли на том же пустыре, где сейчас и сидел Сергей.
Помня ошибку Абдула, он дождался, пока машина прораба скроется из виду, а потом нашёл какую-то палку и с ней доковылял до города. Там на последние деньги он взял такси и доехал до травмпункта.
Врачи долго расспрашивали его о случившемся, но тот твердил, что это несчастный случай на тренировке. У Сергея было крепкое телосложение, и он действительно регулярно ходил в спортзал, так что врачи, которые только рады были, что не придётся отписываться в разные инстанции, быстро оформили всё как случайную травму.
Сергею сделали операцию в обычной больнице. Вроде и сделали всё правильно и вовремя, и организм молодой и здоровый, вот только ситуация оказалась сложной. Ему требовалось ещё несколько операций, и после каждой из них нужна была реабилитация. И всё это за огромные деньги, которых у приезжего разнорабочего, конечно же, не было.
Сергей остался без денег, без работы и с костылями вместо ног. Он вышел из больницы с прогнозом на пожизненную хромоту и инвалидность.
Но здоровье, это не всё, что отняла у него эта травма.
После выписки он поехал к себе домой, где его ждала жена. Ну, он так думал, что ждала.
А ведь они были так счастливы когда-то… Ну, он точно был.
***
С детства он серьёзно занимался спортом и выигрывал соревнования по тяжёлой атлетике одно за другим. Тренеры его боготворили и сулили ему блестящую карьеру с олимпийским пьедесталом. Но на одной из тренировок Сергей получил травму колена, которая поставила на его спортивном будущем крест. Раз назад пути не было, он быстро определился с тем, чем будет заниматься дальше. Ему всегда нравилась работа спасателя.
Его приняли не глядя, потому что было ясно, что крепкий и сильный парень, полный энтузиазма и рвения сможет пригодиться на такой непростой службе. Сергей работал с удовольствием и каждый день помогал людям. Он на самом деле не раз спасал жизни, выхватывая пострадавших их из цепких лап смерти буквально в последний момент.
От спорта он не отказался и часто ходил в тренажерный зал, где и познакомился с Алиной. Молодая и красивая девушка быстро вскружила ему голову, и парень на заметил, как влюбился. Вот только за маской милой девушки скрывалась охотница. Она приехала из глухой деревни в поисках глупого мужика, который поведётся на её внешность и будет её обеспечивать. Её выбор пал на Сергея, а тот, ослеплённый любовью, не видел, что искренности в его жене ни на грош.
До свадьбы она работала продавцом в продуктовом магазине, а став его женой, села дома и заявила, что жена не должна работать, а если он настоящий мужчина, то найдёт способ обеспечить свою семью. Именно после этого разговора Сергей и решил уволиться из пожарной службы, чтобы поехать на заработки в столицу.
Сейчас же он стоял перед дверью своей квартиры и не понимал, почему его ключ не подошёл к замку. Он позвонил в дверь и ждал, пока жена ему откроет. Но открыла не она. На пороге стоял мужчина с голым торсом.
— Тебе чего?
— Мне? Я вообще-то тут живу, — возмущённо ответил Сергей и попытался пройти, но тот преградил ему путь.
— Эй, не спеши! Детка, тут какой-то калека говорит, что живёт здесь, — крикнул он, повернувшись.
Из комнаты вышла Алина.
— А, это ты. Ну и чего ты припёрся?
— Милая, что ты такое говоришь? Кто это? — всё ещё стоя на пороге, спросил Сергей.
— Я не собираюсь перед тобой оправдываться. Ты тут больше не живёшь. Это моя квартира. У тебя ещё на третий месяц сохранится прописка, а потом прощай. Так что мой тебе совет, ты забирай свои тряпки и проваливай уже сейчас и без лишних истерик.
Только сейчас Сергей понял, зачем она приезжала к нему в больницу в Москву в тот день, когда ему сделали операцию после травмы на стройке.
Он тогда ещё не до конца отошёл от наркоза, когда в палате появилась Алина. Она давала ему какие-то бумаги и говорила, что это согласие на лечение и операцию, а он поверил ей и даже не прочитал, да и не в том состоянии он был. Зато сейчас всё встало на свои места. Алина сунула ему документы, в которых было сказано, что он продал квартиру её матери, и та дала ему приличную сумму денег, которую он, конечно, не получал.
Когда дверь закрылась, он вышел на улицу и просто ковылял на своих костылях, пока не закончились силы, ведь идти-то ему было некуда. У него почти не было друзей, а те, что были, молча отвернулись. Родственников у него не осталось.
«Может, прав был любовник жены, и мне, глупому калеке, самое место на помойке», — подумал мужчина.
Он стоял на берегу реки. Красивое было место. Сергей решил, что раз ему некуда идти, то он останется здесь. На свалке неподалёку он раздобыл старый шкаф и кучу всякого другого хлама и соорудил себе шалаш под раскидистым деревом на берегу. Место было скрыто от редких прохожих, недоступно для ветров и осадков. Это место и стало его домом.
Сергей потратил немало сил и времени, чтобы оформить пенсию по инвалидности. Когда получилось, эти деньги позволяли ему не умереть с голоду.
***
Как-то утром Сергей проснулся и, как обычно, спустился к реке за водой. Он уже собирался уходить, как увидел что-то в воде. Постояв с минуту, Сергей понял, что это был человек, а точнее, девушка. Она то всплывала, то погружалась под воду, а быстрое течение проносило её мимо. Он понял, что она не сама плывёт, вода несёт её. Мужчина, недолго думая, бросился в реку. Он минут двадцать боролся с потоком воды, прежде чем ему удалось вытащить её на берег.
Уже притащив её к своей лачуге и положив рядом с костром, он увидел, что у неё всё лицо в ссадинах, а на затылке кровоточит рана. Сергей слегка похлопал её по щекам, чтобы привести в чувства. Девушка что-то пробормотала и открыла глаза.
— Вы как? Нормально? Вы как в реке оказались? — спросил он девушку, помогая ей присесть.
— Я… Я не помню. Помню, как сильные руки сжимают мою шею, а потом боль и темнота.
— А имя-то своё помнишь?
— Яна… вроде бы.
Сергей достал из своего жилища коробочку с лекарствами и обработал её раны. Потом он нашёл ей подходящую одежду взамен промокшей, и когда Яна переоделась, спросил:
— А может, у тебя есть какие-то документы?
Они посмотрели в карманах и нашли талон на пребывание в социальном приюте. Вот только имени там не осталось. Вода всё смыла. Одно стало понятно, девушка не просто так жила в приюте. Значит, она бездомная и, скорее всего, стала жертвой таких же по статусу людей.
Сергей смотрел на Яну и понимал, что там, в городе, где всем наплевать на таких, как они, ей грозит опасность, а потому предложил остаться. Девушка с радостью согласилась, потому что ей с ним было спокойно, и она чувствовала, что он не причинит ей вреда.
Через несколько недель раны девушки затянулись. Она так привыкла к жизни в этой лачуге, что даже не думала о том, чтобы уйти. Да и полюбила она Сергея. Мужчина тоже был к ней неравнодушен. Поначалу он старался оттолкнуть от себя эти мысли и убеждал себя и её, что это не любовь, а нечто иное, может, благодарность за спасение. Но время шло, и настал момент, когда они оба уже не могли противиться чувствам.
Как-то раз, Сергей вернулся к своему жилищу с фатой невесты и букетом полевых цветов и там же, у реки, под шум воды и пение птиц он сделал ей предложение. Приняв кольцо из сплетённой медной проволочки, она согласилась быть его женой.
Сергей не мог не заметить, что его спутница невероятно умна. Она постоянно разговаривала так, будто всю жизнь провела в высшем свете. Более того, она прекрасно разбиралась в экономике и владела несколькими иностранными языками. Сергей понимал, что в её прошлом не всё так просто, и не раз предлагал ей обратиться в полицию, чтобы всё выяснить и вернуться к прежней нормальной жизни.
Но каждый раз она с непонятным страхом отказывалась и выбирала ту жизнь, которой она жила сейчас.
— Ты можешь найти близких, вернуться к нормальной жизни и перестать бомжевать.
— Ну, во-первых, мы не бомжи. Ты посмотри, какие у нас хоромы, — ответила она, показывая на хибару. — А во-вторых, именно та жизнь привела меня к тому, что я чуть не утонула в этой реке с проломленной головой. Так почему я должна верить, что вернувшись, я снова не окажусь в воде?
Сергей не спорил и радовался каждому дню, проведённому рядом с любимой.
В один из дней они бродили по городу и зашли в новый микрорайон. Стройные многоэтажки окружали красивую площадку со стриженными газонами и скамейками. На одной из них Сергей с Яной решили присесть и перекусить, прежде чем выдвигаться на поиск ужина. Они не заметили, что были там не одни.
Мужчина шёл под руку с молодой женщиной, а впереди бежала девчушка, ведя на поводке огромного пса.
— Мариш, ты далеко с ним не уходи, хорошо? — сказала женщина.
— Да, мам, я тут, на площадке, — ответила девочка и отпустила поводок, бросая яркий мяч, за которым пёс тут же погнался.
— Лиз, может погуляем в другом месте?
— А что не так?
— Да ты посмотри, на этих скамейках бомжи сидят, — ответил мужчина с презрением глядя на Сергея с Яной. — Эти уроды весь город заполонили, уже и в элитных районах их полно. Нужно сказать полиции, пусть их разгонят.
— Да ладно тебе, Валер, чего ты так. Они же никому не мешают, да и на алкоголиков не похожи. И вообще, давно ты таким стал?
— Каким?
— Ну, ты никогда так не отзывался о бедняках.
— Ты что, в память о сестре решила тоже защищать всех сирых и убогих? Это она по приютам таскалась да подкармливала их. И ты туда же?
— Валер, не напоминай, а то опять расплачусь.
— Прости, просто у меня тоже из памяти не идёт твоя сестра. Жаль, что её так и не нашли.
— Далась ей та речка… Говорила я ей, что вода ещё холодная, а она…
— Милая, прости ещё раз, это и моя вина, ведь это я её тогда отвёз. Если бы я только умел плавать, возможно, спас бы её.
— Ну, что уж теперь, — ответила Лиза, всё-таки не удержав слёз.
— Ну, зато теперь ты замужем не за простым менеджером, а за руководителем огромной компании. Сейчас твоя мать всё подпишет, и фирма станет моей по праву. Вот тогда и заживём.
— Станет твоей?
— Ой, ну что ты цепляешься к словам. Нашей, конечно.
Их разговор прервал громкий лай. Пёс, перестав бегать за мячом, помчался в другой конец площадки и с разбега прыгнул на Яну, свалив её со скамейки и повалив на траву.
Сергей не успел ничего сделать, как пёс уже стоял над девушкой и громко лаял. Лиза с Виталием подбежали к ним, а девочка с поводком в руке стояла и испуганно смотрела на происходящее.
Сергей перепугался, что пёс сейчас разорвёт Яну, но тот, немного полаял и начал облизывать её лицо, подпрыгивая и виляя хвостом.
А Яна лежала на траве и, казалось, даже не моргала. Она просто смотрела в пустоту. На самом деле, она была в ужасе от воспоминаний, которые разом на неё нахлынули. Она вспомнила свою жизнь.
Она вспомнила про мать и сестру-близняшку с новым мужем. Вспомнила про семейный бизнес, во главе которого она стояла не один год. Про то, как занималась благотворительностью и каждую неделю возила в приют одежду и продукты. А ещё про то, как муж сестры требовал от неё, чтобы она написала на него доверенность на управление компанией.
В тот день они ехали с важных переговоров. Она попросила Валерия заехать в приют. После он остановился на берегу реки под предлогом того, что что машиной что-то не так. Он вышел из машины и попросил её помочь. Она, ничего не подозревая, вышла и получила удар по голове. Потом ещё один.
Он говорил, что если она не подпишет документы, то он её просто убьёт. Девушка отказывалась, и он нанёс удар, после которого она упала. Он схватил её за шею, долго держал, а потом бросил в реку, когда решил, что она потеряла сознание и не выплывет.
Так и было, но холодная вода быстро привела её в чувство. Вот только сил выбраться не было. Потом она всё-таки отключилась, но уже через несколько минут Сергей её спас. Прийдя в себя, она ничего не могла вспомнить, и только сейчас увидела свою собаку, и всё встало на свои места. Память вернулась.
— Яна! — не веря своим глазам, сказала Лиза, увидев, кому счастливый пёс так радовался.
Уже через минуту сёстры обнимались, ничего не понимающий Сергей стоял рядом с ними, а вот Валерий очень быстро понял, что происходит, и исчез.
Прошло несколько недель. Солнце встало и, как всегда, осветило лачугу Сергея, которая немного покосилась от недавних дождей. Вот только его это не беспокоило, потому что он находился вместе со своей уже законной супругой в реабилитационном центре.
Ему провели сложную операцию и сказали, что несмотря на упущенное время, он полностью восстановится и избавится от хромоты.
Пока он проходил лечение, юристы, нанятые Яной, уже готовились к суду, а точнее, к двум. Первый над Валерием, которого поймали и посадили за покушение на неё. Второй же, над мошенницей, бывшей женой Сергея, которая лишила его квартиры.
Ещё через несколько месяцев, когда в саду большого дома собралась вся семья, Людмила, мать Яны и Лизы, сидела в кресле и любовалась. Внучка играла с псом, который прыгал по траве в поисках мячика. Яна в обнимку с любимым мужем гуляла в тени деревьев. Лиза рисовала, ведь она это любила гораздо больше, чем управление компанией, в отличие от своей сестры.
— Мам, у меня для тебя есть новость, — сказала Яна, подойдя к матери.
— А я знаю! — прокричала Марина, глядя с улыбкой на свою тётю.
— Ну, тогда говори, — ответила Яны.
— А у тёти Яны будет маленький ребёночек!
— Девочки мои, — ответила женщина. — Я думала, что быть счастливее уже невозможно. Как я вам благодарна, что вы постоянно доказываете мне обратное.