Только жить начали для себя

Таисия в одиночестве вечерами смотрит телевизор, иногда вяжет носки внукам, и никогда не забывает умершего мужа десять лет назад.

— Эх, Коля, какая жизнь интересная стала, — рассуждала вслух сама с собой, — вот бы ты встал и посмотрел вокруг, ведь с каждым годом все интересней.

На кладбище сейчас она ходит не так часто, как в первые годы после его смерти. Да и привыкла понемногу одна. Соседка Татьяна все сватает ее за своего родственника, он тоже вдовец:

— Тась, ты знаешь какой у меня брат двоюродный Григорий, руки золотые, все умеет, спокойный… Правда в молодости увлекался спиртным, но давно не пьет и сам сказал, что все, что было положено ему выпить, уже выпил, теперь и не тянет. А ты все одна, да одна, не вернуть твоего Николая, и не обидится он, если придет к тебе в дом другой мужчина. А Грише ты очень нравишься, он давно мне об этом говорит.

— Нет, Таня, не хочу я никого видеть в доме. Здесь все наше с Колей, все его руками сделано, он у меня был лучшим мужем. Не смогу я с другим…не уговаривай, — всегда отвечала Таисия, когда заходил об этом разговор.

С Николаем познакомилась Тася на свадьбе у своей коллеги Аси, та работала бухгалтером, а сама Тася уже к тому времени была главным бухгалтером на заводе, после окончания института.

Коля был свидетелем у жениха, у своего друга. Тася понравилась ему с первого взгляда. Хоть друг отговаривала его:

— Зачем нужна тебе Таська, она старше тебя на два года, да и не красавица, обыкновенная. Есть девчонки моложе и красивее. Давай я тебя познакомлю с моей сестренкой двоюродной, вон она, — кивнул он в сторону девушки, которая была одета вульгарно и накрашена так же.

— Отстань, — только и отмахнулся Коля, а сам глаз не сводил с Таси, а потом пригласил ее танцевать.

Коля понравился ей, и она чувствовала, что тоже ему нравится, сердце прыгало от радости. Парень спокойный и серьезный, не то, что его друг, который и женился сегодня. Тася была со стороны невесты.

С тех пор Коля с Тасей встречались. Оба работали, он иногда умудрялся встретить ее с работы. А осенью предложил:

— Мы с тобой должны пожениться. Мне хочется приходить домой, а ты меня там ждешь, представляешь, какая романтика. Выходи за меня замуж.

— Коль, ты думаешь семейная жизнь — это романтика, совсем нет… Это — забота, дети, домашние дела, но я все равно согласна, и очень хочу о тебе заботиться.

Матери к тому времени у Таси не было, она умерла, рано, а отец вскоре женился на другой женщине из соседнего села и переехал к ней. А жили они в большом поселке, даже небольшой завод в поселке был и все в основном работали там. Николай тоже работал на заводе, а Тася в заводоуправлении в бухгалтерии. После свадьбы Тася с Николаем жили в ее доме вдвоем. Никто им не мешал, кроме его сестры Нади. Не нравилась ей Тася.

— Колька, зачем ты жену себе такую взял, она старше тебя, моя подружка Ритка давно мечтала о тебе. Даже меня просила, чтобы я тебя с ней познакомила.

— Надь, не твое дело и не лезь в нашу семью. Ты просто не представляешь, какая из Таси получилась хорошая и любящая жена. Не чета тебе, ты уже и замуж выскочила и развелась…

Хорошо жили Тася с мужем, уже и сына родили и дочку. Правда Николай выпивал, с работы мог прийти в таком виде, не мог отказать мужикам. Если он приходил выпившим, никогда не скандалил, вел себя тихо, не то что некоторые.

— Коля, опять выпил, — говорила жена, — садись ешь и спать, — но он проходил в комнату и ложился на диван, там и спал до утра.

Отпуск Николай брал всегда в январе месяце, потому что у жены был годовой отчет.

Таисия работал иногда до десяти вечера, приходила поздно. В то время годовой отчет представлял собой огромное количество листов с разными увязками, а считали на деревянных счетах. Это сейчас отчет умещается на двух листах, да еще и на компьютере, а тогда, это было что-то.

В то время с высшим образованием немного было главных бухгалтеров. Таисия годовой отчет ехала сдавать в район. Относилась к работе ответственно и аккуратно, за это и ценили ее, поэтому и сдавала в числе первых. За что от руководителя получала хорошую премию.

Николай с пониманием относился к работе жены, поэтому и брал отпуск. Помогал во всем:

Готовил есть, стирал, наводил порядок, сына встречал из школы, а дочку забирал из садика. А вскоре он совсем бросил пить, его перевели на хорошую должность с приличной зарплатой, поэтому совсем отказался от выпивки.

У Таисии было два старших брата, часто приезжали к ним в гости. Особенно любил у них бывать Сергей, любитель выпить, очень дружелюбный и всегда спешил им на помощь.

— Привет всем, — весело говорил он и тут же доставал из кармана пиджака бутылку, ставил на стол. – Сеструха, а ну-ка давай нам рюмки, — командовал он.

Таисия накрывала стол, ставила, что есть, Сергей быстро разливал по рюмкам спиртное, махом выпивал первым. А потом уже говорил:

— Колян, а ты?

— Серега, ты же знаешь, я не пью, — всегда отвечал хозяин дома.

— Знаю, Колян, знаю. Вот поэтому и люблю бывать у вас, с тобой хорошо, ты не пьешь, мне больше достанется, — и громко хохотал, а потом просил, — Колян, доставай свою гармонь, песни петь будем, — Николай не мог отказать Сергею и играл по его заявкам, а тот пел песни, причем голос у него был шикарный, иногда подтягивала сестра.

Вскоре Сергей выпивал всю бутылку и уходил домой, иногда качаясь в разные стороны, а то и Николай провожал его до дома. Николай еще до армии научился играть на гармони, даже у них был местный ансамбль, где он играл. А когда собирались гости и в их доме, всегда было весело, он играл, гости пели и плясали.

Соседка Татьяна удивлялась, как ладно и мирно жили Тася с Николаем. Порой завидовала, ну так не черной завистью, приставала к соседке.

— Тась, ну скажи мне секрет вашего счастья, вашей такой семейной жизни, все тихо и спокойно. Не то что у нас с Геркой, только пух и перья летят, ну чего тебе объяснять, сама все видишь и слышишь.

— Ой, ну ты скажешь, Тань, какой там секрет? А вообще, когда-то давно в одном журнале я прочитала, что мужа всегда нужно хвалить. Вот я и хвалю Колю, а ему нравится. Еще и в ответ говорит, что мужчина должен все уметь.

— Тась, ну мужчины разные бывают… Одни целый день лежат на диване и гвоздь не могут забить, или как мой, любитель выпить, а твой Коля все умеет.

— Согласна, Таня, мой Коля молодец. Он может ремонтировать обувь, шить на швейной машинке, и может отремонтировать ее, опять же по электрической части здорово соображает, хоть и не учился на электрика. Может и приготовить и постирать. Когда я на работе с отчетом сижу.

— Да, Тась, повезло тебе с мужем, — всегда мечтательно говорила соседка.

Шло время, так и жили Таисия с Николаем. Дети повзрослели, сын ушел в армию, да там и остался жить, влюбился в местную девушку. Живут далеко, но приезжают иногда в отпуск и внука привозят. Дочка живет в районном городе, тоже со своей семьей, к родителям приезжают часто.

Двенадцать лет назад Николай стал жаловаться на слабость. Обращался в больницу, но серьезного ничего не находили. Стал чаще бывать на больничном. Таисия переживала за мужа, сама с ним ходила к врачам.

— Выпишите мне какие-нибудь таблетки от слабости, — говорил он участковому врачу, а она только улыбалась, но выписывала какие-то таблетки.

Николай принимал их, а лучше не становилось. Временами было ему очень плохо.

— Коля, а может поедем в областную больницу, там есть частные клиники, платные, дочка мне сказала, и пообещала адрес найти. Не знаю, что с тобой, может там помогут.

Николай с Таисией поехали в область в частную клинику, дочь созвонилась, записала отца на прием. На своей машине поехали, хоть Таисия и опасалась.

— Коля, не близкий путь, а вдруг тебе плохо станет?

— Ничего, я потихоньку, ну станет не по себе, остановимся, отдохнем.

После обследования в области им выдали неутешительный результат. Правда врач не стал говорить при муже о диагнозе, но Таисии сказал наедине:

— У вашего мужа онкология, причем уже четвертая стадия и операция не поможет, — сообщил ей врач, — поэтому вам нужно встать на учет.

Таисия чуть не упала, ладно стул рядом стоял, она присела, а медсестра дала ей выпить воды. Еле пришла в себя.

— А что же нам ничего не сказали у нас в поселке, — но врач только развел руками.

только жить для себя начали
Решив все держать в себе, Таисия на обратном пути больше молчала, присматривалась к Николаю. Он вел машину аккуратно, не спешил, останавливались три раза и отдыхали. Она конечно видела, что он в последнее время стал бледным, хуже стал есть и чаще ложился отдохнуть, похудел, но не думала, что так все серьезно.

— Только жить начали для себя, дети взрослые, живем друг для друга… И вот такое случилось… — думала она.

Николай через месяц слег и больше не встал. Он уже знал, что у него онкология, пил таблетки. Лучше не становилось. Уходил муж тяжело. В последний месяц Таисия взяла отпуск, ухаживала за мужем, постоянно сидела возле него. Дочь приезжала на выходные. Как умер Николай, жена так и не увидела. Она в ту ночь спала, потому что накануне две ночи он стонал, она колола уколы. Он тихо ушел ночью. Проснувшись утром, подбежала к его кровати, и тут же поняла, муж умер.

Николаю было пятьдесят шесть лет. Рано ушел. Все жалели его: и соседи, и коллеги, и знакомые, не говоря уж о родственниках. Таисия очень тяжело переносила смерть мужа. Татьяна не оставляла ее одну, вечерами часто сидели вдвоем. Постепенно пришла в себя она, правда часто ходила на кладбище.

С тех пор уже прошло десять лет, но Таисия помнит все до мельчайших подробностей, всю их жизнь. Поэтому она и не хочет в таком возрасте с кем-то встречаться. Всем говорит, что ее муж был лучший.

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: