Воспоминания о старшей сестре

Больше всех Иван любил старшую сестру Лиду. В семье было шесть детей, самому младшему Ванюшке около годика, когда их отца забрали на войну.

Когда он подрос, мать ему рассказала:

— Твой отец в то время считался настоящим мастером своего дела, хорошо разбирался в технике, ремонтировал трактора и машины, которых не так много было в колхозе. Но как только началась война, его тоже забрали на фронт.

Ивану сейчас под восемьдесят, но он часто вспоминает свое очень трудное детство. Он зал из рассказов сестер и матери кое-что об отце. Отец не думал тогда, что война затянется надолго.

— Вот разобьем врага, и вернусь домой, — обещал он, уходя.

Потом с фронта он писал письма, воевал танкистом. Получил ранение, вылечили его в госпитале и вновь на фронт. Это родные знали из его писем. Когда вновь попал на фронт, написал: «Снова идем на задание». Это было последнее письмо от отца. Больше родные о нем ничего не знали и не слышали. Не было на него извещения о гибели, просто пропал без вести и все.

Конечно Ваня жил с матерью и сестрами трудно, голодали, ведь мать осталась с шестью детьми. Подрастая, Ванька с детьми бегали на колхозное поле, где сеяли горох. И если удавалось могли набрать гороха полные карманы. Но чаще всего не удавалось, сторож объезжал на лошади поля, и если замечал мальчишек, стегал их кнутом, те разбегались. Сторож был хромой, таким вернулся после войны.

Рядом с семьей Ивана жил председатель колхоза, который тоже вернулся с войны живым. Семья его жила по сравнению со всеми лучше. Его сын Мишка дружил с Ваней, вместе играли на улице. Иногда Мишка выносил из дома белый хлеб, намазанный маслом. Ребята к нему подскакивали:

— Мишка, дай откусить разок, дай откусить, — но он никому не давал.

Тогда мальчишки не выдерживали, отбирали у него этот хлеб и откусывали по очереди, весь съедали. Мишка шел домой со слезами.

— А мать его во дворе ругала:

— Так и надо тебе. Не выноси хлеб из дома, — она-то понимала, как живут другие.

Председатель был злым, его не очень-то любили деревенские жители, Мишка тоже был таким. Поэтому часто мальчишки его били, а тот бежал жаловаться, но когда выскакивал из дома председатель, на улице уже никого не было. Ребята все прятались.

Ванька очень любил старшую сестру Лиду. Она была уже взрослая и тепло к нему относилась. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, ее забрали на север, учиться в ремесленном училище.

— Мама, я не хочу уезжать, — плакала она, — ну как я вас оставлю. Не хочу я на север, холодно там.

— Дочка, что делать, насильно тебя увозят от нас, — мать тоже переживала и плакала.

Лида была ее надежда и опора. Мать весь день на работе в колхозе, а дочь вела все хозяйство, за детьми приглядывала. Тогда в послевоенное время очень было трудно.

Увезли на поезде Лиду, как и других девушек. Но не выдержала она там тоски по дому и вместе с несколькими девушками сбежала домой. Через некоторое время приехали какие-то люди и забрали Лиду из дома. Мать очень плакала, а Ванька ничего не понимал, потом мать объяснила.

— Лиду и тех девушек, что сбежали тогда, забрали в тюрьму, и отправили на поезде куда-то.

Мать так и не узнала, куда отправили дочь, хоть и пыталась узнать. Она ходила на станцию и спрашивала, может кто-то знает или видел. Прошло много лет. Уже и Иван повзрослел, мать болела и умерла. Пришлось Ивану хоронить мать. Сестры вышли замуж, кто-то жил здесь же в деревне, а две в соседнем селе.

Иван работал в колхозе, и однажды приехала сестра Лида с семьей, с мужем и двумя детьми. Сестры и он уже и не думали, что когда-то увидят Лиду. Мать так и умерла не дождавшись ее. Вся деревня зашумела, сбегались к Ивану в родительский дом, удивлялись.

— Лида, ты откуда? А мы уж думали тебя и в живых нет…

Раньше в деревнях люди были добрее и радовались искренне друга за друга. Приезд Лидии превратился в настоящий праздник. Каждый день приходили соседи. Но конечно больше всех радовался Иван.

Как уж так смогла Лида угадать, но привезла в подарок брату настоящий костюм. Он ведь кроме холщовой рубахи и таких же штанов, ничего не видел.

— Лида, настоящий костюм, ну уважила. Ну спасибо, — говорил брат, — мало того, так пиджак еще и с карманами.

Лида привезла вкусностей, таких, что никто и не видел в деревне. А когда все успокоились, ее просили рассказать.

— Ты где живешь? Ты где была все эти годы? И муж у тебя на нашего деревенского не похож, глаза узкие, — засыпали вопросами ее.

Потом Лида рассказывала свою историю, все собравшиеся внимательно слушали.

Лиду с другими девушками не посадили тогда в тюрьму, а привезли в какой-то лагерь. Там они жили в бараках и работали. В этом лагере были отдельные бараки, где жили мужчины. Там и подошел к ней парень родом из Азии, из Киргизии.

— Лида, я – Амир, понравилась ты мне, давай с тобой дружить, — сказал ей он.

Лида вначале испугалась, но пообщавшись поближе поняла, очень добрый этот парень Амир. Только внешне совсем не похож на их деревенских парней, но симпатичный, черные глаза и красивая улыбка.

Амир тоже попал в этот лагерь по каким-то причинам, он особо и не распространялся, но вроде, как за незначительное воровство. Письма писать им было запрещено, поэтому родные ничего не знали о Лиде.

Шло время, подходил срок освобождения из лагеря Лиды и Амира.

— Поедем на мою родину, — предложил как-то Амир, — у нас тепло, много фруктов, родственников много, они нас с тобой встретят хорошо.

— Ой, боюсь я, Амир. Там все незнакомо, да и своих родных давно не видела.

— Лидочка, я же тебя не просто так хочу увезти с собой, я хочу жениться на тебе, очень ты мне нравишься.

Амир рассказывал подробно о своих родителях, родственниках, очень заинтересовал ее, да еще и объяснялся в любви. Растаяло сердце Лиды и уехала вместе с Амиром после освобождения. Почему она ничего не сообщила о себе родным, даже и сама не могла объяснить.

— Не знаю, может потому что новая жизнь была у меня, там совсем все по-другому. Все откладывала с письмом, да и времени не было. Нас так хорошо встретили родные Амира, — рассказывала Лидия.

родители его жили внебольшом селении
Родственники гостеприимно встретили Лиду, Амира они ждали с нетерпением. Когда они приехали, Амир сразу же сказал:

— Это моя жена, мы сразу же поженимся, я ей обещал, она только поэтому и согласилась сюда приехать. А мне без Лиды нет жизни.

Родители сразу прониклись любовью к невестке, если сын так любит ее, значит и они тоже будут ее любить и уважать. Лида никогда не видела столько гостей и угощений. Быстро собрали родных и знакомых, разделывали баранов, варили в больших чанах еду, плов и еще что-то. Она впервые увидела столько еды.

Родители Амира жили в небольшом селении. Вскоре ему предложили стать председателем. Правда все жили в одном огромном доме, к которому постепенно пристраивались еще помещения. Лиду очень уважали, чуть ли не пылинки с нее сдували. Она тоже относилась ко всем с теплом.

Вскоре у Лиды родился сын. Амир чуть ли не на руках носил свою жену. Муж и родственники еще больше уважают, когда родится сын. Это продолжение рода, поэтому все и ждут рождения мальчиков в семье.

А через два с половиной года Лида вновь родила сына. Радости у всех не было предела. Амир ходил гордый. Он все говорил, что они еще родят детей, ведь там у всех большие семьи. Но пока Лида попросила мужа:

— Амирчик, давай съездим ко мне домой. Я ничего не знаю о своих родственниках, они тоже обо мне. Скорей всего думают, что меня уже и нет на белом свете.

Конечно не мог отказать своей любимой жене Амир, собрались, родственники принесли кучу подарков, сушеных фруктов, вещей, много национальных сладостей. Поэтому почти всем в деревне достались сладости, хоть по штуке, да удалось попробовать.

Когда Лида рассказала свою историю, в конце добавила.

— Я очень счастлива, что вышла замуж за Амира и попала к ним в семью. Его родственники все уважают меня. Хорошо приняли и считают за свою.

Лида только очень расстроилась, что не застала в живых мать. Сходила на могилу к ней, поплакала, просила прощения, что мать так и ушла не зная ничего о старшей дочери. Погостив немного в деревне, Лида с Амиром уехали, пригласив в гости родных.

В гости ездил только Иван. Тогда жили все тяжело, а на дорогу много денег надо было. Но пока Иван был не женат, поехал. Понравилось ему в гостях, но домой тянуло, природа там не та и жарко очень. Долго рассказывал односельчанам, когда вернулся обратно.

— Очень гостеприимные люди, очень великодушный народ, – восторгался он. Как только я приехал, тут же собралось много народа, накрыли огромный стол, много варили мяса, в основном баранину. А когда я уезжал, завалили подарками.

До сих пор Иван помнит те времена. Давно уж женился он на девушке из своей деревни, уже и внуки у него. А не может забыть ту первую встречу. Запомнил на всю жизнь, правда еще раз ездил к сестре, но уже ему было лет сорок. Тоже встретили радушно.

Лида так и жила всю жизнь там с мужем, родила восемь детей, почти все сыновья, только две дочки. Амир всю жизнь обожал свою Лидочку, но заболел и первым ушел из жизни. Состарилась там Лида, умерла и похоронили ее дети рядом с мужем.

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Воспоминания о старшей сестре
Отпуск для вдовы