Бабушкины границы: рассказ о семейных конфликтах

Валентина Сергеевна стояла посреди своей просторной гостиной, скрестив руки на груди и покачивая головой. Седые волосы были аккуратно уложены в изящную прическу, а глаза блестели решимостью.

— Забудьте об этом немедленно! — она энергично взмахнула рукой, словно отгоняя назойливых мух. — Родили сами — сами и занимайтесь воспитанием!

Такая категоричность имела под собой веские основания. Еще когда Анжелика была в положении, мать четко обозначила свою позицию: финансовая поддержка — пожалуйста, но няня из нее не получится.

Карьера для Валентины Сергеевны была святым делом. Оставить престижную работу в риэлторском агентстве ради присмотра за внучкой? Абсурд! В современных экономических реалиях подобная жертва выглядела неоправданным безумием. Потеряешь позицию — попробуй потом найти что-то стоящее. Рынок труда не прощает долгих перерывов.

Жизнь исключительно на государственные выплаты казалась мрачной перспективой. Особенно учитывая неопределенность пенсионной системы и собственный возраст — до заслуженного отдыха оставалось еще добрых двадцать лет.

Элегантная Валентина работала успешным риэлтором в престижном районе города. Клиентура у нее была состоятельная, комиссионные — внушительные. Благодаря этому женщина могла позволить себе качественную косметику, стильную одежду и регулярные салонные процедуры.

Муж покинул этот мир несколько лет назад, оставив вдову с хорошей квартирой в центре города и подержанным, но надежным автомобилем. Валентина адаптировалась к самостоятельной жизни без особых проблем.

Мужское внимание присутствовало в ее жизни дозированно — скорее как приятное дополнение к основному существованию, нежели его цель. Умная женщина давно поняла простую истину: зачем терпеть постоянного компаньона, если можно наслаждаться временными встречами без бытовых обязательств?

Валентина Сергеевна изучала мужскую психологию много лет и пришла к выводу, что представители сильного пола склонны к потребительскому отношению. Они оставляют после себя грязную посуду, разбросанные вещи и ощущение, что их обслуживают.

Попытки создать серьезные отношения предпринимались несколько раз. Но каждый раз женщина убеждалась: свобода стоит дороже сомнительного комфорта совместного быта. Лучше периодические романтические встречи, чем ежедневная борьба за порядок в собственном доме.

Жизнь текла размеренно и предсказуемо до того момента, пока дочь Анжелика не объявила о завершении декретного отпуска. Девушка собиралась выходить на работу, где ее ждала перспективная должность с достойной оплатой.

Трехлетняя внучка Софья часто болела, что исключало вариант с детским садом. Семья пришла к выводу: единственное решение — попросить бабушку оставить карьеру и заняться воспитанием ребенка.

Встреча состоялась в субботний вечер. Анжелика с мужем Денисом и маленькой Софьей приехали к Валентине Сергеевне с твердым намерением получить согласие.

Однако бабушка оказалась неприступной крепостью.

— Мамуля, ты же понимаешь наше положение? — Анжелика нервно теребила ручку сумочки. — Нам действительно некуда деваться!

— Интересно, а вы понимаете мое положение? — Валентина Сергеевна поправила очки и внимательно посмотрела на дочь. — Я лишусь источника дохода и профессиональной реализации. Сейчас у меня стабильный заработок и интересные проекты. Через несколько лет, когда Софья пойдет в школу, мне будет сложно вернуться в профессию. До пенсии еще очень далеко!

— Мы же будем вам помогать материально! — вмешался зять, надеясь переломить ситуацию.

— Денис, это означает, что я стану зависимой от вас. А независимость для меня принципиальна!

Гордость Валентины Сергеевны была легендарной. Женщина терпеть не могла чувствовать себя обязанной кому-либо, даже собственной семье. Предложение дочери казалось ей замаскированной формой благотворительности.

Хотя многие матери с радостью согласились бы на подобную роль, особенно получая за это деньги. Ведь услуги профессиональной няни стоят немалых средств.

— Мамочка, ну будь благоразумной!

— Анжелика, ты уже три года находишься в декрете. И весьма успешно справляешься с материнскими обязанностями! Почему бы не продолжить в том же духе?

— Потому что моя карьера окончательно загнется!

— Господи, о какой карьере речь? Менеджер по продажам — это не космонавт!

— Неважно! — девушка почувствовала раздражение. — Сегодня я на среднем уровне, а завтра могу стать руководителем отдела! У тебя все уже решено, а у меня впереди целая жизнь!

Да, судьба Валентины Сергеевны была относительно предсказуемой. Но разве это недостаток? Стабильность тоже имеет свою ценность.

— Ты можешь работать удаленно! — предложила Валентина. — Если уж так необходимо профессиональное развитие, организуй домашний офис! Технологии сегодня позволяют…

Но Анжелике, очевидно, хотелось вырваться из замкнутого круга домашних хлопот. Материнские будни с их монотонностью и бесконечными повторениями надоели молодой энергичной женщине. Почему-то казалось логичным, что этот груз должна взять на себя бабушка.

— Тебя же воспитывала бабуля Люба! Ты сама рассказывала! — Анжелика пустила в ход тяжелую артиллерию семейной истории.

Действительно, Валентину растила бабушка — мамина мать. Родители тогда уехали покорять сибирские просторы, строить заводы и города. Романтика социалистического строительства захватила молодую семью целиком.

— Опять эти безответственные родители бросают детей! — ворчала суровая бабуля Люба, которая казалась маленькой Вале строгим тираном.

Бабушка была женщиной старой закалки — из деревни, привезенная в город помогать с внучкой. Городская суета и неожиданно свалившиеся обязанности выводили ее из равновесия. Плохое настроение неизменно доставалось ребенку.

Родители регулярно присылали посылки с подарками и переводили деньги. Периодически приезжали сами, осыпая дочь презентами. Но девочке нужны были не игрушки — ей нужны были мама и папа. Бабуля Люба любила по-своему, но тепла и ласки не демонстрировала.

Сначала маленькая Валя плакала по ночам, зарывшись в подушку. Постепенно острая тоска превратилась в хроническую грусть. Ребенок принял как данность: родители ее оставили, и возвращения ждать не стоит.

Когда девочка заканчивала старшие классы, родители вернулись. Оказалось, что семья стала сборищем чужих друг другу людей. Общих тем для разговора не находилось.

Мать с отцом жили воспоминаниями о героических стройках и революционном энтузиазме. Повзрослевшая дочь этих настроений не разделяла совершенно.

Затем наступили времена перемен. Социалистическая система рухнула, и родители оказались невостребованными в новой реальности. Их профессиональные навыки — главный инженер и техник-чертежник — стали анахронизмом.

Валентина к тому моменту поступила в столичный университет и переехала в Москву. Студенческая жизнь открыла перед ней новые горизонты.

Годы пролетели незаметно. Связь с родителями поддерживалась формально — редкие телефонные звонки, подарки по праздникам, эпизодические визиты. Эмоциональной близости не было.

Валентина Сергеевна предлагала родителям финансовую помощь, но те неизменно отказывались. Гордость мешала принимать деньги от дочери, которую они фактически не воспитывали.

С взрослой Анжеликой и внучкой дедушка с бабушкой общались еще менее активно. На свадьбу дочери даже не приехали. Эмоциональная связь поколений оказалась разорванной.

Только с бабушкой Любой у Валентины сохранились теплые отношения. Пожилая женщина с возрастом стала мягче и добрее. Они регулярно разговаривали по телефону, обсуждая жизненные мелочи.

Теперь Анжелика предлагала повторить семейный сценарий — передать воспитание ребенка бабушке.

Конечно, Валентина Сергеевна не сравнима с суровой бабулей Любой. Она образованная, современная, самодостаточная женщина. Могла бы многому научить внучку. Но где же материнская любовь? Где ежедневная эмоциональная связь? Лишать ребенка этого неправильно!

— Да, меня растила бабушка! Но вы представляете, каково это было? Какую травму я получила?

Современное поколение не понимает глубины проблемы. Им кажется: бабушка — замечательная альтернатива профессиональной няне. Родной человек, семейные ценности, любовь…

— Итак, каково ваше окончательное решение? — Денис пристально смотрел на тещу, которая разрушила их планы.

Удивительно, как долго эта женщина скрывала свой эгоизм! Неужели нельзя пожертвовать работой ради счастья единственной дочери?

— Нянчить вашего ребенка не буду! — четко произнесла Валентина Сергеевна. — Анжелика прекрасно справляется сама. У нее получается материнство естественно и красиво. Финансовую поддержку окажу с удовольствием!

— Не ожидала от тебя такой черствости, мама! — Анжелика встала с дивана и направилась к выходу. — Ты совершенно безразлична к нашим проблемам! Больше к тебе не приеду! Поехали, Денис!

«Прекрасно, — подумала Валентина Сергеевна, провожая семью взглядом. — Обижайтесь сколько угодно. Я тоже могу обидеться на ваше непонимание!»

Дочь с зятем имели собственное мнение: почему сорокасемилетняя женщина не может заняться внучкой? Но Валентина была абсолютно убеждена в правильности своего решения. Внутренний голос молчал, совесть не мучила — верный признак правильного выбора.

Двенадцать месяцев пролетели в молчании. Анжелика не звонила, Денис тем более. Однако ежемесячные переводы на дочкину карту не возвращались обратно. Это давало надежду на постепенное примирение.

Приближался знаменательный день — пятидесятилетний юбилей Валентины Сергеевны. Празднование планировалось в ресторане, гостей ожидалось много.

Канун торжества выдался суетливым. Валентина примеряла новое платье цвета морской волны, когда раздался звонок в дверь.

На пороге стояла дочкина семья в полном составе. Более того — Анжелика была заметно беременна.

— Бабуля Валя! — Софья бросилась обнимать бабушку.

— Ах, моя радость! — растрогалась женщина.

— Мамочка, прости нас, — произнесла Анжелика прямо с порога. — Мы вели себя глупо!

— Совершенно глупо! — подтвердил Денис. — И не думайте, что мы снова пришли уговаривать вас сидеть с детьми! Мы отлично организовали все сами!

«Хоть с десятью детьми, — мысленно усмехнулась Валентина. — Все равно няней не стану!»

Вслух она сказала другое:

— Значит, завтра ждать вас на празднике? Я на всякий случай включила вас в список гостей!

— И меня включи! — закричала Софья.

— Ты у меня в самом начале списка — почетное место рядом с юбиляршей!

Боже мой, как же сильно она их любила! Всех без исключения — даже нелепого зятя!

Материнская любовь творит настоящие чудеса. Сильнее этого чувства разве что стихийные бедствия.

И как правильно говорят: все хорошо, что хорошо заканчивается. Именно так и произошло в данной истории.

С юбилеем тебя, дорогая! Мама, теща и бабушка одновременно! И что же мы делали бы без наших семейных драм…

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Бабушкины границы: рассказ о семейных конфликтах
Мужик ты или кто