Клавдия Даниловна была женщиной необычной. Все в ней говорило о внутренней силе и огне. Всю жизнь проработав в школе, Клавдия Даниловна была вынуждена покинуть рабочее место. Учителю старой закалки было не совладать с молодым поколением.
Родителям первоклассников не нравилось, что строгая учительница задает детям домашнее задание, заставляет писать крючки и палочки. Родители начали жаловаться директору школы, обещая дойти до министерства образования.
Новый директор школы – молоденькая Ольга Михайловна, не хотела скандала. Поэтому вежливо попросила Клавдию Даниловну покинуть свое место. Возможно, другая бы женщина начала ругаться, скандалить, отстаивать свои права, но Клавдия была не такой. Не любила она склоки и ругань. С тоской собрав свои тетрадки и личные вещи, женщина покинула свой пост, место, которому отдала всю свою душу.
Но сидеть без дела Клавдия Даниловна не могла, да и не умела. Поэтому она пошла работать в небольшую хлебную палатку, недалеко от своего дома. И тут наглядно сработало правило, что не место красит человека, а человек место.
В смену Клавдии Даниловны были прекрасные продажи. К палатке со свежими булочками всегда выстраивалась небольшая очередь, и добрая женщина могла найти подход к каждому покупателю. Да ей это было и несложно. Клавдия безумно любила людей.
Она точно знала, что по средам к ней за московской плюшкой забегает Лариса Ивановна с внуком. Ее внук Ванечка любит, чтобы плюшка была вся сахарная, поэтому добрая Клавдия Даниловна откладывала самую обсыпанную выпечку для этого малыша.
Трижды в неделю к палатке подходила подслеповатая Эльвира Петровна и покупала один батон для своего мужа, который давно уже не ходил, но очень любил батон с хрустящей поджаренной корочкой. И для этого мужчины Клавдия Даниловна припасала нужную булку. Женщина редко общалась со своими покупателями, но всех знала и искренне любила.
Клавдия Даниловна всегда умилялась молоденькой Лизавете. Девушка недавно вышла замуж и всегда, когда приходила в палатку за свежими булочками, разговаривала по телефону со своей мамой.
— Мамуль, опять у меня мясо подгорело, и плов слипся, — жаловалась девушка в телефонную трубку, — а Димочка так плов любит, — потом наступала тишина, Елизавета внимательно слушала, что ей говорила мама и одновременно расплачивалась за покупки. А потом, уже складывая хлеб в пакет, восклицала, — мам, ну конечно, я готовила плов по рецепту. Да, я так делала, а он слипся.
И говоря кивком «спасибо» Клавдии Даниловне, девушка убегала.
В тот день, когда Клавдия Даниловна узнала о том, что Елизаветин Димочка любит плов, женщина, придя домой, написала на листке своим учительским почерком проверенный рецепт этого блюда. Рецепт женщине достался еще от свекрови, а той от ее матери. Плов по этому рецепту получался всегда восхитительным, поэтому Клавдия Даниловна, так желающая помочь Лизавете, аккуратно передала ей сложенный листочек, когда девушка очередной раз покупала хлеб. Лиза удивленно посмотрела на продавщицу, но бумажку взяла. А через два дня, покупая хлеб в этой же палатке, Лиза тихо прошептала, глядя на Клавдию Даниловну:
— Спасибо, плов получился отменным!
С того дня эти две женщины улыбались друг другу какими-то особыми улыбками, будто знали тайну, неизвестную другим людям.
Клавдия сумела создать вокруг себя какой-то особый мир, какую-то восхитительную атмосферу, люди с удовольствием покупали у нее хлеб, будто заряжаясь добром. Но все это рухнуло в один миг.
По привычке забежав в среду за московской плюшкой для внука, Лариса Ивановна не увидела Клавдию Даниловну, хотя точно знала, что сегодня ее смена.
— Ой, а разве сегодня ваша смена? – удивленно глядя на продавщицу Машу, спросила Лариса Ивановна.
— Да, — меланхолично перекатывая во рту жвачку, ответила девушка.
— А когда будет ваша сменщица? — набравшись смелости, спросила Лариса Ивановна.
— Не будет ее, уволилась, — ответила девушка и, взглянув строго, спросила, — что брать будете?
— Нет, нет. Ничего, спасибо, — пробормотала опечаленная женщина.
Лариса Ивановна больше не стала ходить в эту палатку, хотя и хлеб в ней продавали по-прежнему вкусный и свежий, да и стояла палатка рядом с домом. Просто пропало какое-то волшебство и чувство человеческого добра. Пропало, нет его. И Лизонька, и Эльвира Петровна, да и многие постоянные покупатели перестали посещать палатку. Как оказалось, им нравился не хлеб, а та атмосфера, которую создавала волшебная Клавдия Даниловна.
А Клавдия Данилова не просто так покинула свое рабочее место. Она пошла помогать людям, тем, кто сейчас очень нуждался в её помощи. Бывшая ученица Клавдии, Светочка Цветкова, первый раз стала мамой. Да не просто мамой, а мамой двух очаровательных близнецов. Светочка одна не могла справиться с детьми и попросила о помощи Клавдию Даниловну. Женщина согласилась, ведь она так любила детей, только своих ей Бог не дал. Поэтому и дарила свое тепло окружающим, тем, кто так нуждался в нем, кто без него не мог. Удивительная женщина! Волшебная!















