-Ты бабушка, а не женщина!

-Артём, не лезь туда, упадёшь, — говорила миловидная женщина, вскакивая с лавочки, стоящей сбоку от детской площадки и подбегая к расписному детскому домику, на крышу которого умудрился взгромоздиться пятилетний внук. Шустрый мальчик везде успевал, заставляя бабушку скакать, не давая ей долго засиживаться на лавочке.

Хорошо хоть Ксюша спокойная девочка, сидит себе в песочнице, задумчиво лепит куличики, иногда чему-то улыбаясь. Тут Марина была спокойна, хотя все равно с Ксюши глаз не спускала.

То, что Марина бабушка этих деток на площадке знали, она гуляла с ними каждый день. Хотя поначалу, конечно же, принимали ее за маму. Хорошо женщина выглядела, слишком хорошо для бабушки. Худенькая, подвижная, с блестящими волосами постриженными под каре, со стороны она казалась почти что девочкой.

Мало кто из мамочек, гуляющих с детками, скакал так возле своих, как скакала эта бабушка. Артем у нее такой непоседа! А Марина даже голос не повысит. Улыбается, всегда на позитиве. Женщина во дворе многоэтажки всем нравилась. Удивлялись иногда, что с детьми гуляет только она, а маму Артема и Ксюши никто даже в лицо не знал. Хотя точно было известно, по вскользь оброненным Мариной словам, что мама детей не работает.

Марина сняла с крыши домика Артёма, направила его игры в мирное русло, вернулась на лавочку. Смотрела на играющих внуков, вспоминала своё прошлое и добродушное выражение лица её поменялось на грустное.

Это сейчас она примерная бабушка. Гуляет с внуками. А в семнадцать лет, когда она родила, не пойми от кого, какими только эпитетами девушку не обзывали! Для своих родителей она рожала непонятно от кого, а сама-то Марина отца ребенка любила без памяти. Красивый однокурсник ей голову вскружил, а узнав об «интересном положении», послал Марину куда подальше. Сказал, что к ребенку никакого отношения иметь не будет. Пусть она даже не упоминает его в качестве отца, все равно он откажется. Вот Марина и не упоминала. Родители костерили ее последними словами, а девушка молчала и только плакала. Она специально созналась родителям в том, что беременна, когда прерывание было поздно делать. Хотела Марина этого ребенка, все еще продолжая любить своего красивого, но взбалмошного однокурсника. Вот где он сейчас? Сидя на лавочке, Марина задумчиво тряхнула головой. Она даже и не представляет. Пропал отец ее дочки давно. Может быть, уехал из города. Теперь уже неважно. Она Леночку родила и дочка с детства усвоила, что папы у нее нет. Нет и все! Так бывает.

А сколько пришлось пережить, когда дочка была маленькая! Родители Марины принимать участие в судьбе внучки категорически не захотели. Можно сказать, что выгнали ее из дома. Сняли дочери квартиру, оплатив на год вперед.

-Живи как хочешь, — сказала Марине мама. — Раз ты настолько глупая, выкручивайся сама. Я не собиралась становиться молодой бабушкой. Ты выросла, и мы с отцом хотим пожить для себя.

Как Марина выживала с младенцем на руках, вспомнить страшно. Молочная кухня, детские копеечные пособия. Девушка сама в «щепку» превратилась, потому что старалась на своём питании экономить. В ясли дочку отдала, как только появилась возможность и работать, работать! Профессии не было, поэтому мыла подъезды, подметала дворы. За всё хваталась, даже собак выгуливала. Это уже потом, когда Лена чуть-чуть подросла, появилась возможность выдохнуть и осуществить свою давнюю мечту. Марина всю жизнь хотела стать медсестрой. Когда-то родители не позволили поступить ей в медицинский, выбрали профессию по своему усмотрению. Теперь Марине никто был не указ. Она и училась, и работала, засыпая на ходу, иногда вырубаясь на парах. Родители не то, чтобы совсем от Марины отказались, появлялись все-таки в ее жизни, иногда продуктов подкидывали, иногда деньжат, просто с внучкой нянчиться не желали.

Марина заканчивала медицинский, когда получила просто царский подарок — однокомнатную квартиру, доставшуюся по наследству от бабушки. Родители так решили. Им квартира была не нужна, да и обозначили они этим поступком, что что-то для дочери да сделали. Марина никогда и ни в чем их не винила. Тяжело, наверно, стать бабушкой и дедушкой, когда дочери всего семнадцать. Они такие, как есть, и Бог им судья. Выкрутилась же. Еще как выкрутилась!

Когда Лена выросла, Марина была вполне уверенной в себе женщиной, работающей медсестрой в стоматологии. Больше не нужно было недосыпать ночами, мыть подъезды и думать, чем оплатить за квартиру. Квартира своя и дочь самостоятельная. К сожалению, эта самостоятельная дочь почти что повторила судьбу мамы. В семнадцать заявила, что хочет замуж. Любовь у нее была, с первого класса вместе. Марина сначала противилась, но сдалась, когда Лена бойкот объявила. Замуж так замуж! Сейчас разлучишь молодых, а потом попрекнет тебя дочка, что жизнь сломала. Пусть сама себе шишки набивает, на своих ошибках учится.

Сейчас Марина о своем решении не жалела. Браку Лены уже шесть лет, и отношения в семье вполне нормальные. Муж дочери работает, она дома сидит. Говорит, чтобы с детьми заниматься.

Внуку Марины, Артёму, уже пять, а Ксюше три. Вон они какие, бойкие и счастливые. Марина следила с лавки за внуками, вновь улыбнувшись своим мыслям. Мысли хорошие в голову полезли. О том, что сейчас происходит. На днях ей сорок лет исполняется. Молодая бабушка, что скажешь. Лена только сегодня вспоминала о дне рождения мамы, спрашивала, что подарить. Значит, помнит дочка, может быть, сюрприз устроит. Марина любила сюрпризы. Она любила весь мир — дочку, внуков. Ее жизнь, несмотря на все трудности, удачно сложилась, так она считала.

Когда Лена вышла замуж и родила Тёму в однокомнатной квартире мужа, им нормально жилось. Но вот, когда Ксюша родилась, тесновато стало. Марина часто у дочки бывала. Вздыхала, пока не приняла решение и не предложила дочери.

-Лен, может быть, вы эту квартиру продадите, я свою продам. В новом микрорайоне на эти деньги можно трешку взять.

-Не поняла, мам, если ты свою продашь, где же ты жить будешь? — уставилась на мать Лена.

-У вас и буду, если твой муж не против. Я компактная, мне с детьми в одной комнате нормально будет. Вторую спальню вы с мужем займёте, и зал свободный появится. Как ты думаешь, твой муж не будет возражать? —

-Возражать, мама, возражать? — вскрикнула Лена. — Конечно, он не будет возражать. Мы уже забыли, что такое уединение, в однушке с двумя детьми. К тому же, ты всё время рядом будешь. Ты мне поможешь, а то я совсем зашиваюсь. Тёмка просто бешеный растёт.

Конечно, мама поможет, как не помочь? Для чего же еще бабушки не нужны, как не для того, чтобы с внуками нянчиться? Марина работала, в отличие от своей дочери. В квартиру войти не успевала, как Лена толкала к ней полностью одетых внуков.

-Мам, ну ты чего так долго? Иди погуляй с ними, у меня уже голова раскалывается.

Голова «раскалывалась» у Лены довольно часто, правда недолго. После того, как Марина забирала внуков на себя, Лена, благоухая духами и моргая накрашенными ресницами, ехала с мужем куда-нибудь развеяться, либо уходила встретиться с подругами. Марина дочку не винила. Тяжело целый день с детьми управляться. Отдыхать тоже нужно. Марина для этого с семьёй дочери жить и согласилась. Чтобы помогать, чтобы чувствовать себя нужной, приносить пользу. А чем ей еще было заниматься?

Стыдно сказать, кроме отца Лены у Марины мужчин больше не было. Вообще, никогда! За все эти годы ни разу! Первое время, когда Лена была маленькой, понятное дело, не до отношений было. Марина была худая, дёрганная и вечно хотела спать. На заигрывание молодых людей из медицинского училища она отвечала усмешкой. Погулять вечером, сходить в кино? Ха-ха, смешно. Марина знала, что вместо кинотеатра вечером её ждут заплёванные подъезды и метла дворника.

Возможно, стоило подумать о личной жизни, когда Лена начала подрастать, и у Марины появилась возможность выдохнуть. Но именно тогда она, начитавшись рассказов о злых отчимах и о жутких историях, приключающихся с падчерицами, опять не хотела смотреть на мужчин. У нее растет девочка, поэтому нельзя. Был бы мальчик, тогда другое дело.

Вот так и случилось, что до сорока лет у Марины никого не было. Расскажешь кому, не поверят, еще и смеяться будут. Марина никому рассказывать не собиралась. Как не собиралась говорить и то, что сидит сейчас на лавочке и улыбается не только в предвкушении своего дня рождения. Она улыбалась, думая о мужчине.

Его зовут Женя. Евгений. Ему сорок три. Знакомы они, не много, не мало — неделю. Он пришел в стоматологию вылечить зуб и сразу бросился в глаза снующей туда-сюда Марине. Привлекательный мужчина, хорошо одетый, но уж очень бледный. И глаза бегают, как у ребенка перед кабинетом зубного врача. Страх чувствовался во всем, в нервном подергивании рук, в бегающих глазах. Как потом Марина узнала у Жени этот страх с детства, не логичный, непонятный, который мужчина за всю жизнь не смог преодолеть. Напугал его когда-то доктор, огромными щипцами выдернувший у него молочный еще зуб. Женя боялся, сидя возле кабинета, и почему-то зацепился взглядом за Марину. Он зацепился и больше не мог этот взгляд отвести. В кабинете врача она тоже сидела, пока мужчине лечили зубы. Заполняла карточки, стерилизовала инструменты. У медсестры много обязанностей. А Женя, сидя в кресле с открытым столом, все время следил за ней глазами. Марина заметила это и, подбадривая, улыбалась ему. Даже расстроилась немного, когда пациент ушел молча, не сказав ни слова.

Сначала расстроилась, а потом смутилась, выходя в конце рабочего дня из стоматологии и увидев того самого, трясшегося перед кабинетом пациента. Сейчас он выглядел совсем по-другому. В руках у мужчины был роскошный букет роз, а глаза его смотрели спокойно, высматривая кого-то, выходящего из здания. Марина поняла, кого он высматривал, когда мужчина уверенно двинулся к ней и вручил букет.

-Это вам. Помните меня? Я тот самый пациент, который смотрел на вас во время лечения. Вы моя спасительница. Мне кажется, не будь вас, я бы сбежал оттуда, прямо с кресла. Настолько я боюсь лечить зубы.

Марина смущалась и букет принимать не спешила.

-А может, я замужем, — сказала она. -Что я мужу скажу, вернувшись домой с цветами?

-Можете выкинуть букет за углом, но, знаете, я очень расстроюсь, узнав, что вы замужем. Весь день я о вас думал и хотел пригласить куда-нибудь. Как насчет ресторана?

-Ну, ладно, давайте, — протянула руки Марина, — я действительно не замужем, но в ресторан не пойду. Я там ни разу не была. Если только в кафе.

-Ну, в кафе так в кафе. Говорите, в какое. У меня машина за углом. Можем поехать в любое кафе города.

Так хорошо и легко, как с Женей, Марине не было никогда, ни с одним мужчиной. Впрочем, ей не с чем было сравнивать, она просто радовалась и наслаждалась проведенным вместе временем. Женя оказался вдовцом, его взрослый сын учился далеко. Работал мужчина директором в сетевом магазине бытовой техники. Машина у него неплохая, квартира трехкомнатная и одевался он хорошо. Находясь рядом с ним, Марине впервые захотелось сменить свой гардероб. Она же еще не старая. Почему она одевается в эти бесформенные вещи, купленные в дешевом магазине? Может быть, ей тоже стоит приобрести себе что-нибудь модное? Приближающий день рождения – хороший повод сделать к себе подарок.

Марина дочери про Женю не рассказывала. Говорила, что задерживается на работе. Лене это уже не нравилось. Интересно, как она отреагирует на появление мужчины в жизни мамы?

Через две недели, на своем дне рождения Марина это узнала. Лена отреагировала крайне негативно.

Марина к дню рождения долго готовилась и решилась таки посетить ресторан. Забронировала там столик на четырех человек. На себя, дочку с зятем и Женю. Так она решила познакомить свою семью со своим мужчиной. А то, что он ее мужчина, Марина была уже уверена. Около месяца они встречались каждый день и не могли наговориться.

Лена была крайне недовольна, когда мама представила ей Евгения. Фыркала весь ужин, а потом утащила мать в туалет и зашипела на нее.

-Мам, ты что, с ума сошла? Какие мужики? Посмотри на него, он весь такой холёный, ухоженный. Зачем ты ему?

-А что, я, по-твоему, совсем плохо выгляжу? — Марина посмотрела на себя в зеркало туалета. — Может, мне нужно начать ухаживать за собой? В косметический салон сходить.

-Какой салон, мама? Очнись, ты бабушка! Тебе нужно о внуках думать, а не о мужиках. Я, пожалуй, скажу тебе заранее. В эти выходные мы с мужем собираемся поехать на дачу к друзьям, с ночёвкой. Имей в виду.

-Лен, в эти выходные никак не получится. Я уже с Женей договорилась.

-Мы тоже договорились, — шипела Лена. — Мы имеем право отдыхать. Мама, не беси меня, пожалуйста. Что я мужу скажу, что моей матери на старости лет кое-что там в голову ударило? Сиди дома и не позорься.

-Дочь, у меня все-таки день рождения, ты не забыла? Не надо портить мне настроение. Давай не будем сейчас об этом говорить.

Марина сникла, но снова расцвела, вернувшись за столик. Женя сделал ей шикарный подарок – красивый золотой браслет, украшенный камушками, в коробочке хорошего ювелирного магазина. Лена позеленела, увидев это. Постельный комплект, что она подарила маме, они оставили дома, не в ресторан же его тащить. А тут браслет! Лена начала активно пинать мать ногой под столом, делая страшные глаза и призывая не принимать такой подарок. Марина от дочери отодвинулась и надела на руку браслет.

Дома разразился скандал. Лена кричала «с пеной у рта»:

-Ты зачем его взяла? Такой подарок к чему-то обязывает. Ты ведешь себя, как легкомысленная дура.

-Ну и пусть обязывает, — стояла на своём Марина. — А я, может, хочу уже обязанностей.

В выходные планы Марины увидеться с Женей чуть было не сорвались. Лена уехала с мужем к друзьям, оставив детей на маму и не слушая никаких возражений. Марина грустно позвонила Евгению и сказала, что встретиться у них не получится. Тогда мужчина приехал прямо к дому, усадил в машину Марину и ее внуков. Они поехали в парк развлечений. Это было здорово. Правда, не получилось у женщины побывать в гостях у Евгения в эти два дня. Ничего страшного, это случилось позже.

Первый раз, когда Марина не вернулась домой ночевать, Лена бушевала, как мегера.

-Ты что вытворяешь? Тебе что, двадцать лет? — орала она на мать. — Я вчера весь вечер дома просидела из-за тебя. Ты бабушка, а не какая-нибудь гулящая женщина. Ты должна сидеть с внуками и давать мне возможность отдохнуть. Я договаривалась встретиться с подругами, а ты таскаешься шут знает где!

-Не говори со мной в таком тоне, — отрезала Марина. — Я твоя мать и не давала тебе права так себя вести. Я всю жизнь тебе посвятила, с семнадцати лет справлялась с тобой одна. Без денег и собственного жилья. Тебе сейчас двадцать три, у тебя есть хорошая квартира, работающий муж, и никаких обязанностей, кроме как следить за детьми. Оставь меня в покое и дай мне, наконец, пожить своей жизнью. Я еще не старая, мне только сорок.

-Сорок, мама, сорок! Не «только» сорок, а «уже» сорок. К тому же, ты бабушка, у тебя двое внуков. Я не хочу ничего слышать, сегодня ты останешься с Тёмкой и Ксюшей. Неважно мне, о чём ты там договорилась со своим мужиком. Если ты не хочешь прекратить весь этот бред, я прекращу его сама.

Что и как собиралась прекратить дочь Марина узнала потом, от Жени. Оказывается, Лена нашла его, пришла к мужчине на работу и закатила там скандал. Она кричала, как ненормальная, чтобы он отстал от ее матери и забыл к ним дорогу. Женя рассказывал все это со смятением на лице.

-Марин, я не понимаю, ты что, не хочешь быть со мной? Я думал, нам было хорошо.

-Нам было хорошо и еще будет, — кивнула Марина. — Лена бесится, потому что у нее стало меньше свободного времени. Раньше, как только я приходила с работы, внуков брала на себя, а в выходные полностью была с ними. Теперь же Лена психует, называет меня старой, говорит, что оставшаяся моя жизнь должна быть посвящена внукам. Наверное, я сама виновата, только ради неё жила, избаловала её. Лена воспринимает всё это, как должное. Я очень возмущена её поступком, она не имела права приходить к тебе на работу.

-Ерунда, — отмахнулся Евгений. — Зато теперь я знаю, что это идет не от тебя. Марин, мы с тобой не подростки. Взрослые люди, давно понимающие, чего хотим от жизни. Вот я, например, уверен, что хочу быть с тобой. Переезжай ко мне, а? Я делаю тебе официальное предложение. Выходи за меня замуж. Давай прямо завтра подадим заявление. А пока ты можешь жить у меня, даже не будучи женой. Нам же не перед кем отчитываться.

-Я согласна, — засияла женщина. — Сделаю это прямо сейчас. Поехали, я заберу свои вещи. Я настолько зла дочку, что боюсь наговорить ей лишнего.

Лишнего наговорить все же пришлось. Когда Марина начала собирать свои вещи, Лена впала в неистовство.

-Ты что творишь, мама! Не сходи с ума! Ты не можешь вот так уйти. У меня были планы, мы с мужем собирались поехать отдохнуть. Я даже хотела просить тебя взять отгулы. Я не могу, не могу каждый вечер сидеть с детьми, я просто сойду с ума!

-Взрослей, Лена, взрослей, — веско сказала Марина. — Это твои дети и твоя ответственность. Я буду тебе помогать, но не надо целиком перекладывать их на меня. И вашу поездку придется отменить. Скоро мы с Женей станем молодоженами и это мы поедем свадебное путешествие.

 

Источник

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: