— Тань, ты не могла бы меня немного выручить. Зарплату задерживают. Помоги, а? – По голосу сестры Татьяна сразу поняла, что Катерина пьяна. Хотя Катерина старалась очень чётко произносить все слова. Это старание, её и выдавало.
— Кать, ты что, опять пьёшь? Смотри, родительских прав лишат, Соньку больше не увидишь! – Предупредила Татьяна.
— Да нет, что ты, что ты. Я не пью. Я немного, не заводись, сестрёнка. – Попыталась оправдаться Катерина.
— И немного не надо! Вообще не надо! Понимаешь? Что ты делаешь со своей жизнью? О себе не думаешь, так хотя бы о ребёнке подумай! – Отчитывала Татьяна.
— Опять ты со своими нотациями. Надоело …- Обиделась Катерина, и в трубке раздались гудки.
— Катя, Катя… — вздохнула Татьяна, глядя на тускнеющий экран телефона.
Тане было пять, когда мама с папой объявили ей, что скоро у неё будет братик или сестрёнка. Таня обрадовалась, наконец-то, будет с кем играть.
— Быть старшей сестрой – большая ответственность. Ты должна быть примером во всём и во всём помогать. – Наставляла мама, и, представляя важность этой роли, Таня заранее гордилась собой.
Но оказалось, что с маленькой сестрёнкой Катей играть было не во что. Катя только спала, ела и плакала.
— Чуть-чуть подрастёт, и будете вместе играть, не переживай. – Успокаивала мама и тут же просила. – Танюш, покачай, пожалуйста, кроватку, пока Катюша не заснёт, а то мне ещё готовить нужно. – Таня садилась на стульчик рядом с кроваткой, качала, даже напевала или рассказывала сказки, подражая маме. И надеялась, что сестрёнка подрастёт как можно быстрее.
Катя подросла, но с играми опять не сложилось. Кате всегда нужно было именно ту игрушку, которую брала Таня. И если она не получала её, тут же начинался рёв.
— Таня, ну ты же старше. Неужели так сложно уступить сестре? – Укоризненно говорил папа, и Таня уступала, она ведь старшая сестра.
— Завяжи шнурки. – Просила Катя сестру, став ещё постарше.
— Завязывай сама. Я ведь столько раз показывала тебе, как это делать. – Хмурилась Таня.
— У меня не получается. Помоги. – Капризничала Катя, выставляя ножку вперёд. И Катя помогала.
— Помоги с математикой. Никак не могу решить. – Просила Катя, став ещё старше.
— Таня, ты отличница, а сестру подтянуть не можешь. – Упрекал папа, и Таня шла помогать с математикой, хотя во дворе её ждали подруги.
И так было всегда: уступи, поделись, помоги, подай пример… Иногда Тане было обидно в такие моменты, но сестру она всё же любила, да и приятно было, когда Катя елейно улыбалась и обнимала её в знак благодарности или говорила:
— Спасибо, сестрёнка, ты лучшая!
После школы Таня уехала из их маленького городка в областной город. Поступила в институт, продолжала и тут хорошо учиться. Ближе к окончанию института, встретила Павла. После выпускного, они поженились и уехали в родной город Павла, в другую область. Тем временем, Катерина тоже окончила школу и отправилась по стопам старшей сестры, покорять большой город. И хоть между сёстрами сейчас было немалое расстояние, связи они не теряли.
— Тань, помоги. Я совсем замоталась, в общем, с курсачом сроки горят. Тема ещё такая замудрённая. – Жаловалась Катя по телефону.
— Ты предлагаешь, чтоб я за тебя курсовую писала? У нас же разные специальности. – Удивлялась Таня.
— Нет, что ты. Просто отправь мне денег, я заплачу, напишут. Знаешь же, что мама лишнего не даст. – Просила Катя. Папа умер несколько лет назад. И, в отличие от сестры, на бюджет Катя не поступила. Мама оплачивала, конечно, обучение, проживание, но лишних денег отправить не могла.
— Кать, ты же знаешь, у нас сейчас тоже не густо с деньгами. – Напоминала Таня, которая только недавно вышла в декрет с сыном Ромкой. – Может быть, тут весь вопрос в том, что ты не серьёзно относишься к учёбе? Пора браться за голову. – Наставляла она сестру.
— Конечно, конечно, ты права, в следующем году выложусь на сто процентов. – Обещала Катя. – Но сейчас с курсачом надо что-то решать, а то не будет никакого следующего курса. – Продолжала она давить на сострадание.
Таня сдавалась, сбивчиво объясняла Павлу, что нужно помочь младшей сестре. Павел хмурился, но деньги в семейном бюджете находились.
Так с горем пополам, Катя окончила институт. А потом Катя влюбилась в Олега, пару раз восторженно упоминала его в разговоре с сестрой и даже вернулась с ним к маме, поселившись в квартире детства. Мама, в телефонных разговорах рассказывала не много: вроде, живут хорошо, хоть и не расписаны, дома бывают редко, наверное, работают много, хотя денег у них постоянно нет. Вот, пожалуй, и всё. Лишь спустя время Таня узнала, что происходило на самом деле.
— Тань, помоги. – Катя рыдала в трубку.
— Что случилось? – Заволновалась Таня.
— Олега обвиняют в хранении и продаже незаконных веществ. Нужны деньги на адвоката и прочее.
— Что? Как такое произошло? – Удивилась Таня.
— Ну как, как – подставили его. Подумаешь, несколько раз покупал, так ведь это так, расслабиться. – Оправдывала Олега Катя.
— Расслабиться? – Таня не верила своим ушам. – А ты тоже так с ним расслаблялась?
— Ну было пару раз, что тут такого? – Не понимала наездов сестры Катя. – Деньги нужны, понимаешь? Помоги, мать дать не может. – Снова попросила Катя.
— У меня нет таких денег. – Таня первый раз в жизни отказала сестре.
— Спасибо! – Катя бросила трубку.
На следующий день Тане позвонила мама.
— Танюша, дочка, выручай. Беременна ведь Катя от него, без отца ребёнок останется. А так, глядишь, образумятся оба, как родителями станут. А они потом тебе все деньги вернут. – Просила она за младшую дочь. Давила на своё больное сердце, и на то, что родная кровь не водица.
— Паш, тебе не понять, ты один рос, а тут сестра. – После нескольких дней уговоров матери, Таня убеждала мужа, что нужно помочь.
— Всю жизнь будешь за неё ошибки исправлять? Это не школьный диктант. Это жизнь. Взрослая жизнь. Сестра твоя давно не ребёнок. – Павел пытался вразумить жену.
— Не могу я не помочь. – Таня с мольбой посмотрела на мужа. Покупку нового автомобиля пришлось отложить, сбережения ушли на адвокатов и прочие расходы.
Удалось доказать, что Олег не виновен. После чего, он пропал бесследно. Просто в один день собрал вещи и исчез. Телефон неизменно отвечал: абонент вне зоны действия сети. Катя рыдала, пыталась его найти, но напрасно, а потом родила здоровую девочку и даже вжилась в роль заботливой мамы. По крайней мере, так казалось. Вот только денег им постоянно не хватало, как жаловалась Катя. Хотя на фотографиях и по видеосвязи она выглядела с иголочки. Модные вещи, дорогущая коляска для дочки Сони. При этом, раз, а то и два раза в месяц, Таня стабильно слышала в трубке:
— Выручай, сестрёнка.
Таня уже давно вышла из декрета, поэтому могла не советуясь с мужем отправлять небольшие суммы, но ситуация ей не нравилась. Она знала, что мама, не смотря на небольшую пенсию, тоже помогает Кате.
— Сестрёнка, а тебе не кажется, что сейчас можно и уменьшить расходы? – Советовала Таня.
— Скоро выйду на работу и всё верну. Только не нуди. – Каждый раз обещала Катя. Таня только вздыхала.
Постепенно, жизнь Кати, казалось бы, наладилась. Она, действительно, вышла на работу, и, хоть долги и не вернула, но хорошо хоть больше не занимала. Таня выдохнула, но рано. Умерла мама. На похороны Таня приехала с мужем и сыном. Она корила себя, что так редко приезжала навестить мать, и долго сидела в задумчивости в её комнате. На комоде у кровати лежала фотография – две маленькие, похожие друг на друга девочки, а сзади подпись: «Любимые дочки Таня и Катя». Таня вспомнила, как мама всегда говорила им, что роднее друг друга у них никого нет, что надо обязательно поддерживать друг друга. И добавляла всегда: «Танюша, ты старшая, береги сестру».
— Ну что сестрёнка, может быть, поближе к нам переберёшься? – Предложила Татьяна Катерине.
— Да нет, у меня тут работа, у Сони садик, мы тут останемся. Вот только с квартирой как быть? Половина ведь твоя. Продадим и разделим? Я себе куплю квартиру поменьше, а твою долю тебе отправлю. – Катерину больше интересовал вопрос раздела имущества.
— Хорошо. – Согласилась Татьяна.
Семья Татьяны вернулась домой. Сестры продолжали поддерживать связь, но Катя всё реже отвечала на звонки, оправдываясь потом сильной занятостью. И всё чаще по голосу было слышно, что Катерина пьяна.
— Катя, ты снова пьёшь? Как ты можешь? Зачем? – Возмущалась Татьяна, она понимала, что сестра опять во что-то влипла.
— Это у тебя жизнь удалась, а у меня… Да куда тебе понять. – Заносчиво отвечала Катерина. – Лучше вышли денег, зарплату задерживают. – Просила она.
— Кать, опомнись, у тебя дочь. – Пыталась вразумить Татьяна.
— Да, у меня дочь. Её, между прочим, кормить надо. А зарплату задерживают. Выручи, сестрёнка. – Твердила Катерина.
Татьяне всё это не нравилось. И перебор с алкоголем, и постоянные просьбы о деньгах, и нерешённый вопрос с квартирой. Прошло уже больше года, с похорон матери, а вопрос с квартирой так и висел в воздухе. Катерина говорила, что покупателей пока нет, возможно, нужно снизить цену или сделать ремонт. И каждый раз уверяла, что Татьяне не о чем беспокоиться, она обязательно решит этот вопрос.
В тот раз Таня не могла дозвониться до сестры уже две недели, когда вспомнила, что записала на похоронах на всякий случай номер соседки Кати.
— Пьют они. – Ответила соседка.
— Кто они? – Не поняла Татьяна.
— Катька и хахаль её. – Объяснила соседка. – Мать ваша ещё жива была, он к Катьке ходил, выпивали они часто вместе. – Соседка рассказывала, а Таня опять не верила своим ушам. Оказывается Катя, после рождения Сони жила вполне себе на широкую ногу, с новым ухажёром они набрали кредитов и займов, везде, где только можно было. Он не работал, она тоже, заёмные деньги тратились, а долги копились.
— Почему же мама молчала? Я ничего этого не знала. – Не понимала Татьяна.
— Так они и с матери вашей тянули. Они ж поди-ка и в могилу её свели. – Хмыкнула соседка.
Татьяна рассказала обо всём Павлу.
— Отчего-то я даже не удивлён. – Нахмурился тот.
— Нужно что-то делать. – Развела руками Татьяна.
— Что ты предлагаешь? Опять мчаться спасать твою сестру? Таня, будь разумной. – Пытался остановить жену Павел.
— Да, Катю, я уже, наверное, не спасу, но там ведь моя племянница. – Задумчиво ответила Татьяна. Павел понял, что спорить бесполезно и да, он понимал, что маленькая дочка Кати ни в чём не виновата.
— Мне поехать с тобой? – Спросил он.
— Оставайтесь с Ромкой дома, я разберусь. – Вздохнула Татьяна.
Ещё долго решался вопрос о лишении Катерины родительских прав, об оформлении опекунства над Соней, о разделе имущества.
— Ещё сестра, называется! – Упрекала всё это время Катерина Татьяну.
— Может быть, я не справилась с ролью хорошей старшей сестры, но я старалась. А ты не справилась с ролью сестры, дочери, матери, потому что и не пыталась. – Задумчиво, но твёрдо ответила ей Татьяна.