Звуки скандала были прекрасно слышны и на втором этаже дома, хотя стены были довольно толстыми и прочными. Но Лену это не смущало. «Пусть слушает», — мелькнуло у неё в голове.
У молодой женщины, что называется, накипело. Она долго копила в себе обиды, давила их, трамбовала, молчала… И вот её собственный «ящик Пандоры», наконец, вскрылся. Лена уже не в силах была себя контролировать, высказывая Валере всё. Рядом стояли собранные чемодан и дорожная сумка.
— Да перестань ты психовать, – пытался успокоить её муж. – Ничего же страшного не происходило, Лена…
— То, что из твоей жены сделали прислугу – для тебя это ничего страшного? – негодовала Лена. – Мы так не договаривались! Вспомни, что ты мне обещал, когда мы только поженились! Как мы хорошо жили, пока… Пока…
Несмотря на уже почти бесконтрольно бьющий вулкан эмоций, Лена всё же не стала заканчивать фразу. Но Валера и так всё понял.
— Лена, но это же её дом, – тихо сказал он.
— Знаю! Я сто раз предлагала тебе съехать отсюда. Но ты продолжаешь упираться!
— Лена, я не могу…
— Зато я могу! Всё, с меня хватит!
Лена подхватила вещи и решительно направилась в сторону ажурных ворот. Валера поспешил за ней и попробовал удержать.
— Да подожди ты! Лена, не пори горячку. Давай ещё подождём.
— Чего? Чего нам ждать? Нет, я больше не могу! Хочешь? Оставайся! А я всё решила.
Лена вырвалась и снова пошла на выход, когда её окликнул спокойный голос.
— Лена, задержись немного…
На крыльце дома стояла Ангелина Васильевна, хозяйка дома и свекровь Лены. Всё это время она находилась на втором этаже в своей комнате и, казалось, всё происходящее её ничуть не волнует. Лена нехотя остановилась, и Ангелина Васильевна спустилась по ступенькам в её сторону.
— Валера, оставь нас, пожалуйста.
— Мама, ты уверена?
— Да… Наверное, надо было ей раньше сказать.
Лена удивлённо посмотрела на мужа и свекровь.
— Сказать о чём?
Валера пропустил её вопрос мимо ушей и пошёл в дом. Свекровь подошла к невестке.
— Прогуляемся?
Лена всё ещё была взвинчена.
— Если Вы снова собрались читать мне нотации, то я ими уже сыта по горло!
— Нет, просто хочу кое-что тебе рассказать. Пойдём.
Лена оставалась на месте, а в её взгляде читала нерешительность. Она покосилась на свои вещи. Ангелина Васильевна улыбнулась.
— После нашего разговора ты сама решишь, куда их деть.
Не дожидаясь ответа, женщина медленно пошла по тропинке небольшого сада. Подумав, Лена двинулась за ней. Валерий нервничал в доме, наблюдая за женщинами в окно. Они скрылись в тени вишнёвых деревьев, и он потерял обеих из виду.
Мужчина решил поставить чайник, и на какое-то время отвлёкся. Когда он вновь вернулся на свой «наблюдательный пункт», Лена и Ангелина Васильевна уже вместе возились в розарии. Валерий облегчённо вздохнул и улыбнулся.
* * *
— Прикольная мама у тебя! – Лена с интересом рассматривала фотографии Ангелины Васильевны в разные периоды её жизни. Казалось, что они в доме повсюду. Вот мать Валерия катается на лыжах в горах, а здесь отдыхает на морском берегу. А вот – настоящие джунгли Амазонки. А здесь она покоряет Эльбрус…
— Господи, откуда у неё на пенсии столько энергии? – поражалась Лена.
— Сам удивляюсь, – смеялся Валера. – Но это мамин стиль жизни.
— Круто! – резюмировала Лена. – Зато будет, что потом вспомнить. Это же гораздо интересней, чем дома диван просиживать. И вообще…
Лена не договорила, но Валера её понял. И засмеялся.
— И вообще, выйти замуж за сына путешественницы, всё равно, что за сироту, да?
Лена засмущалась.
— Нет, я твоей маме желаю очень долгих лет… Но… Да, – нехотя призналась она.
Будучи ещё в статусе невесты, Лена часто рассказывала Валерию, как некоторые её подруги страдают под гнётом свекровей. Да он и сам был свидетелем их слёз и жалоб.
— Слава богу, у меня всё будет иначе.
Ангелина Васильевна издалека по телефону поздравила молодых с бракосочетанием. Лена всего несколько раз общалась с ней по видеосвязи, и женщина произвела на неё самое приятное впечатление.
Кроме того, Лена была просто очарована домом, в котором жили Валерий и его мать. Точнее, Ангелина Васильевна жила только номинально, поскольку была в постоянных разъездах. Валерий рассказал, что этот дом мечты родители строили сами, долго и с большой любовью.
Он был небольшим, но невероятно уютным и красивым. Казалось, что каждая деталь здесь была продумана. Дом окружал фруктовый сад, по участку были разбиты цветники. Одним словом, райское место.
* * *
Лена наслаждалась жизнью, любовью, свободной и своим браком, считая, что вытянула в жизни счастливый билет. Ей нравился дом, нравилась обстановка, но у молодой жены была одна привычка – она обожала перестановки. Причём мелкими предметами её страсть не ограничивалась. Несмотря на протесты Валеры, Лена нередко бралась и за мебель.
— Надорвёшься когда-нибудь, – ворчал по этому поводу Валера.
— Всё в порядке, у меня вдохновение, – беспечно отвечала Лена.
И вот сегодня она вдруг решила, что милый диванчик, который красовался у дальней стены, напротив телевизора, должен стоять у окна. Причём повёрнутый именно так, чтобы с него можно было любоваться садом. Едва Лена закончила в очередной раз вносить изменения в интерьер, как за её спиной раздался женский голос.
— Поставь, пожалуйста, на место.
Лена обернулась и увидела Ангелину Васильевну, которая стояла на пороге, а рядом расположился большой рюкзак. Лена узнала свекровь по фото.
— Ой, здравствуйте… Вы так тихо вошли. А я Лена…
— Я знаю, кто ты, – спокойно ответила женщина. – Я попросила вернуть диван на место.
Ангелина Васильевна осмотрела комнату.
— Кажется, здесь много чего поменяли местами…
Лена смущённо молчала.
— Надеюсь, ты помнишь, что и как было, – сказала свекровь. – Пожалуйста, верни, как было.
Сказано это было вежливо, но довольно жёстко. Прихватив рюкзак, Ангелина Васильевна отправилась на второй этаж, где была её спальня. Валера был на работе, а Лена понятия не имела, как вести себя со свекровью. Она запаниковала, пытаясь вспомнить все свои перестановки, позвонила мужу и сообщила ему о приезде матери.
— Ты почему меня не предупредил, что она возвращается? – спросила она.
— Да я сам не знал, – по голосу было очевидно, что Валерий и сам был сильно удивлён такой новости.
Весь остаток дня Ангелина Васильевна оставалась в своей комнате, и они с Леной не виделись. Женщина спустилась, только когда вернулся Валера. Они тепло обнялись, но Лене показалось, что свекровь держится как-то слишком холодно даже со своим сыном.
Они все вместе поужинали, обменялись новостями, и свекровь велела Лене помыть посуду, а сама снова вернулась наверх.
— Твоя мама всегда такая? – спросила Лена мужа.
— Нет… Может, просто устала с дороги.
На следующий день Лена проводила мужа на работу, а сама села за ноутбук. Она трудилась на фрилансе, и сама могла составлять свой график. Однако у свекрови были иные планы.
— Лена, пойдём со мной, – сказала она невестке, спустившись вниз.
И направилась к выходу. Лена пошла следом. Оказалось, что свекровь привела Лену на один из розариев, где невестке предстояло напитать цветы удобрениями.
— Но я никогда этого не делала, – удивилась Лена.
— Придётся начать, – спокойно сказала свекровь.
Лена решила не спорить и всё сделала под комментарии свекрови. Едва она решила вернуться к работе, как у Ангелины Васильевны появилось следующее поручение – вытереть пыль во всех комнатах.
— Но я два дна назад вытирала, – пыталась возразить Лена.
— А это нужно делать каждый день, – также вежливо, но твёрдо сказала свекровь.
Затем Лене пришлось помыть полы, а затем снова отправиться в сад. На этот раз в её заботе нуждались плодовые деревья. Обед Лена готовила тоже под присмотром свекрови. Женщина дала невестке ещё ряд поручений, и только после этого Лена, наконец, смогла заняться своей непосредственной работой.
* * *
Вечером она решила пожаловаться мужу на эксплуатацию со стороны свекрови, но Валерий неожиданно для жены принял сторону матери.
— Лена, но ты ведь целый день дома сидишь! – сказал он. – Почему бы не помочь?
— Так речь не о помощи! – воскликнула Лена. – Она именно меня заставляла всё делать, а сама только командовала. И я не просто дома сижу, но ещё и работаю. А твоя мама на пенсии, и у неё как раз есть свободное время для уборки, в отличие от меня.
Но Валера постарался замять тему. На следующий день повторилось то же самое – Ангелина Васильевна загрузила Лену домашней и садовой работой, а сама заняла руководящую позицию. И вновь Валерий отказался её поддержать.
— Мама любит, чтобы в доме был порядок, – пояснил он жене.
— Да твоей мамы годами дома не было, – возражала Лена. – Когда она успела к порядку привыкнуть? Ты, вообще, на чьей стороне?
— Я за мир во всём мире, — отвечал Валерий.
Так продолжалось изо дня в день. Лена под присмотром и под советы свекрови трудилась дома и в саду. Идти на прямой конфликт с женщиной она не решалась, все свои претензии высказывала мужу.
Но Валерия словно подменили – он неизменно выгораживал мать. Подменили, или он всегда таким был? Ведь ни до свадьбы, ни первое время после свадьбы Ангелина Васильевна с ними не жила. Поэтому Лена понятия не имела, какие отношения между матерью и сыном. Неужели ей достался маменькин сынок?
С каждым днём эта мысль всё прочнее укоренялась в её голове. Лене было больно и обидно. Она любила Валеру, но разделить судьбу своих подруг, страдающих от произвола свекровей, не была готова.
* * *
— Валера, давай переедем, – пыталась она убедить мужа.
— Куда переедем, зачем? Тебе же здесь так нравилось.
— Раньше нравилось, а теперь нет! – ворчала Лена. – Лучше квартиру снимать. Да что с тобой такое? Неужели ты сам ничего не видишь и не понимаешь?
Но Валерий категорически отказывался входить в положение своей жены. Наконец, Лена не выдержала и заявила мужу, что уходит от него и подаёт на развод, если он решит остаться в доме матери.
Однако спустя час Лена сама подкармливала розы, всё время переспрашивая у свекрови, правильно ли она делает.
Ангелина Васильевна сначала рассказала невестке, с какой любовью они с покойным мужем строили и обустраивали дом и сад.
— Мы были уверены, что вместе встретим здесь старость, – с грустью произнесла Ангелина Васильевна. – Но не случилось…
Отец Валерия трагически погиб несколько лет назад
— Он был моей первой и единственной любовью, – призналась свекровь. – На всю жизнь.
Долгие годы они с женой откладывали деньги, чтобы на пенсии отправиться в путешествия. Ангелине Васильевне пришлось воплощать их общую мечту в одиночку.
Но ей пришлось вернуться домой, когда она узнала, что слепнет. Процесс был необратимым, и женщина понимала, что скоро совсем погрузится во тьму, до конца своих дней. Сыну она призналась вскоре после возвращения, а невестке долго не решалась.
— Мне очень важно знать, что и в доме, и в саду всё так же, как было при нём, понимаешь? Чтобы я могла свободно ориентироваться в доме, зная, что предметы на тех местах, как я помню. Моё зрение падает с каждым днём. Скоро я совсем ничего не смогу видеть.
Выслушав исповедь свекрови, Лена даже расплакалась, и они обнялись.
А затем невестка отправилась к розариям. А на утро сама, без предупреждения, пошла вытирать везде пыль. От привычки к перестановкам ей пришлось отказаться, но Лену это ничуть не волновало.