Вернись ко мне. Рассказ.

Он позвонил вечером во вторник. Варя только вернулась с работы: девятый класс писал сегодня сочинение, и тащить домой тяжёлые тетради не хотелось, вот и засиделась допоздна.

-Привет. Это Виктор.

Наверное, думает, что Варя удалила его номер телефона. Не удалила.

-Я поняла. Что-то случилось?

На краткий миг она испугалась, решила, что неладное с Андреем. Месяц назад сын уехал работать на север, что-то вроде дежурства на маленькой станции. Связи с ним не было, и Варе от этого стало даже легче: она устала все время бояться, все время думать о том, не случилось ли с ним чего. Ни она, ни Виктор никогда не злоупотребляли алкоголем, у них в роду вроде такого не было, но Андрей… Как расстался с этой циничной Леночкой, так и понеслось. Сколько раз ей звонили, сколько раз она забирала его то из больницы, то из вытрезвителя…

-Да почему должно что-то случиться, чтобы я тебе позвонил? — обиделся он. — Просто решил узнать, не нужна ли помощь. Ты же теперь одна.

«Я десять лет уже одна» — подумала Варя, но сказала совсем другое:

-Спасибо, я справляюсь.

-Ну, если нужно будет что-то починить или там, я не знаю… Ты только скажи.

Голос у него совсем не изменился, и на несколько секунд Варя представила, будто не было никакой Алины, не было тяжёлого развода и десяти лет разведенной жизни. Что Виктор звонит с работы и скоро вернётся домой, спрашивает, что сегодня на ужин. Но наваждение быстро прошло.

-Ладно. Спасибо.

Она долго ещё держала телефон в руке после того, как Виктор попрощался, и смотрела в окно. Что-то в его голосе насторожило Варю: и через десять лет она всё ещё слишком хорошо его знала. Да и не звонил он никогда, только сыну, а ей — никогда.

Разнервничавшись, она принялась искать сигареты. Курить Варя бросила давно, когда поймала сына с сигаретой и отругала, а он парировал: почему тебе можно, а мне нельзя? Но полупустую пачку хранила в шкафу за коробкой со специями, туда сын никогда не заглядывал, и когда было особенно тяжко, выкуривала одну, кашляя и задыхаясь от дыма.

Сигарета не помогла. Тогда она собралась и пошла до киоска с овощами и фруктами: решила приготовить салат на ужин, все равно холодильник был пустой.

На самом деле ходила она в киоск не потому, что сильно любила овощи или они были там лучше и дешевле, чем в супермаркете. Просто Варе хотелось поговорить с Анваром. Он смешил ее, умел поднять настроение и всегда давал в довесок что-нибудь особенное: первый в сезоне гранат или горстку отборных орехов. Раньше он работал с женой, теперь ему помогала дочка. Уже после похорон жены он рассказал, что дочка на самом деле была племянницей: у них с женой дети не получались, а у брата было семеро, и когда родилась ещё одна дочь, он отдал ее Анвару с женой.

Варю эта история поразила до глубины души, она не понимала: как можно отдать собственного ребенка? Для нее не было никого дороже Андрея, и сейчас, впервые расставшись с сыном так надолго, она тосковала, хотя и понимала, что эта работа может помочь ему. Но, возможно, когда у тебя семеро детей, ты уже не так сильно к ним привязан.

-О, кого я вижу! — обрадовался Анвар. — Варвара Михайловна, тебе чего сегодня? Смотри, какие яблочки привезли, как раз как ты любишь!

Иногда Варе казалось, что его улыбки и подарки — это нечто большее, чем просто любезность к постоянному покупателю, но тут же она себя одергивала: кому нужна толстая старая тетка?

Это были не ее слова о себе. Это Виктор сказал, когда ушел к Алине, что она молодая и красивая, а Варя превратилась в толстую старую тётку.

Тем не менее настроение у Вари улучшилось. После салата и красного яблока она почитала немного, все ещё думая о Викторе, и легла спать, твердо решив позвонить ему завтра.

Собственно говоря, даже придумывать ничего не пришлось: кран в ванной давно капал, а вызвать сантехника было лень.

Виктор приехал в тот же вечер. Варя удивилась, какой он худой, не кормит его эта Алина, что ли.

-Хорошо выглядишь, — сказал он.

-Ой, да скажешь тоже!

-От сына нет новостей?

-Нет, какое там. Ты же знаешь, там нет связи.

-Ну да, ну да.

Он починил кран, не отказался от макарон с котлетой. И не переставал нахваливать ее стряпню, прическу и прочее, так что в душу Вари закралось подозрение: не надумал ли он попроситься назад? Может, Алина его бросила?

Гадать не стала, спросила напрямую:

-Как там с Алиной у вас, все хорошо?

Виктор отвёл глаза.

-Да мы расстались ещё год назад. Андрей разве не говорил?

-Нет.

Правильно она поняла — Виктор всегда не любил эти хозяйственные дела и решил, что лучше вернуться к толстой старой тётке, чем питаться одними пельменями.

Она разозлилась. Что он себе надумал? Не бывать этому, ещё имеет наглость сюда явиться!

К счастью, Виктор не заговорил о возвращении. Перевел разговор на другую тему, сказал, что кран починил, но надолго не хватит, нужно менять смеситель.

-Я куплю тебе новый, принесу, — пообещал он.

Когда Виктор ушел, Варя встала у зеркала и посмотрела на себя. Может ли она нравиться ещё кому-то? В волосах пробивается седина, что и неудивительно с ее учениками и вечными выходками Андрея; талия как у бегемота, так что любое платье сидит нелепо; ноги в варикозной сетке. О чем она только думает! Варя отвернулась и пошла спать.

Виктор поймал ее на остановке — притащил смеситель, сказал, что сегодня прям и поменяет. Она не хотела заходить с Виктором в киоск, но он сказал, что хочет свежий салат и от фруктов бы не отказался. Варе было неловко, потому что Виктор, выбирая фрукты, говорил с ней так, словно они семейная пара. Почему-то ей не хотелось, чтобы Анвар так про них думал.

Дома, пока Виктор возился со смесителем, она нарезала овощи для салата, подогрела вчерашний суп. Яблоки Виктор положил к себе в рюкзак, и она пошла достать их. Стопка листов в прозрачном файле привлекла ее внимание, и Варя прочитала несколько слов. Прочитала ещё раз. Достала файл и просмотрела быстро все листы. Сомнения не было: Виктор был болен. Рассеянный склероз. Диагноз поставили год назад.

Вот почему они расстались с Алиной.

Варя вернула листы обратно, сделала вид, что ничего не видела. Но про себя уже решила: она сделает это. Позволит ему вернуться назад, будет ухаживать за ним, поможет прожить достойно оставшуюся часть жизни.

Виктор приходил часто. Они говорили, вспоминали детство Андрея, ужинали вместе. Она все ждала, когда он попросится назад, чтобы сказать, что не против, но Виктор молчал. Он починил все, что только можно, заказал ей новый шкаф для книг и сам собрал его. Теперь, когда она знала о болезни, ее признаки были ей заметны: он не снимал темных очков на улице, часто бывал неловок, ходил медленнее, даже чем она со своим лишним весом.

В тот день Виктор, наконец-то, сделал что-то необычное: на прощание обнял ее, крепко прижав к себе. Варя хотела сказать ему, что он может остаться, но Виктор отстранился и быстро ушел.

На следующий день, когда она зашла за яблоками, Анвар протянул ей конверт.

-Что это? — удивилась Варя.

-Твой бывший оставил.

-Виктор?

-А у тебя их много?

-Нет. Только он.

Она сжала в руках конверт, испытывая неловкость и беспокойство.

-Что он сказал?

-Просил заботиться о тебе, — ответил Анвар, не отводя взгляд.

Варя вспыхнула.

-Он болеет, — зачем-то сказала Варя.

-Я знаю.

Дома она прочла письмо. Виктор просил прощения, благодарил ее за все, уверял, что с Андреем все будет хорошо. И просил не терять времени — «этот продавец фруктов так смотрит на тебя, что сразу все понятно». Сам он уезжал в деревню к старшему брату, тот обещал помогать, когда болезнь возьмёт свое.

«Не знал, как сказать тебе. Но ты ведь всегда была любопытной. Думаю, ты сама все прочла. Я видел это в твоих глазах».

Когда слезы на Вариных щеках высохли, она убрала письмо в коробку с документами и украшениями, взяла сумку и вышла из дома. Киоск вот-вот должен закрыться. А вечер сегодня просто чудесный.

 

Источник

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вернись ко мне. Рассказ.
А кто мой отец?