— Людмила Ивановна, Виталик спит, – трубку телефона сына пенсионерки, подняла невестка.
— Лиза, ну так разбуди его. Мне очень срочно нужно поговорить, – настаивала мать.
— Что там у Вас опять? – тяжело вздохнула молодая девица, — Говорите уже, я ему передам, когда проснется.
— Нет, мне срочно нужно. Скоро машина приедет часа через полтора. Нужно помочь грузить вещи. Я же говорила, что решила кресла старые, комод и тумбы перевезти на дачу, — расстроилась Людмила Ивановна.
— Ну, так надо было грузчиков нанять, – крикнула невестка, — Что Вы по каждому поводу Виталия дергаете. Он, между прочим, работает, устает.
— У меня двое взрослых сыновей, а я должна грузчиков нанимать? – губы матери предательски задрожали, она готова была расплакаться.
— Сыновья не обязаны по каждому Вашему свистку быстро бежать. Я Вам еще раз повторяю: вызывайте грузчиков, если нужно таскать тяжести, мастеров по ремонту — если нужно что-либо отремонтировать, а нас оставьте в покое.
— У меня пенсия маленькая, а печатный станок сломался, извини, Лиза, – с сарказмом ответила Людмила Ивановна, но невестка и тут нашла, что ответить:
— Пенсия маленькая у Вас потому, что Вы нигде не работали. Надо было в молодости думать о старости, а не надеяться на мужа и сыновей.
Елизавета — жена младшего сына Людмилы Анохиной отключила телефон, а свекровь так и осталась сидеть в кресле. Перед глазами вдруг встала вся ее жизнь, еще с того времени, как девятнадцатилетняя Люда вышла замуж за капитана Анатолия Анохина и уехала с ним в гарнизон…
…Служил тогда муж Людмилы за тысячу километров от родного дома. Людочка, которая только-только окончила педагогическое училище, даже на работу там устроиться не могла. Детского сада там не было, да и вообще работы не было.
— Сиди дома, Людочка, – заботливо сказал муж, — Я нас с тобой обеспечу. Зачем тебе вкалывать, если нет такой необходимости?
Люда только кивнула. Острой необходимости, действительно, не было. Жильем молодожены были временно обеспечены, питанием — тоже, а деньги, даже, удавалось откладывать, тратить особо их было некуда.
И началась у Люды жизнь жены военного. Не успела на одном месте освоиться, как мужа переводили на другое место службы. Девушка настолько привыкла жить между поездками, чемоданами, что после приезда на новое место службы, перестала раскладывать вещи из сумок полностью. Только самое необходимое доставала.
Вскоре Людочка поняла, что жизнь такая ей не по нраву. Нет ни дома своего, ни угла. Переезжают с чемоданами по стране, а что дальше? Вот если были бы дети, жизнь стала бы ярче, а семья крепче. Смысл бы в этой нелегкой жизни появился.
Но несмотря на то, что Анохины уже пять лет жили в браке, детей у них так и не родилось. Даже не беременела Люда ни разу. Начались долгие годы ожидания, обследований и лечения. Так продолжалось до тех пор, пока в тридцать пять лет Людмила родила сына Олега. Женщина уже отчаялась и вдруг — такой подарок.
К этому времени, муж уже получил квартиру в областном центре, где семья и осела. Жили как все. Через три года дочь родилась, а младший сын — Виталий родился и вовсе неожиданно. Людмиле было уже сорок пять лет, супруги и не ждали такого чуда.
Троих детей воспитывать не просто, поэтому Анатолий снова настоял, чтобы супруга не работала, а посвящала время домашним делам, детям и быту. Зарабатывал Анохин очень хорошо, так что семья не нуждалась.
Людмила была хорошей матерью. Всю себя без остатка детям посвятила. Женщина разрывалась между школой, кружками и спортивными секциями, создавала уют в доме. Все взвалила на себя Людмила, обеспечивая мужу надежный тыл и освобождая его от бытовых проблем.
О пенсии, а тем более, о ее размере тогда и мыслей не было. Важнее было дать детям образование и жильем обеспечить. Когда женился Олег, а затем замуж вышла Ева — средняя дочь, Анохины продали наследство своих родителей и купили старшим детям по однокомнатной квартире.
А потом очень сильно заболел муж Людмилы. Когда Анатолий слег после сложной операции, младшему сыну Анохиных было четырнадцать лет, а маме мальчика — пятьдесят девять. Через год отца не стало, а вскоре Людмила вышла на пенсию.
Жили с сыном за счет накоплений, пенсии. А еще Людмила Ивановна сдавала в аренду однокомнатную квартиру, которую они незадолго до смерти супруга, купили для младшего сына.
К этому времени, Виталий уже учился в университете. Выучить парня помогли старшие дети — Олег и Ева, которые не остались в стороне и за это им мать очень благодарна. После получения диплома, Виталий женился на своей однокурснице — Лизе и переехал жить с молодой женой в однокомнатную квартиру, которую купили им родители.
Мать осталась одна. Непросто жить одной в шестьдесят девять лет, но ведь у нее есть дети. Если Людмиле Ивановне что-нибудь нужно, она всегда обращалась за помощью в старшему сыну и дочери, а теперь вот и к Виталию. Но то, что сейчас женщина услышала от младшей невестки, обидело ее до глубины души.
Мать твердо решила поговорить в сыном. Он ведь не знает, что его супруга себе позволяет. Если Виталик узнает, как она разговаривала с его матерью, сразу приструнит нахалку.
Каково же было удивление матери, когда она услышала ответ от сына:
— То есть, ты знаешь о нашем разговоре с Лизой?
— Знаю, и что? – пожал плечами Виталик, – Мам, ну, ты, действительно, достала. Вечно тебе что-то нужно.
— Я? Достала? – Людмила Ивановна широко раскрыла глаза и не мигая смотрела на сына, – Но, ведь, вы мои дети. К кому же еще мне обратиться за помощью на старости лет?
— Ну, к нам, к нам, конечно, но ведь не так часто. Я взрослый человек, у меня своя семья, масса дел, а тебе вечно что-то вдруг надо и всегда не вовремя, — рассердился сын.
— Да я сейчас впервые за последние полтора месяца обратилась к тебе с просьбой. В прошлый раз попросила Мурчика с дерева снять. Или мне надо была самой на дерево залезть в то время, когда трое моих детей в соседнем дворе живут?
— Нет, мама, это не все. А ковры из химчистки привезти? А смеситель поменять на кухне. Еще и микроволновую печь ездил с тобой покупать, – перечислял сын.
— Я забыла об этом, – еле слышно ответила мама, – Сынок, а ты записываешь, что ли, сколько раз мне помог?
— Нет, не говори ерунды и вообще, мам, в этот раз ты, действительно, могла вызвать грузчиков.
— Я поняла тебя. Значит, и с тем, что твоя жена наорала на меня, ты тоже согласен, — ледяным тоном спросила мать.
— Нет, я поговорил с Лизой. Этого больше не повторится, но с другой стороны, ее тоже, можно понять, ты постоянно звонишь и что-то требуешь.
— Ты мой сын, я тебе всю жизнь отдала. Ты обязан мне помогать! – не выдержала Людмила Ивановна.
— Мама, никто, никому ничем не обязан. Ни ты мне, ни — я тебе. Когда у меня будут дети, я сразу им это объясню. Да и тебе, не помощь от всех нас нужна. Ты просто не хочешь терять свое влияние на нас. Тебе нравится помыкать нами, давать указания, а мы трое, чтобы крутились вокруг тебя.
Людмила Ивановна молча отключила телефон. Несколько минут женщина сидела в полной тишине. Ей казалось, что сын сейчас позвонит и извинится, но этого не случилось.
— Ну, что же, – сказала вслух мать, – Говоришь, сынок, что никто, никому, ничего не должен? Значит, так тому и быть.
Людмила вспомнила, как они с Анатолием продавали дом, квартиру, доставшиеся им в наследство от бабушки Людмилы и родителей Толи. Как потом покупали каждому из своих детей по небольшой однокомнатной квартире, чтобы было где жить сыновьям и дочери, когда создадут свои собственные семьи.
— Мы все это жилье на тебя будем оформлять, Людочка, — сказал муж.
— Зачем, Толя? – улыбнулась жена.
— Придет время ты все детям отдашь, а пока ты будешь владелицей, – настоял муж, – Послушай меня. Так правильно и надежно.
Людмила спорить со своим Анатолием не стала. Сделали так, как супруг решил. И вот теперь, Олег и Ева давно продали свои квартирки, добавили денег и купили жилье побольше. Мама была уверена, а потому отдала однушки со спокойной душой.
Виталий же женился недавно и его однокомнатная квартира, пока, оформлена на мать, а значит, ей решать как с этим жильем поступить. Если сын считает, что никто никому ничего не должен, значит пусть выметается со своей принцессой. Несколько дней Людмила вынашивала свои мысли в голове.
За это время ни сын младший, ни невестка так и не соизволили позвонить и извиниться перед матерью. Поэтому Людмила Ивановна приняла окончательное решение и уверенно набрала номер сына:
— Подыскивайте с Лизой жилье для себя и выезжайте из квартиры, – спокойно сказала мать.
— Мам, а это что еще за новости? – усмехнулся сын, – Лиза, ты слышишь, моя мама нас на улицу выгоняет из нашей собственной квартиры.
— Не из вашей, а из моей. По документам, я в этой квартире хозяйка, а выписать вас оттуда — минута времени.
— Мама, ты шутишь? Ты должна была передать эту квартиру мне, когда я женюсь. Так папа хотел, – растерялся младший сын.
— Ошибаешься, сынок. Никто, никому, ничего не должен. Или ты забыл свои слова? Выезжайте, а квартиру я буду сдавать, чтобы оплачивать услуги грузчиков, помощников, такси и перевозчиков. Что непонятного?
Сын озадаченно помолчал, потом положил трубку. А через полчаса в дверь Людмилы позвонили. Виталий приехал поговорить. Он сбивчиво говорил, что она совсем неправильно его поняла, что Лиза очень виновата и вообще, теперь в отношениях матери с сыном все будет совсем по-другому.
Людмила снова не стала спорить, а только кивала, с легкой улыбкой. Мол, хорошо, конечно поняла. А про себя думала, что пусть так, но она восстановит справедливость. А еще она вспоминала покойного мужа и только сейчас поняла как он был прав. Жизнь длинная и что ждет нас на закате одному Господу известно…