— Лера, помой посуду! — требовала бабушка.
— Тебе надо ты и мой! — дерзко отвечала внучка.
— Мать придёт с работы уставшая, а дома гора посуды, грязный пол. У тебя совсем совести нет, лентяйка! Ты должна помогать матери, а ты что? Сидишь в этом своём интернете целыми днями, — кричала с постели больная бабушка. По состоянию здоровья она в основном лежала.
Двенадцатилетняя внучка Лера со злостью хлопнула дверьми и ушла на улицу.
Вера Павловна не совсем была беспомощная: потихоньку на костылях она могла доползти до кухни. Помогала дочке в силу своих возможностей, но с каждым днём становилось всё труднее — совсем отказывали ноги.
Выслушав дерзкий ответ внучки, Вера Павловна охнула и попыталась встать. Так, потихоньку… Медленно, шаг за шагом, она дошла до раковины и вымыла посуду. Затем села за кухонный стол и задумалась.
Как же так получилось?.. Почему единственная внучка такая злая и ленивая?..
С самого рождения Вера Павловна нянчилась с ней. Пока ходили ноги, гуляла с ней, водила на разные кружки — бальные танцы, музыка, — в общем, занималась воспитанием и развитием ребёнка, помогала дочери, как могла. Дочь её Лиза воспринимала такую заботу не задумываясь о благодарности – это было как нечто само собой разумеющееся. Чему Лиза уделяла внимание, так это контролю над бабушкиными воспитательскими замашками: она не разрешала Вере Павловне кричать на внучку и наказывать её. Когда внучка Лера подросла, бабушка вздумала начать приучать Леру к порядку в доме, но тут опять вставила свои пять копеек дочь: «Не лезь, она маленькая ещё. Хватит терроризировать ребёнка.»
Лере покупалось всё самое лучшее. Никогда ни в чём не было отказа. Даже питание у неё было своё. Бабушкин борщ она отказывалась есть. Лера росла и превращалась в избалованного, эгоистичного подростка, бросала где попало вещи, к учёбе относилась посредственно, а все попытки бабушки поговорить ни к чему не приводили, только к агрессии.
— Да… Совсем разбаловали мы Леру, растёт такая лентяйка, просто ужас, — горько вздохнула пожилая женщина.
Последнее время её дочь Лиза редко появлялась дома. Она всё пыталась устроить свою неудавшуюся личную жизнь. Недавно познакомилась с каким-то иностранцем, а Вера Павловна прикрывает её, говорит внучке, что мать на работе. Как же она устала! Женщина доковыляла до кровати и легла.
Через несколько часов пришла дочь Лиза, вся из себя радостная и счастливая.
— Мама! Кажется я нашла своё счастье! Арам приглашает меня в свой дом знакомиться с родителями.
— Доча… Но это же другая страна… — растерянно произнесла Вера Павловна.
— Мама, я еду всего на неделю. На это время приглашу помочь тебе сиделку. Я уже договорилась. Завтра улетаю. Не переживай! Скоро заживём! Арам такой состоятельный мужчина! Наконец-то мы выберемся из нищеты!
Вера Павловна заволновалась:
— Лиза, ну какая же нищета? Квартира есть и не одна, вторую мы сдаём в аренду. Работа у тебя хорошая. Зачем нам другая страна? — со слезами на глазах сказала пожилая женщина.
— Мама, ну ты что же совсем ничего не понимаешь? Это совсем другой уровень жизни. Что мы видели хорошего в этом нашем Задрыпинске? Я хочу жить достойно, не оглядываясь и не думая, как прожить следующий день. Арам на мне женится и мы будем богатыми. И тебя подлечим!
— Ох, Лиза, Лиза.. — покачала головой мать. — Подумай хорошо, что-то плохое у меня предчувствие.
Но дочь не желала слушать мать и тут же принялась собирать чемоданы.
Вера Павловна пыталась рассказать про плохое поведение Леры, но Лиза отмахнулась от неё словами:
— У девочки переходный возраст, не надо на неё давить. Намоется она ещё в своей жизни посуды.
Не знала Лиза, как она была сейчас близка к правде.
Вечером Лера пришла с прогулки, мама обрадовала её новостями. Девочка, конечно, совсем не расстроилась, ведь ей пообещали новые гаджеты и райскую жизнь.
А рано утром Лиза улетела в другую страну.
Через несколько часов пришла сиделка.
— Здравствуйте! Меня зовут Наталья Владимировна. Я квалифицированная сиделка с медицинским образованием. Можно просто Наталья, — представилась она Вере Павловне.
Наташа приходила каждый день. Готовила, убиралась, помогала Вере Павловне. Внучка Лера всё также плохо себя вела: оставляла грязную посуду, разбрасывала вещи и абсолютно не слушала свою бабушку.
Прошла неделя. Сначала Лиза звонила. А потом перестала выходить на связь.
Услышав несколько раз — «абонент недоступен» Вера Павловна совсем разболелась.
Сиделка оказалась хорошим человеком и помогла написать заявление на розыск, но так как её проплаченные смены закончились, приходить перестала.
— Ба… А что мы будем есть? Дай денег, — просила внучка. — Когда мама приедет?
Вера Павловна заплакала.
— Лера. Мама пропала, её ищут. А денег совсем нет.
В дверь позвонили.
— Здравствуйте, я из следственного комитета. Мне надо задать вам несколько вопросов.
Пришедший следователь дотошно расспрашивал пожилую женщину. Записывал всё в блокнот. Но толку было мало. Прошла ещё неделя, и ещё, а новостей о дочери не было.
Позже пришли из опеки. Им поступила информация, что ребёнок без присмотра, а бабушка совсем больна.
Леру увезли в соц.учреждение, а Веру Павловну забрали в больницу. Девочке, привыкшей к свободной и лёгкой жизни, пришлось не сладко.
Время шло.
Веру Павловну подлечили, выписали домой. Попросив знакомого, она съездила к Лере.
— Бабушка забери меня. Я буду тебя слушаться! — рыдала внучка.
Сердце пожилой женщины разрывалось от сочувствия. Но просто так ничего не решить — нужна помощь. И тут она вспомнила. Есть один человек, который может помочь, ведь в своё время она помогла ему.
Дома Вера Павловна села за стол. Достала свою записную книжку и отыскала номер телефона. Подслеповато щурясь, она набрала цифры на мобильном.
К счастью, зазвучали гудки, а не холодное «абонент более не обслуживается», ведь прошло без малого двадцать лет.
— Частный детектив Михаил Ходченков слушает!
— Миша, Мишенька, это Вера Павловна, помнишь ещё меня, сынок?
— Вера Павловна? — переспросил Михаил, явно не узнав её.
— Из Козельска… Забыл, поди…
— Ах, Вера Павловна! Как же, как же! Вы же спасли меня в метель, когда меня избили! Помню, как вы отогрели меня в ванной, мазями намазали и отпоили горячим чаем. Ещё и денег на дорогу дали!
— Ох, да будет тебе… Я всего лишь поступила по-христиански…
— Как вы живёте? Как ваша дочь? эмм…. имя забыл, простите.
— Я-то с Божьей помощью, а вот дочь моя… — тут у Веры Павловны сжалось горло и она засипела, с трудом выдавливая из себя слова: — В беде моя дочь, в беде! Потому и звоню тебе…
— Записываю!
Лизу нашли. Сказочный принц оказался не таким уж и сказочным: он сделал Лизу прислугой у себя в доме, где проживала вся родня, запугал, избил и отобрал документы. Лизу привезли домой.
В родном городе Лиза пришла в себя и забрала Леру домой. С той поры дома воцарилась идиллия. Внучка перестала перечить бабушке и исполняла домашние поручения, а Лиза, услышав, что бабушка поучает её дочь, не спешила вмешиваться. Вера Павловна не могла нарадоваться.
Дочь вернулась на работу и больше не заикалась о богатой жизни.
Только пройдя определённые трудности и испытания девочки смогли оценить то, что имеют.