— Ты ж моя умница!
Папа погладил по голове сестру Алисы, когда та показала ему свой рисунок.
— Пап, пап, смотри, как у меня получилось!
Алиса тоже достала свой рисунок, демонстрируя его отцу.
— Нужно стараться, Алиса. Посмотри, как сестра рисует. Пускай она тебя научит.
Алисе показалось, что папа даже толком и не взглянул на то, что показывала ему его младшая дочь. Наверное, тогда, в возрасте восьми лет Алиса точно поняла, что ее папа любит меньше, чем Дашу, ее старшую сестру.
Она и до этого замечала, что ее отец относится к Даше по-другому. Но будучи еще совсем маленькой, она особо не задумывалась над этим.
А вот в тот момент задумалась. И как-то очень больно стало, обидно. Ведь Алиса ничем не хуже. Она учится хорошо, даже лучше Даши. Потому что сильнее старается, пытается заслужить папину любовь. А Даше даже стараться не надо, ее любят по умолчанию.
На тот момент Алиса не задалась вопросом, почему так. Просто это поняла и даже приняла. Подумала, что папа отдал всю любовь старшей дочери, а младшей просто не хватило. Так же бывает, наверное.
Даше на тот момент было двенадцать. Не сказать, что они с Алисой дружили, но общались нормально, как обычные сестры. И даже Даша заметила то, что ее сестренка расстроена.
— Да ладно, ты нормально нарисовала. Потренируешься, и совсем будет хорошо, — постаралась успокоить она Алису, когда папа ушел.
Алиса кивнула, а потом посмотрела на свою сестру.
— А ты помнишь маму?
— Маму? Ну, немного… А что?
— Мне просто интересно, она бы меня любила так же, как и тебя? Или тоже меньше? Потому что я младшая.
— Папа тебя любит, — буркнула Даша. – Забудь.
Но Алиса не забыла. Чем дальше, тем сильнее она замечала разницу между отношением отца к сестре и к ней.
Если Даша порвет куртку, папа сразу бежит ей новую покупать. Притом ни слова не скажет. А если такое случится у Алисы, то она столько всего в свой адрес выслушивала. А потом папа просто криво зашьет и заставит ходить в такой.
Еще папа бывал на всех Дашиных выступлениях. Она занималась танцами, и у них часто были какие-то концерты.
Алиса же играла на фортепиано, и за все время папа пришел только два раза. И даже не поздравил ее с тем, что она хорошо выступила.
И так было во всем. Но самое обидное было в простом общении. Оно было настолько разным, что даже посторонним это было заметно. Даше всегда и улыбки, и ласковые слова. А Алисе всего лишь вежливость.
Девочка очень часто думала, что, если бы была жива мама, все было бы по-другому. Она не знала, почему, но просто это чувствовала. Но мама умерла в родах, спасли лишь Алису. При современной медицине такое случается крайне редко, но маму предупреждали, что ей будет трудно выносить второго ребенка. А она все равно рискнула.
Время шло, девочки росли. Даша поступила в ВУЗ на платное отделение. Папа сказал, что образование – это важно, и стал оплачивать учебу старшей дочери. Но когда пришло время Алисы выбирать свое будущее, папа однозначно сказал, что платить не будет.
— Сможешь поступить на бюджет, молодец. Не сможешь, значит, пойдешь в техникум.
И вот тут впервые Алиса возмутилась. Она никогда не говорила папе о том, что он несправедлив. Ведь он в одиночку растит двоих девочек. Но тут Алисе стало очень обидно, она тоже хотела получить хорошее образование, но понимала, что бюджетных мест мало. И хоть она учится хорошо, все же не настолько, чтобы претендовать на бесплатные места.
— А почему Даше ты оплатил учебу, а мне нет?
Папа замер. Он не ожидал, что Алиса станет задавать такие вопросы.
— Потому что тогда мог. А сейчас такой возможности нет.
— А может, потому что нет желания? Признайся, папа, ты просто не хочешь тратить на меня деньги!
— Алиса, что за глупости? Я и так четвертый год плачу бешеные деньги! Могу я в свое удовольствие пожить?!
— Конечно, можешь! Я же не Даша! Тебе на меня плевать!
— Не говори ерунды! Я тебя растил, содержал, водил на кружки и проверял уроки! И ты смеешь говорить мне, что я плохо с тобой поступаю?!
— Ты все это делал и для Даши! И готов был делать все, что нужно! А я так, обязанность. Признайся, ты меня не любишь!
— Не люблю! – выкрикнул папа, и тут же осекся. – Прости, Алис… Я ляпнул глупость. Конечно, я тебя люблю.
Но Алиса уже не слушала его. Слезы полились сами собой. За что он так с ней? Что она сделала такого, отчего папа не смог ее полюбить?
— Алис…
Папа попробовал обнять ее, но Алиса увернулась.
— Просто скажи, почему… Что я сделала не так? Чем я тебе не угодила? Я же была хорошей дочерью. Проблем не создавала, не спорила. Училась хорошо, с плохими компаниями не водилась. У меня в комнате всегда чисто, я с детства готовлю и помогаю по дому. Что я делаю не так?!
Алиса смотрела на своего отца, ожидая ответа. У того глаза тоже были на мокром месте, но он упрямо молчал. Но Алису это молчание не устраивало. Ей нужны были ответы.
— Пожалуйста, ответь. Я давно уже это знаю, но мне нужно понять, почему так.
— Потому что, — тихо произнес папа, — если бы ты не родилась, твоя мама была бы жива…
У Алисы даже голос пропал. Она хотела что-то на это ответить, и физически не могла.
— Но я же не виновата, — прохрипела наконец она. – Я же не выбирала этот путь, я никак не могла повлиять на решение мамы.
— Я знаю, — тихо произнес отец. – Я все это понимаю… Но ты так на нее похожа, и чем становишься старше, тем ваше сходство еще больше. И когда я смотрю на тебя, я вижу свою жену, которая, как будто, тебе отдала свою жизнь. И я ничего с этим поделать не могу. Я тебя даже забирать не хотел, хотел оставить в роддоме. Но когда Даша спросила про сестренку, я понял, что это неправильно.
— Лучше бы ты оставил меня в роддоме, — сухо проговорила Алиса, вытирая слезы. – Возможно, я была бы более счастливой.
После этого откровенного разговора Алиса не хотела больше общаться с отцом. Ей было больно и обидно, что он винит ее в смерти мамы. Как будто она что-то решала.
Она стала думать, что лучше бы вообще не рождалась. Столько лет жить с папой, который ее ненавидит – это очень тяжело.
Папа пробовал идти на контакт, извинялся перед Алисой. Но она понимала, что он неискренен, что его просто мучает чувство вины. И все, чего она хотела, так это поскорее съехать.
Алиса поступила в техникум в другом городе. Хотела подальше быть от отца.
Когда папа ее провожал, он обнял свою дочь и прошептал «прости». Алисе от его объятий было только больнее, поэтому она быстро отстранилась и, не оглядываясь, села в поезд.
Папа переводил ей деньги, и за это Алиса была ему благодарна. Жила она в общежитии, но у нее не было необходимости работать, как у многих других х девочек из ее группы. Денег ей хватало.
Но домой она не ездила. Даже летом не поехала, устроилась на подработку и пыталась заглушить свою боль сильной занятостью.
Папа иногда звонил, но разговор получался скомканным.
А когда Алиса окончила техникум и устроилась на работу, ей позвонила Даша.
— У папы инфаркт случился. Ты приедешь?
Алиса не рассказывала сестре, какая кошка пробежала между ней и отцом. Однако Даша понимала, что у них не ладятся отношения, но не лезла.
— Приеду, — сказала Алиса, не думая. Как бы там ни было, все же папа ее вырастил. А любовь… Может, он и не виноват. Может, он и старался ее полюбить, да просто не смог. Но это не отменяет того, что он о ней заботился. И как бы ни было больно это признавать Алисе, она-то его все равно любила.
К счастью, все обошлось. Отца Алисы перевели в обычную палату, и его можно было навестить.
Перед дверью палаты Алиса замерла. Ей было страшно, ведь она не видела отца больше двух лет. Она даже подумывала о том, чтобы уехать, ведь с папой все будет в порядке. Но в итоге решила, что раз уж она здесь, то стоит хотя бы поздороваться.
Алиса вошла в палату, и папа тут же приподнялся на кровати.
— Алиса, привет. Как я рад тебя видеть!
Алиса не знала, искренне говорит папа, или это банальная вежливость. Но улыбнулась ему, присаживаясь рядом с койкой.
— Как ты себя чувствуешь? – спросила она.
— Да ничего. Выкарабкался. Как ты?
— Нормально. Устроилась работать. Все хорошо.
— Тебе что-то нужно? Деньги, может…
— Нет, пап, — вздохнула Алиса. – Мне ничего не нужно.
Мужчина погладил свою дочь по руке и грустно улыбнулся.
— Только когда я тебя потерял, понял, как был не прав. Зарылся в своем горе, и не замечал, какую боль причиняю тебе. Прости меня, если сможешь. Я тебя люблю, Алиса. Правда, люблю. Ты моя дочка.
Алиса кивнула. На глаза навернулись слезы. Ей показалось, что папа и впрямь искренен.
— И я тебя люблю, пап. Выздоравливай.
Конечно, их общение не стало идеальным. Но после этого разговора пришло какое-то тепло, которого не было раньше. Наверное, папа и впрямь учился любить свою дочь. Начал осознавать, какое это чудо, что ребенок выжил. И пусть их отношения никогда не смогут стать идеальными, все же они оба старались хоть как-то сблизиться.