Ксюша не умела говорить «нет». На самом деле, этому надо учить еще с пеленок – отказывать в просьбах, если тебе тяжело или неудобно. Нужно учить ценить себя и любить, давать себе возможность отдохнуть.
Но Ксюшу этому не учили. Скорее, наоборот, ей даже не дали понять, что можно отказать кому-то в помощи.
У Ксюши был младший брат, и с самого его рождения девочка проводила с ним много времени, наверное, не меньше, чем сама мама.
Родители работали, поэтому на Ксюше были все обязанности. Отвести в садик, забрать из садика, покормить, развлечь. Притом, учиться она тоже должна была хорошо.
Что такое отдых, Ксюша знала лишь понаслышке. Стало немного легче, когда братик подрос и стал самостоятельным. Но все равно Ксюша проверяла у него уроки, помогала с домашними заданиями. Даже на собрания вместо родителей, бывало, ходила.
Потом Ксюша поступила в колледж, выучилась на маркетолога. Жила с родителями, и помогала тем и физически, и деньгами. Работала она уже с первого курса, потому что было трудно с финансами.
После колледжа девушка познакомилась с парнем. Завязались отношения, который окончились свадьбой. И из дома родителей Ксюша переехала в дом к мужу. Да вот только обязанностей у нее не убавилось.
Никита зарабатывал деньги, но Ксюша вкладывалась неменьше в семейный бюджет. Она же занималась всей работой по дому. У нее даже мысли не возникало привлечь к этому мужа. Ее папа ни разу даже посуду не помыл, поэтому ей казалось, что это не мужская работа. Да и привыкла она крутиться, как белка в колесе.
Потом девушка забеременела. Родила сына Егора, и забот только прибавилось. Теперь на ней был и дом, и сын. Муж любил ребенка, даже в чем-то помогал. Но Ксюша сама ни о чем его не просила. Вскакивала по ночам, гуляла в любую погоду, не забывая при этом убраться и приготовить еду.
Ксюша даже не могла вспомнить, когда она последний раз высыпалась. Но ей казалось это нормальным, что у всех женщин такая участь – быть многозадачной и не позволять себе отдохнуть.
Сынок рос, с мужем отношения были хорошими. Да и как им быть плохими, если Ксюша никогда не пилила Никиту, ничего не заставляла делать, даже тяжелые пакеты с продуктами таскала сама из магазина. Дескать, это же ее задача, как хозяйки.
Мудрая мать подсказала бы своей дочери, что она не должна все делать сама. Что можно попросить мужа погулять с ребенком, когда он дома, можно сказать ему, чтобы сам приготовил ужин или заказал. В конце концов, никто не умрет, если посуда подождет до утра в раковине.
Но мама ничего этого не говорила. Наоборот, еще поучала, чтобы Ксюша не смела жаловаться. Один раз Ксения сказала маме, что очень устала, так та ее отчитала.
— Я тоже всю жизнь, как белка в колесе. И ничего! Никогда не жаловалась! А у тебя еще и помощь есть – стиральная машина, мультиварка, пылесос хороший. Так что не надо мне рассказывать, как тебе трудно. И мужу никогда не смей такого говорить! Не любят мужчины тех, кто ноет.
И Ксюша прикусила язык. Уяснила, что не стоит рассказывать то, что у тебя на душе.
Когда сыну исполнилось восемь, умер Ксюшин отец. Мама была вне себя от горя, и было принято решение, что она на какое-то время переедет к дочери. Брат сразу сказал, что маму не заберет, его семья против. А Ксюшина семья против не была, и хоть сама женщина не думала, что это хорошая идея, маме отказать она просто не смогла.
Теперь еще на одного человека, за которым требуется уход, прибавилось. Мама была достаточно молода, могла и сама за собой поухаживать. Но ей нравилось страдать, она никак не хотела выходить из траура. Вот и дергала постоянно Ксюшу.
То воды принеси, то таблетку. То давление померь, то посиди со мной.
Сын тоже постоянно дергал маму с уроками. Помоги в этом, помоги в том. Он и сам бы мог разобраться, но просто не хотел. Зачем, когда есть мама, готовая во всем помогать.
Никита возвращался с работы и тоже чего-то хотел. Он привык, что садится за стол, и перед ним тут же появляется тарелка с едой и чашка с горячим чаем. А потом эта тарелка сама по себе оказывается в раковине, ведь сам Никита никогда после себя не убирал.
Не нужно забывать, что при всем при этом Ксюша еще и работала. Она была очень ответственной, поэтому работу свою выполняла всегда качественно. И бывало так, что она всем в семье поможет, всех обслужит, все уберет, а когда все улягутся спать, она достает ноутбук и доделывают свою работу.
У Ксюши была мечта, которой она стыдилась. Она хотела хотя бы один день провести наедине без всяких забот. Без готовки, без работы, без уборки, без уроков, без маминых стонов и без глажки рубашек мужа.
Она считала, что это очень постыдная мечта. Ведь она мать, жена и дочь, она обязана все это делать. И ей должно все это быть в радость.
Никто не сказал Ксюше, что это нормально. И что она может в любой момент взять и уехать куда-нибудь одна. Провести сутки в тишине, отдохнуть от дел и забот. И что никто не станет ее осуждать, потому что всем, порой, нужен перерыв.
Но не было рядом человека, который бы заметил, как она устала. Домочадцы привыкли, что все в семье делает Ксюша, и, если тебе что-то надо, нужно обращаться к ней. И не думали они о том, как ей тяжело, что за свою жизнь она толком-то и не отдыхала.
А вот организму это не нравилось. Он уже намекал Ксюше, что ей стоит сделать перерыв. У нее то голова сильно болела, но она игнорировала боль. Было такое, что вдруг ноги отнимались – отказывались идти. Через пару секунд это проходило, но ощущение было страшным. Но Ксюша думала, что это просто судорога.
Очень часто у нее сильно колотилось сердце, и как будто нечем было дышать. Но Ксюша делала глоток воды, и снова отправлялась в бой.
Но в один день все изменилось. В этот день Ксения пришла с работы. Как всегда, по дороге домой заскочила в магазин. Дотащила тяжелые пакеты, и тут же помчалась к плите.
Но ее перехватила мама, которая велела померить ей давление. Потом попросила теплый плед, потом стакан воды.
Только мама отстала, тут же подбежал сын.
— Нам к завтрашнему дню нужна в школу поделка.
— Сейчас я ужин приготовлю, и сделаем, — проговорила Ксюша, догадываясь, что сегодня полночи спать не будет.
— Мам, помоги с математикой! Я не понимаю.
— Неси на кухню.
Ксюша одновременно готовила еду и объясняла Егору домашнее задание. В этот момент пришел супруг.
— Ксюш, я сильно порезался на работе. Кое-как обработал рану, можешь нормально обработать?
— Это не подождет пять минут? – спросила она.
— Давай сейчас лучше, а то болит.
— Ладно.
Ксюша выключила газ и полезла за бинтами. Сзади нее стоял Егор, который бубнил, что ничего не понял. И в этот момент еще и мама вышла из комнаты и стала причитать, что она уже есть хочет. И не могла бы Ксюша побыстрее приготовить.
Все звуки, голоса, чувства смешались воедино. Ксюша пыталась собраться, но не могла даже понять, за что ей хвататься в первую очередь.
А потом в глазах начало темнеть. Ксюша ухватилась за край стола, но ее домочадцы так были заняты своими проблемами, что даже не заметили, как ей стало плохо.
Поняли они это только тогда, когда Ксюша рухнула на пол. Все тут же помчались к ней, забыв про себя, а потом вызвали скорую.
Очнулась Ксюша только тогда, когда над ней склонился врач. Она смутно понимала, что происходит, но до нее дошло, что ее госпитализируют.
В голове была лишь одна мысль: нельзя! Ведь ей столько всего нужно сделать. И как же работа? А как же Егор с уроками? А вдруг маме станет хуже? Да и кто поесть приготовит? Ах да, она мужу рану не успела обработать!
Ксюша пыталась отказаться, но врач настоял.
В больнице провели полное обследование и выяснилось, что у Ксюши сильное переутомление. Вообще не понятно, как она до этого-то передвигалась.
— Я такого давления давно не видел, — хмыкнул доктор. – Да и показатели в анализе… Вы когда последний раз высыпались?
— Я… Не знаю.
— Сколько часов в сутки вы спите? – задал он вопрос по-другому.
— Ну… Часов пять, иногда шесть.
— А в выходные?
— Да всегда так…
Постепенно, врач узнал, как живет Ксюша. И он объяснял ей, что человек не может без последствий жить в вечном стрессе, дикой усталости и постоянной многозадачности. И спасибо, что результатом стала не какая-то серьезная болезнь, а простой обморок. Он посоветовал обратиться к психологу, чтобы она научила Ксюшу заботится о себе. Потому что ей это необходимо.
Впервые за долгое время Ксюша спала так хорошо. А с утра поняла, что ей не нужно ничего делать, кроме как сдать анализы. Можно считать, что ее постыдная мечта исполнилась. Правда, не совсем так, как ей хотелось.
Обычно все хотят побыстрее сбежать из больницы, но только не Ксюша. Здесь она отдыхала.
А врачу было жалко эту молодую женщину, которая сама себя загнала в такие жесткие рамки. Которая решила, что она сама должна тащить все на себе, что неправильно просить помощи и разделять обязанности.
Об этом он и сообщил взволнованным родственникам в первый день.
— Чем занималась ваша жена перед тем, как упасть в обморок? – спросил он у Никиты.
— Да ничем таким… Готовила, я попросил обработать мне рану. С сыном параллельно уроки делала.
— И она тоже работает?
— Конечно.
— И вы с ней живете? – уточнил он у мамы Ксюши.
— Ну да… — как-то смутилась она. Прошел год со смерти мужа, и ей почему-то стыдно было говорить врачу, что она не оправилась. Так-то, она уже давно в норме, но ей нравится, что с ней возятся.
— То есть, ваша жена работает, потом бежит в магазин, готовит еду, заботится о маме, о ребенке, о вас. А что вы сами в этот момент делаете? Может, помогаете в чем-то?
Это был просто вопрос, но звучал он, как упрек. Никита смутился. Он пытался придумать ответ, вспомнить хоть что-то, что делает он, но не мог. Как и мама, которой было очень стыдно. Ведь она еще совсем молодая, могла бы и еду готовить, и с внуком заниматься. Но она сидит и ждет, когда ее дочь все сделает. А теперь Ксюша в больнице.
— Значит, так. Ближайшее время Ксении нужен будет постельный режим. Она не должна волноваться, никакой нагрузки. Я думаю, вы понимаете, что убираться, готовить и решать ваши проблемы ей нельзя.
Сын, муж и мама закивали. Им было стыдно. Ведь это они довели до того, что организм Ксюши просто не выдержал.
Когда Ксения вернулась домой, все изменилось. Никита и впрямь ее любил, просто привык, что все делает жена. Но теперь он стал сам готовить, убираться, потому что Ксюше надо отдыхать.
Мама же помогала ему, а потом сказала своей дочери, что съедет.
— Я и так слишком долго тут нахожусь, пора возвращаться к обычной жизни. Но я вначале помогу тебе, а как тебе станет полегче, уеду.
Сыну было запрещено тревожить мать. С папой не забалуешь и, что удивительно, он очень быстро стал сам разбираться во всех заданиях.
А Ксюша прислушалась к врачу и пошла к психологу. И начала учиться любить себя. Ведь если ты себя не бережешь, в какой-то момент сам организм решит перезагрузится. И дай бог, если без последствий.