Татьяна осталась с двумя детьми на руках, когда старшему было шесть, а младшей три годика. Муж умер на работе. Инфаркт, спасти не удалось. Когда приехала скорая, он еще был жив, но до больницы не довезли.
Конечно, это было большим ударом для Татьяны. Притом, не только моральным.
Дочка ее Аленка только-только пошла в садик, а сама Таня месяц как вышла на работу. Основной доход приносил супруг Игорь, которого не стало.
Да, дети теперь получали пенсию по потере кормильца, но это были не такие уж и большие деньги. К счастью, квартира, которая была в ипотеке, перешла Татьяне, так как была оформлена страховка. Но пришлось с этим повозиться, страховые компании не слишком любят выплачивать деньги.
И все же, денег не сказать, что было много. И когда Таня отошла от первого горя, она пообещала себе, что сможет поднять детей. Сможет дать им достойное будущее, чтобы они не чувствовали себя ущемленными.
И она действительно старалась. Прошла дополнительные курсы, нашла работу получше, более оплачиваемую. Потом отучилась еще и на парикмахера, и в выходные стала на дому делать стрижки и окрашивание.
Приходилось крутиться почти без отдыха. Но она успевала уделить и детям внимание. Помогала им с домашними заданиями, когда они пошли в школу, водила их хотя бы раз в месяц куда-то развлекаться. В кафе, кино или в парк развлечений.
Дети ходили в кружки, которые были им по душе. Сын Тимур занялся плаванием, дочка ходила в художественную школу.
Порой Татьяна так сильно от всего уставала, что хотелось выть. Но она запрещала себе расклеиваться.
«Вот выращу детей, тогда и отдохну. А сейчас не время, сейчас нужно трудиться ради них».
Татьяна была довольно экономной. Себе редко что-то покупала, еду старалась готовить сразу на несколько дней, чтобы лишний раз в магазин не ходить. Однако у нее получалось раз в три года вывозить детей на море, оплачивать их дополнительные занятия, а в старших классах еще и репетиторов.
Как только умер супруг, а Татьяна немного оклемалась, она тут же завела отдельный счет – копила детям деньги на обучение. И, как бы ни было трудно, оттуда она деньги не снимала. Ведь достойное образование определит их будущее. Пусть сейчас и говорят о том, что диплом ничего не значит, Таня понимала, что это не так. Просто дети сами решат, чего хотят. И если кто-то из них захочет вместо ВУЗа пройти какие-то крутые курсы, Таня будет не против. Потому что образование важно, главное, чтобы было по душе.
Сын Тимур после школы пошел учиться на программиста. К сожалению, на бюджет он не прошел, но Таня уже к тому моменту имела возможность оплатить его обучения.
Дочка Алена захотела стать косметологом, поэтому пошла в медицинский. Естественно, тоже платно. И ей учебу Таня оплатила.
А еще содержала детей, пока они учились, потому что хотела, чтобы их внимание было сосредоточено на знаниях, а не на том, как заработать деньги.
Дети маму любили, но они не осознавали, как ей было тяжело. Для них это было нормой – что мама за все платит. Они не чувствовали той благодарности, которую должны были бы. Не понимали, что мама отказывала себе во всем ради их благополучия.
Старший сын после учебы устроился на работу, но продолжал жить с мамой. Иногда покупал продукты, оплачивал часть коммунальных услуг. Тане, конечно, было уже полегче, но основные расходы все равно лежали на ней.
Потом Тимур встретил девушку, а вскоре съехал от мамы на съемное жилье.
Алена же продолжала жить у мамы, и полностью от нее зависеть. И даже после того, как она окончила учебу, она все равно какое-то время жила на мамины деньги. Устроилась работать, но сразу захотелось много всего. И телефон новый, и наряды.
Таня не спорила, понимала, что девочке хочется пожить для себя. Вот и не требовала с нее денег.
А тут и Тимур решил жениться. И Таня снова помогла деньгами. Стала больше работы брать, чтобы сын с невестой могли отметить шикарную свадьбу.
Таня устала. Она мечтала о том дне, когда будет жить лишь для себя. Да, она безумно любила детей и готова была сделать все, чтобы они были счастливы. Но больше двадцати лет она трудилась без продыху, и, казалось, конца и края этому нет. К тому же и у дочки появился кавалер, и все шло к тому, что скоро Тане придется вкладываться в еще одну свадьбу.
Но, видимо, ее молитвы были услышаны. Когда Алена съехала к своему молодому человеку, а Таня немного вздохнула свободно, понимая, что все равно пока еще нужна своим детям, и отдыхать еще рано, ей вдруг позвонили.
Оказалось, что звонил нотариус. Ее тетка, с которой Таня последний раз виделась еще до смерти мужа, оставила ей квартиру.
Такого Таня, конечно, не ожидала. Да, у этой тетки не было своих детей. Зато было полно племянников и других родственников. И почему именно Таня удостоилась этой участи, неясно.
Так еще и квартира хорошая, просторная, явно дорогая.
Таня даже не знала, что и делать. И, конечно, первым эту радостную новость рассказала детям.
— Квартира? Серьезно? – вскрикнула Алена. – Как же это круто! Чур, я в ней живу!
— С чего это? – хмыкнул Тимур. – У меня молодая семья, а мы на съемной обитаем. Скоро дети пойдут. Я в ней буду жить.
— Ты мужик, сам должен заработать! – огрызнулась Алена.
— Так пусть твой мужик и зарабатывает! – не остался Тимур в долгу.
Таня слушала все это и все больше понимала, что она где-то просчиталась. Да, она так хотела, чтобы детям было проще, чем ей. Дала им старт в будущее, ни в чем не отказывала. Работала и днями, и ночами, чтобы у них все было.
А сейчас она позвала их, чтобы рассказать новость. Если честно, она еще и сама толком не думала, как поступить с наследством. Наверное, она бы эти деньги поделила между детьми, оставив себе совсем немного. Потому что, как говорится, все лучшее детям.
Но сейчас, когда она их слушала, она резко поменяла свое мнение. Они так страстно делили имущество мамы, даже не спрашивая, что она об этом думает. Даже не пытаясь с ней посоветоваться. Они привыкли, что мама все отдает им, а ей, видимо, ничего и не нужно.
Но сейчас перед ней уже не маленькие детишки, которые нуждаются в ее заботе. Сейчас перед ней сидят два взрослых человека, которым до этой поры все оплачивала мама. И даже не задумываются о том, что маме тоже чего-то в этой жизни хочется.
Алена и Тимур все спорили и спорили. А Таня в этот момент думала, как было бы прекрасно отдохнуть. Улететь на целый месяц куда-нибудь к морю, жить в отеле, где за тебя все делают. И целый месяц наслаждаться спокойствием и комфортом.
И ведь теперь это возможно…
— Мам, ты что скажешь? – вырвала ее из мира грез Алена.
— Я скажу, что вы забыли, что это моя квартира, — тихо произнесла Татьяна.
— Ну тебе-то она не нужна, тебе есть, где жить, — возмутился Тимур. – А нам надо свою жизнь устраивать.
— А ничего, что у меня своей жизни и не было? – спросила Таня. – Я все делала для вас. Я вас обеспечивала, оплатила учебу. Не требовала с вас денег, когда вы работали и продолжали жить со мной. И, мне кажется, я заслужила побыть счастливой на пенсии.
— И что, ты хочешь оставить нас с ничем? – возмутилась дочка.
— Если уж говорить откровенно, — встрял ее брат, — то ведь нам доли и в этой квартире принадлежат. Мы же не заставляем тебя отдавать их нам, и не едем к тебе жить.
Таня хмыкнула. Да уж, ее детишки своего не упустят.
— Вы правы, в этой квартире есть и ваши доли. А вот в той – нет. Поэтому, предлагаю все сделать честно: либо кто-то из вас выкупает эту квартиру целиком, либо я отдаю каждому его долю. Чтобы потом конфликтов не было.
К такому дети были не готовы. Тимур думал, что он надавит маме на совесть, мол, что она живет в той квартире, которая и им принадлежит, но они не требуют с нее денег. А маме, вдруг, не стало стыдно, напротив, она завела деловой разговор.
— Подумайте, в общем, — сказала она.
Тимур и Алена поняли, что там им ничего не светит. Им бы нужно было поступить по совести, не требовать с мамы за квартиру доли, понимая, что она им и так в будущем достанется. Но очень уж хотелось сейчас денег, учитывая, что они знали, что теперь эти деньги у мамы есть.
Татьяна продала ту квартиру, которая досталась ей в наследство. Потому выкупила доли на свою у детей. И у нее еще осталось достаточно денег. Часть их она положила в банк под проценты, а на другую часть улетела на месяц на море.
Это был лучший месяц в ее жизни. Таня поняла, что больше не обязана содержать своих детей. Учитывая, что и благодарности она никакой не получила.
Но она ни о чем не жалела. Ведь она сделала все, что могла. Может, даже больше. И мы хотим для своих детей лучшего, даже если не получаем ничего взамен.
Зато теперь Таня может отдохнуть. Может заняться любимым делом. И не нужно переживать, что кто-то позарится на ее жилье, что кто-то у нее поселится. Квартира теперь ее, а у детей есть деньги на тот же первоначальный взнос. В общем, все в плюсе, пускай Тимур и Алена считают иначе.