Сейчас расскажу про странный обычай у чукч о котором услышал много лет назад в байках водителей, когда неделю пришлось жить в маленьком посёлке на побережье Чукотского моря.
В советское время, на Чукотке работало много мужиков из европейской части страны. Они работали водителями на грузовиках и после пары довольно своеобразных случаев старались всячески избегать тундровых колхозных стойбищ оленеводов.
Про один такой случай они со смехом и рассказали. Дело было где-то в середине 1980-х годов по весне:
Во время большой воды и таяния снега, они на груженых УРАЛах в тундре переезжали реку и сталоь быть подтопили машины по лобовое стекло. Недалеко было колхозное стойбище оленеводов, ну и позвали на помощь тундровых чукч .
Бригадир колхоза быстро организовал трактор, вытянули автомобили и пригласили в ярангу подсушить одежду. Пока пили чай, отдыхали, то да сё, бригадир стойбища отлучился и через некоторое время привёл к гостям свою жену, недвусмысленно намекнув с какой целью она здесь. Женщины у чукч весьма специфичные, надо сказать. Сказывается и климат и бытовые условия и гены.
Мужики опешили от такого поворота событий, прикинули, что столько водки они не выпьют, быстро собрали свои шмотки и выбежали к своим машинам.
Главный чукча воспринял отказ от такого щедрого предложения едва — ли не личным оскорблением. А мужики еле унесли ноги и больше там не появлялись
Первое упоминание о таком чукотском обычае встречается в записках врача и ученого — натуралиста Карла Генриха Мерка ещё в конце XVIII века, во время его экспедиций по изучению жизненного уклада народов Восточной Сибири.
Карл Мерк, отмечал в своих записях, что взаимоотношения полов у чукч были весьма своеобразными. Нередко чукчи обменивались женами для укрепления деловых и дружественных контактов. У них даже было своё особенное название этого ритуала — «нгэвтумгын», что в переводе означает «дружба по жене».
А что с ревностью? Как такового понятия ревности у чукч не было. Если чукча не «зажал» свою жену другу или партнёру, то он можно сказать нанёс очень сильное оскорбление «корешу».
Но даже во времена СССР, со всей его мощью партийного аппарата и людей на местах, со всеми своими попытками включить непокорённый чукотский народ в цивилизационное лоно, некоторые национальные традиции народа искоренить так и не смогли.
Оказалось, что такая традиция выходила далеко за круг межплеменного общения этого коренного народа севера.
Мы поговорили с некоторыми коренными чукчами в разных районах Чукотки и они подтвердили, что такие традиции имели место. И не только у чукч, но и родственных им эскимосам.
Согласно традициям, предоставление жён своим гостям — это как символ дружбы, гостеприимства и доверия в суровых условиях Арктики. А условия здесь и впрямь суровые.
Ещё одной причиной такой весьма специфичного «обмена» женщинами, был и сугубо практичный вопрос укрепления генетической разнообразности популяции. В замкнутой популяции, сильно вырастает риск скрещивания близких родственников. Качество генов ухудшается, возникают наследственные заболевания и прочие генетические отклонения.
Разбавляя «кровь» и «гены» со стороны, чужаками, генетически популяция только выигрывает. Чукчи понимали в этом толк. Недаром чукчи считаются самым воинственным народом на территории России, одним из самых древних (если не самым древним — захоронения чукч датируются возрастом 2 тысячи лет) и единственным не завоеванным.