Надежда Сергеевна осматривала результаты своих трудов. С самого утра она мыла, подметала, начищала. Одним словом, сделала генеральную уборку. Даже диван с трудом, но отодвинула.
Неделю назад она вышла на пенсию. И сразу решила, что будет каждую минуту проводить с пользой. Ведь столько всего нужно сделать, столько свободного времени для себя!
Но вот прошла всего неделя, а уже все дела переделаны. Все белье постирано, даже шторы во всей квартире. Окошки блестят, дом сияет от чистоты. В холодильнике приготовлено несколько блюд, которые Надежде Сергеевне и за неделю не съесть. И все, казалось, что ничего и не осталось.
Она поставила чайник, села за стол и тяжело вздохнула. Телевизор смотреть не хочется, читать довольно трудно – зрение подводит. Может, пойти прогуляться? Лето, все-таки… Да не любила никогда Надежда Сергеевна бесцельных прогулок. А куда ей идти? На рынок? Так она там вчера была. И в магазин не надо.
Надев очки, Надежда Сергеевна достала мобильный телефон и нашла номер своей дочери в контактах.
— Анютка, привет!
— Привет, мамуль, — весело ответила дочка. — Ну, как ты? Наслаждаешься заслуженным отдыхом?
Надежда Сергеевна не хотела напрягать Анечку, поэтому соврала.
— Конечно, наслаждаюсь. Все дела уже переделала. Слушай, а вы там как? Как Мишка и Анфиска?
— Хорошо. Каникулами наслаждаются.
— Ой, пускай ко мне приезжают! – предложила женщина. Она и впрямь соскучилась по внукам. Давненько не были у нее. — Я им пирогов напеку, погулять сходим…
Надежда Сергеевна с замиранием сердца ждала ответа дочери.
— Мам, да не поедут они. Мишка вообще завтра в лагерь уезжает, а Анфиса собралась на дачу к подружке, там ее бабушка разрешила. Так что отдыхай спокойно.
— Конечно. Пускай развлекаются, — грустно улыбнулась Надежда Сергеевна.
Положив трубку, она начала вспоминать то время, когда внуки постоянно были у нее. Все выходные проводили у бабушки, их не выгнать было.
А потом повзрослели. Мишке уже тринадцать, Анфисе десять. И теперь их к бабушке не заманить. Да и что им тут делать? Дома с друзьями интереснее. И уж точно бабушка не может конкурировать с лагерем и дачей.
Надежда Сергеевна попила чай, а потом решила позвонить сыну. Вдруг, он свободен. Уж очень ей хотелось с кем-нибудь поговорить.
— Мамуль, что-то срочное? – спросил Сережка, как только взял трубку.
— Нет-нет, просто хотела узнать, как у тебя дела, — тут же ответила его мама.
— Да все хорошо! Мы тут с Вероникой в гостях просто…
Вероника была невестой Сережи. Девушка хорошая, добрая. Надежде Сергеевне она нравилась.
— Ладно, не буду вам мешать, — тихо проговорила женщина.
— Созвонимся потом, мам.
— Конечно.
Отложив телефон в сторону, Надежда Сергеевна тяжело вздохнула. Она в свое время очень уставала на работе и сильно мечтала о пенсии. Ей казалось, что это будет великолепное время, когда она будет наслаждаться жизнью. А то вечно какая-то гонка: работа, дом, внуки.
Но оказалось, что она сильно заблуждалась. В этой гонке-то и был весь смысл. Она была нужна. Была нужна на работе, была нужна детям и внукам. А теперь, что? Они все и без нее прекрасно справляются. Да вот только что ей делать, Надежда Сергеевна и не представляла.
Через два дня она решила позвать детей в гости. Придумала повод: отметить выход на пенсию.
Первой позвонила дочери.
— Ой, мамуль, ты бы раньше сказала… А у нас не получится. Дети разъехались, а мы с Ваней решили тоже на выходные за город уехать, — виновато ответила Аня.
— Ладно… Тогда, в другой раз… — растеряно произнесла Надежда Сергеевна.
— Конечно, мамуль. Ну, я побежала, еще вещи собрать нужно.
Вся надежда была на Сережку. Но и у того уже тоже были планы.
— А мы с Вероникой в театр идем, уже куплены билеты. Давай в следующий раз, хорошо?
— Конечно. Отдыхайте.
И снова одна. Надежда Сергеевна даже заплакала. Нет, она не обижалась на детей: понятно, что у них своя жизнь и свои заботы. Просто это чувство одиночества задушило ее. Был бы жив муж, было бы все иначе.
Но больше, чем быть ненужной, Надежда Сергеевна боялась быть навязчивой. Поэтому и решила оставить детей в покое. Как смогут, так и приедут к ней. А если нет… Что ж, ничего тогда не поделать.
Она сходила в магазин, купила пряжу. И стала вязать плед. Она пока не знала, для кого он. Просто хотела занять чем-то руки.
Несколько вечеров Надежда Сергеевна просидела возле телевизора со спицами в руках. Это монотонное занятие слегка отвлекало ее, успокаивало, заставляло поверить, что все будет хорошо.
А тут Аня позвонила своему брату Сереже. Тот занимался рекламой, и у нее был рабочий вопрос.
— Кстати, у мамы давно был? – спросила она, когда они закончили обсуждать работу.
— Да, довольно давно… — начал вспоминать Сережка. – Она тут звонила, но я занят был. Потом звала на ужин, но не вышло. А ты?
Аня почувствовала себя неловко.
— То же самое. Мама хотела внуков в гости позвать, так внуки разъехались. И на ужин к ней мы не попали. И вот уже несколько дней не звонила. Мы что-то так закрутились, что и я все забываю позвонить.
— Да уж… Как-то все это неправильно, — вздохнул Сережа. – Мама на пенсию вышла, и все про нее забыли. А ведь когда-то мы ее названивали по сто раз на дню. Ты к ней все детей отправляла, я то с работой просил помочь, то жил у нее, когда меня с квартиры выгнали.
— Ты прав… Что же мы за дети такие? Когда мама нужна, звоним, а когда мы ей нужны, мы тут же заняты, — грустно произнесла Аня.
— И что делать будем?
— А давай прямо сегодня вечером к ней и отправимся, — предложила сестра. – Купим цветы, торт. Как раз ее выход на пенсию отметим. Да и Анфиса с дачи вернулась, может, даже у бабушки захочет остаться.
На том и порешили. Они встретились в торговом центре недалеко от мамы, зашли в цветочный и в продуктовый магазины, а потом направились в гости.
Уже подойдя к подъезду, Аня услышала какой-то писк.
— Тихо! Слышите?
Все закивали, а после замерли. Писк раздавался из кустов.
Сережка тут же полез туда, и вытащил совсем маленького котенка. Рядом не было мамы-кошки, поэтому, вполне вероятно, что котенка либо выбросили, либо с его мамой что-то случилось.
— И что нам делать с ним? – спросила Аня.
— Будем действовать по старинке, — улыбнулся ее брат, — переложим эту ответственность на маму.
Надежда Сергеевна почти довязала плед. И в то время, как закончилась очередная серия ее сериала, раздался звонок в дверь.
Пока женщина отложила пряжу, пока встала, прошло довольно много времени. Дети даже волноваться начали.
А когда она открыла дверь, то не поверила своим глазам.
— Сюрприз! – крикнули все.
— Господи, вы чего это? – спросила Надежда Сергеевна, целуя внучку. – Ой, а я и не готовила ничего.
— Ничего не надо, мам, мы сейчас закажем. И, ты только не ругайся, мы тут еще одного гостя встретили, пока к тебе шли…
Сережа достал из-за пазухи котенка и передал его своей маме.
— Боже! Что же мне с ним делать?
— Но не улице же его бросать. Он там просто не выживет…
Надежда Сергеевна не смогла сдержать улыбки.
— Маленькие были, притаскивали котят и щенков. Думала, повзрослеете, перестанете! Так нет… Проходите, давайте! Анфис, я там конфеток вкусных купила, бери…
— И ты не против, если Анфиска у тебя останется? – с улыбкой спросила Аня. – Она же теперь от котенка ни на шаг.
— Конечно, пускай остается, сколько хочет! Ей еще имя для котенка придумать надо. А завтра его к ветеринару поведем! Кстати, я тут несколько вечеров плед вязала, все думала, для кого же он. Так вот, оказывается, для кого. Сделаю из него кровать этому чуду.
Семья суетилась. Кто-то заказывал еду, кто-то мыл руки, кто-то играл с котенком. А Надежда Сергеевна смотрела на своих родных, и так тепло на душе было. Не забыли, сами приехали. Да еще и с каким подарком. Теперь, даже когда Надежда Сергеевна будет оставаться одна, ей будет о ком заботится.
Но сегодня она об этом думать не хотела. Сегодня ей хотелось со всеми поговорить, всех обнять, рассказать, чем она занимается на пенсии. И радоваться тому, что у нее есть близкие люди.
А завтра она встанет пораньше, нажарит Анфисе ее любимых блинчиков, а потом, после завтрака, они отнесут котенка к ветеринару. Да и прогуляются заодно. Погода, вон, какая хорошая. Грех дома сидеть. Особенно, когда есть такой замечательный повод выйти на улицу.