— Ой, мам, объяснять долго! Просто забудь! — бросила Рита в трубку. Ей не хотелось возиться с матерью.
Ирина Андреевна обиженно поджала губы. Это что за обращение? Да и сын, Стас, частенько относился к ней с пренебрежением, посмеивался над ее неумением обращаться с техникой, злился, когда она снова и снова просила о помощи: «Мам, ну сколько можно? Я же тебе уже сто раз показывал!» — ворчал, настраивая ей телевизор или объясняя, как пользоваться новым приложением на телефоне.
Ирина Андреевна понимала, что для них это все элементарно, но для нее, человека, выросшего в другую эпоху, все эти гаджеты и программы казались чем-то инопланетным. Она старалась, правда, старалась! Читала инструкции, смотрела обучающие видео, но все равно путалась в кнопках и значках.
Она вздохнула и посмотрела в окно. За стеклом уныло моросил осенний дождь. В такие дни особенно остро ощущалось одиночество. Мужа не стало пять лет назад, остались только дети. Но, похоже, она становилась для них скорее обузой, чем поддержкой.
— Ох, раньше все было проще, — сама с собой разговаривала Ирина Андреевна. — Ритуля со Стасом как-то посдержаннее были. И меня любили… а сейчас только на праздники приезжают да внуков иногда приводят. Как будто я им только как бесплатная няня нужна…
Такие мысли еще больше вгоняли в тоску. Обида и жалость к себе наполняла сердце, и Ирина Андреевна чуть не плакала.
— Сашка бы меня понимал… как же плохо без него!
Подобные разговоры с пустотой давно стали привычкой. Так ей было не скучно и проще переварить разную информацию.
Вдруг зазвонил телефон. Она даже вздрогнула от резкой трели, раздавшейся в тихой квартире. Ирина Андреевна взяла в руки трубку и расплылась в улыбке. На экране высветился номер Ларисы — ее давней подружки.
— Ира, привет! — раздался бодрый голос в телефоне.
— Ларочка, привет, как ты? Как дети?
— Ой, Ириш, времени болтать особо нет, я спросить хочу. Ты не поедешь со мной в санаторий? Классное место, Алтайский край… красота! Поехали!
Это было такое неожиданное предложение, что Ирина Андреевна даже присела на диван.
— Ларис, я даже не знаю…
— А что не так? Я с Таней хотела ехать, но она приболела. А место остается. Кстати, я взяла путевки по скидке! Так что потратимся мы не очень много! Давай, соглашайся!
— У меня дети, внуки… — слабо попробовала воспротивиться Ирина Андреевна.
— Ну они что, без тебя недельку не проживут? Зато ты отдохнешь!
У Ирины Андреевны была неплохая пенсия и Лариса знала, что она сможет поехать, поэтому и позвонила.
Ирина Андреевна думала недолго. В голове быстро прозвучало: «Вот и пускай без меня справляются, раз я им здесь не нужна, а я и правда отдохну!»
— Так что скажешь? Мне нужно знать точно!
— Когда мы едем? — решилась Ирина Андреевна.
— Вот! Молодец! Едем послезавтра. Устраивает?
— Да, абсолютно!
Ирина Андреевна еще немного поболтала с подругой, обсудила, что надо взять, потом Лариса заторопилась и попрощалась. Ирина Андреевна прошлась по квартире — от радости и волнения не сиделось на месте.
В последний раз Ирина Андреевна куда-то ездила лет десять назад. Стас на первые заработанные деньги купил родителям путевку в местный санаторий на пять дней, и Ирина прекрасно отдохнула. Но это было так давно, что Ирина Андреевна уже забыла, каково это — отдыхать вдали от дома.
Весело напевая, Ирина Андреевна принялась собирать вещи. Она даже пританцовывала, складывая платья, блузки и брюки в чемодан. О детях и своей обиде на них уже забыла и удивилась, когда телефон зазвонил снова. Это была Рита, которой была нужна помощь мамы, и она уже ругала себя за то, что утром поссорилась с ней — надо было сначала о помощи договориться!
— Ритуль, что ты хотела? Давай быстрее, — нетерпеливо бросила в трубку Ирина Андреевна.
Рита оторопело посмотрела на трубку. Обычно после ссоры мама плакала, и ее приходилось успокаивать. А сейчас звучало весело, еще и куда-то торопилась. Это было странно. Но Маргарита решила не зацикливаться и просто поговорить о своих нуждах.
— Мам, в эту субботу я своих тебе отдам на пару дней. Лучше даже в пятницу. Мы с Владиком хотели отдохнуть. Пашка уже собирает вещи к тебе.
Ирина Андреевна выслушала дочь, а потом твердо сказала…
— Нет, Ритуль. Извини, я не смогу.
Рита все еще говорила что-то, затем резко остановилась и переспросила:
— Что?! В смысле «нет»? Мам, ты что обижаешься что ли? Ну, извини! Не хотела тебя задеть!
— Я не смогу посидеть с внуками, у меня дела, — загадочно ответила Ирина Андреевна.
— Ты шутишь? Какие у тебя могут быть дела?!
— Рит, а какая тебе разница? Зачем тебе мои глупые дела?
— Мам, ну что ты такое говоришь?! — заюлила Маргарита. — Мне всегда интересны твои дела.
— Что-то утром это было незаметно! — Ирина Андреевна вздохнула, но потом пояснила, зная, что дочери все-таки лучше знать, иначе она устроит скандал. — Ритуль, я в санаторий еду. На Алтай! Меня подруга позвала.
— Что? В санаторий? Мам, это же огромных деньжищ стоит!
— У меня есть деньги, — с достоинством ответила Ирина Андреевна.
— А как же мы? Мы с Владом хотели побыть вдвоем.
— Ничего, как-нибудь справитесь! — безжалостно отрезала Ирина Андреевна.
Рита обиженно засопела, а мать уже попрощалась и положила трубку. Ирина Андреевна знала, что задела дочь за живое, и теперь весело ухмылялась. Но когда телефон зазвонил снова, она закатила глаза. На экране высветилось имя Стаса.
Ирина Андреевна даже усмехнулась. Очевидно, Рита уже нажаловалась старшему брату, и теперь они оба будут отговаривать ее от поездки. Но она не собиралась терпеть и решила сразу перейти в атаку.
— Стас, имею я право отдохнуть?
— Что? И тебе привет, мам! — хмыкнул тот в трубку. — Значит, Ритка права? Ты в санаторий едешь?
— Да, меня Лариса позвала!
По неодобрительному молчанию Станислава было ясно, что он думает о Ларисе. Он всегда считал мамину подругу не самой лучшей женщиной. Она жила одна и в свое удовольствие и, конечно, Стас не хотел, чтобы его мать стала такой же. Ирина Андреевна частенько сидела и с его дочкой, так что Стасу было бы невыгодно такое положение дел.
— Мам, ну, зачем тебе отдыхать? Сейчас погода не самая подходящая! Давай мы тебе следующим летом путевку купим? К нам в санаторий! Зачем тебе в такую даль ехать?
— Сынок, даже не думай, что я откажусь от поездки!
— Ты на неделю едешь? А сможешь мою Соньку к себе на следующие выходные взять? Ты же к этому времени вернешься?
— Видно будет, — уклончиво ответила Ирина Андреевна. Она понимала, почему так забеспокоились Рита и Стас — боялись потерять безотказную няню, на которую всегда можно скинуть своих детей.
Она положила трубку и вздохнула: «Что-то я упустила в их воспитании!». Впрочем, расстраиваться долго она не собиралась. Впереди была целая неделя отдыха, новых знакомств и небольших приключений.
Ирина Андреевна не пожалела, что поехала. Они с Ларисой, конечно, потратились, но впервые за долгое время Ирина Андреевна почувствовала себя живой и забыла, что считала себя всего лишь обузой для детей. Новые знакомства и взгляды некоторых пожилых мужчин показали, что она еще вполне привлекательна — и сердце ее не каменное, а живое.
Да, Ирина Андреевна все еще любила своего Сашу, но она вдруг поняла, что на его смерти еще ничего не закончилось. С одним мужчиной, которого звали Антон, Ирина Андреевна даже обменялась номерами телефонов, они понравились друг другу и хотели общаться дальше.
Конечно, неделя пролетела быстро, и Ирина Андреевна вернулась домой. Вот только она стала совершенно другой.
Рита пришла к ней в гости, чтобы узнать, как дела. Все же мать нечасто куда-то ездила, и Маргарита переживала за нее, даже звонки не успокаивали
— Привет, мам! Как дела? Ух-ты, какая ты стала! Новая стрижка!
Ирина Андреевна весело улыбнулась. Лариса подбила ее на новую прическу, более модную. Теперь Ирина Андреевна выглядела лет на пять моложе. А легкая влюбленность в Антона оставила ей блеск в глазах и улыбку в уголках губ.
— Давай рассказывай! — Рита затормошила мать. — Что делала? Как там погода? Познакомилась с кем-то?
Ирина Андреевна усадила дочь пить чай, но рассказывать об Антоне не стала: знала, что в таких делах нельзя торопиться, нужно сначала проверить свои чувства. Но, как назло, когда Рита сидела за столом, у Ирины зазвонил телефон.
— Кто там? Какой-то Антон… Мам, кто это?
— Просто знакомый, — ответила Ирина Андреевна, но щеки подозрительно покраснели, и Рита прищурилась. Она знала, как выглядит влюбленная женщина, и реакция мамы ей совсем не понравилась.
Ирина поговорила по телефону на балконе, чтобы Рита не слышала, а потом вернулась. Рита сурово взглянула на нее.
— Мам, это как понимать?
— А что не так?
— Ты знаешь, что не так! С кем ты говорила?
— Это что допрос, Ритуль? Антон — мой хороший знакомый, — Ирина Андреевна старалась говорить спокойно.
— Мам, какой знакомый? Я же вижу по тебе, что он тебе нравится! Ты как влюбленная тринадцатилетка!
— Дочка, это не твое дело! Будет надо — я тебе все скажу.
— Ты с ним в санатории познакомилась? Мам, а если это мошенник? И вообще, ты же папу любишь! Зачем тебе какой-то чужой человек?!
— Рит, папы давно нет! И не мешай мне устраивать мою жизнь! — Ирина Андреевна хмуро посмотрела на дочь.
Маргарита знала этот взгляд матери, ничего хорошего он не предвещал, но сейчас Рита знала, что лучше разобраться со всем сразу. К тому же она четко сознавала, что, если мать уедет или будет занята собой, с детьми будет некому сидеть. Рита эту-то неделю еле выдержала одна. И Стас тоже жаловался, что мама его подвела.
Быстро закончив разговор, Рита выскочила из квартиры. Ей не терпелось поговорить со Стасом. Тот внимательно выслушал сестру и сердито бросил:
— Не было нам печали! Я поговорю с мамой!
Тем же вечером Станислав набрал номер матери и приготовился к скандалу. Он был готов на все, чтобы остановить мать, которая, по его мнению, занималась всякой ерундой.
— Мам, мне Рита все рассказала! — голос Стаса звучал обвинительно, но больше он ничего не успел сказать, Ирина Андреевна перебила его, наверное, впервые в жизни, и быстро заговорила:
— Это хорошо, что ты все знаешь! Стас, оправдываться перед тобой и Ритой я не собираюсь! Так ей и передай. Это моя жизнь, и я буду строить ее так, как я хочу! Это, я надеюсь, тебе понятно?
— Да, — выдавил Стас, ошарашенный таким напором.
— Хорошо, теперь слушай дальше. Я больше не буду няней для ваших детей. Буду забирать их тогда, когда я захочу. Хватит с меня! У меня теперь свои интересы!
Насчет интересов Ирина Андреевна не обманывала, в санатории она познакомилась не только с мужчинами, но и с другими женщинами. И они рассказали о разных кружках и группах для пенсионеров, и Ирина Андреевна уже сходила на некоторые из них, и ей очень понравилось. Теперь она планировала общаться с другими, а не сидеть дома, как раньше.
Стас слушал мать и понимал, что случилось то, чего он боялся — его мать решила жить в свое удовольствие. Но изменить это он был не в силах. Станислав осознавал, что мама настроена твердо, и теперь оставалось только кусать локти.
Когда Ирина Андреевна положила трубку, она вдруг поняла, что довольна. Сын и дочь больше не смогут помыкать ей и снисходительно выполнять ее мольбы. А у нее самой теперь начинается новая и интересная жизнь.