Учись и работай, с меня денег не проси

Вера в семье была старшей из трех дочерей.

Восьмидесятые.

Как только ей исполнилось восемнадцать и школа осталась позади, мать Татьяна отправила её на вольные хлеба.

— Выросла, работать пора. У меня ещё две девки. Я уже с шестнадцати лет деньги зарабатывала.

— Мама, но как? А учеба?

— Как хочешь. Учись и работай, с меня денег не проси. Собирай вещи и в город. Фабрика швейная, завод… Вперёд. Не одна ты такая. Выживешь. И не вздумай к бабке пристроиться. У нас тут мест рабочих нет. Такой кобыле должно быть стыдно на шее старухи сидеть.

Вера давно поняла, что в семье её не любят. Вся женская домашняя работа на ней. А после смерти отца, год назад, ещё и его обязанности добавились. Вода скотине, дрова, снег зимой. Дел в деревне хватало и они никогда не кончались. Кроме этого Вера ещё и бабушке помогала, матери отца. А теперь сама крутись как получится. А как получится? В деревне работы не было, Вера и сама об этом знала.
Девушка, сделав все домашние дела, отправилась к бабушке. На душе кошки скребли, слезы подступали, хотелось просто рыдать.

— Что с тобой, Верочка? Тебя кто-то обидел?

— Бабуля, мне надо уезжать.

— Учиться едешь? Куда?

— Работать и жить. Мне в нашем доме места нет.

— Всё таки выгоняет тебя Татьяна. Это предсказуемо, отца твоего нет. Ладно, расскажу я тебе всё. Не дочь ты Татьяне, а племянница. История старая. У отца твоего любовь была с твоей матерью, сестрой Татьяны. Лизой её звали. Лиза беременная тобой была, а Татьяна начала хвостом крутить возле мужа сестры, сына моего. Я ничего сделать не могла. И так, и эдак, добилась своего, соблазнила. Лиза как увидела, то сразу схватки начались у неё. Тебя спасли, а её не смогли. Отец тебя из роддома забрал. Татьяна была против, но он женился на ней с условием, что ты в семье будешь. Меня просил молчать. Я и молчала, но теперь его нет. Ты только не говори Татьяне, что знаешь. Кто знает, чем всё обернётся. Не плачь, я тебе денег скопила с пенсии, да и отец приносил в тайне от жены. Чувствовал он наверное смерть свою, мучался всю жизнь с Танькой, себя винил в смерти Лизы. Что уж теперь говорить, все в прошлом.

— А как ты без меня, бабушка? Сестры ведь мои к тебе не ходят.

— Татьяна их не пускает, внучки мои, а вижу их только из окна. Управлюсь. Соседка у меня хорошая.

— Я как устроюсь, то тебя к себе заберу.

— Милая моя. Одна радость у меня в жизни.

***

Вера уехала. Татьяна дала денег на билет и ещё немного на первое время. Небольшой чемодан и спортивная сумка, вот и всё. Деньги от бабушки Вера спрятала.

— Вещи все забирай, нечего ездить, время терять. Работай и не отвлекайся. – сказала Татьяна.

Вера работала, устроилась на швейную фабрику, сначала была ученицей. Не очень ей это нравилось, зато общежитие сразу дали. Бабушка умерла через два года, так и не успела Вера её к себе забрать. Похоронили бабулю рядом с сыном, в соседней деревне. Там же была похоронена и настоящая мать Веры.

Дом бабушки, небольшой и старый, купила соседка. После похорон она передала небольшой конверт Вере.

— Тут письмо и деньги. Дом твоя бабушка мне продала, участок хороший у неё, а у нас земли почти нет. Всё давно оформлено, а деньги все здесь. Своим не говори ничего. Немного тут, но ты девочка умная.

— Спасибо, что помогли с похоронами, и вообще спасибо за всё.

— Ты из дома бери что нужно. На память или так.

— Чего я могу взять? Фотографии, да любимую чашку бабули. Все бы взяла, да некуда.

— Твои налетят, растащат. Я после твоего отъезда скажу им, что дом мой. Будь счастлива, девочка, храни тебя господь.

***

Будь счастлива.

Вера старалась изо всех сил. Работала, училась. Ей очень нравилось смотреть, как рисуют художники на набережной. Позже она узнала, что они не рисуют, а пишут. Вот так. А ещё моряки оказывается не плавают, а ходят в море.

— Плавает только г…о – сказал ей один из них.

— Как неприлично. – ответила она.

— А он у нас и сам такой. – сказал молодой человек, стоявший рядом.

Второго звали Саша, он и стал мужем Веры. Конечно он не был моряком, в море не ходил, но с морем был связан. Он работал на кране в порту, грузил морские суда.

Любовь, семья, работа, дети, девяностые. В порту работа встала, многих сократили. Никто не понимал, чем заниматься и на что жить. Александр был хорошим автослесарем, но работы не было. Работа его сама нашла. После бандитских разборок нужно было отремонтировать машину, и не одну. Платили хорошо и сразу. Заказы шли один за другим. Работал с бандитами, но отношения к ним не имел. Со временем у Александра появилась своя мастерская. Бандиты ушли в прошлое, а заказы остались. Два сына уже помогали отцу.

Вера занималась домом, детьми и фотографией. Первый фотоаппарат она купила ещё после смерти бабушки. Небольшое фотоателье было началом её большой счастливой жизни. Успех пришёл.

Семья могла позволить себе многое. Уезжать из своего региона они не хотели, бизнес. Построили дом в пригороде, сыновья выбрали квартиры. Вера занималась своим любимым делом, которое ещё и приносило хороший доход. У Веры были ученики, заказывали фотосессии. А ещё она просто фотографировала для души: природу, людей, животных.

Про тётку и сестёр старалась не вспоминать. Неприятная история. Хоть и воспитывала тётка её, но никакой любви от неё не было. Татьяна и отцу не давала любить Веру. Старалась Вера не вспоминать, но интерес к их жизни всё же был. Кем стали сестры? Как тётка живёт, жива ли? Ведь столько лет прошло. У Веры и Александра внуки уже, а самим им по пятьдесят. Значит Татьяне почти семьдесят.

***

В деревню поехали вместе. Без машины добираться неудобно, а водитель из Веры никакой, никогда за руль не садилась и не собирается.

— Как тут всё изменилось. Дома новые. Вот тут дом бабушки стоял, и соседки, а сейчас особняк. Вот бы никогда не подумала. Это была лучшая часть деревни на пригорке. А я жила вон там, у реки. Тоже красиво.

— Красиво и тихо. Поедем к твоим? Я с ними ещё и не знаком. У меня не было тёщи! Прости, я не то сказал. На обратном пути заедем на кладбище.

— Только посмотрим. Наверняка они меня не узнают, столько лет прошло. Вот и дом, почти ничего не изменилось, только обветшало. Может и не они тут живут.

Вера вышла из машины, Александр последовал за ней.

— А вы что тут ходите? Места другого нет? Или заблудились? – грубо спросила женщина из-за забора.

— Просто смотрим. А чей это дом?

— А вам зачем? Матери моей. Живём мы тут. Всю жизнь жили.

— Понятно.

— Что понятно? А ты… ты же Верка? Да?

— Да, я Вера.

— И чего надо?

— Ничего не надо.

— Я с матерью живу, мой дом. Что же ты мать бросила?

— У меня нет матери.

— Ну ты даёшь, от матери отказалась.

— Значит ты до сих пор правды не знаешь. Я так и думала.

— Что это значит? Ты мне зубы не заговаривай. Хорошо устроилась, машина дорогая, одета, а матери не помогаешь. Придётся раскошелиться, сестрёнка, давай деньги. Дом надо ремонтировать, за матерью я смотрю, а на ремонт не хватает. Лекарства. Объявилась! Мать, мама, иди сюда быстрее. Посмотри кого к нам занесло. Дочь твоя пропавшая.

— Я не рассчитывала на это. – тихо сказала Вера мужу.

— Я рядом.

— Вера, нашлась. Выбилась в люди. – Татьяна тихо села на скамейку у дома.

— Ну здравствуй, тётя Таня.

— Какая она тебе тётя! – закричала сестра.

— Самая настоящая. Тебе мать, а мне тётка. Поэтому меня и выгнала после смерти папы. Мне на билет денег дала, да на два пирожка. Думала я сгину в городе, а я выжила. Пусть сама тебе расскажет.

— Ты должна нам помочь, раз так живёшь хорошо. Она тебя воспитывала.

— А пусть она сама решит, должна я или нет. Она лишила меня матери, своей сестры. А ещё лишила любви отца. И ещё научила вас ненавидеть меня. Ведь я плохая, бросила вас всех. Я ведь здесь не для того, чтобы увидеть вас, просто взглянуть приехала на когда-то родную деревню.

— Я ничего не понимаю.

— Спроси у своей матери. Прощайте.

Вера села с машину, Александр последовал за ней. Они уехали.

— Всё, страница закрыта. Сёстры наверное и не виноваты, но и найти меня не пытались. Требовать сейчас можно.

— А вторая сестра где?

— Я её у магазина видела. Узнала сразу. Сидела на ступеньках с мужиками и пила пиво.

— Даже подумать не мог, что у тебя такие сестры.

— Вот так. По отцу родные, по матери двоюродные, а на самом деле никакие. Разная жизнь у нас, не в смысле денег, а вообще.

Александр всю дорогу развлекал Веру, не давал ей грустить. По дороге они остановились у реки, Вера сделала много фотографий. Любимое дело всегда было рядом, и любимый мужчина всегда поддерживал её.

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Учись и работай, с меня денег не проси
Не смей трогать вещи моей мамы, — сказал муж