— Да ты ювелир! – смеялись друзья Антона. А все потому, что обе его дочери родились в один день, семнадцатого сентября. — Это еще так умудриться надо!
— Да ладно, я тут не причем, — отнекивался он, — так случайно вышло.
И лишь старшая дочь Ксюша не была этому рада. Ведь когда ей исполнилось восемь лет, ее мама рожала. Ксюша привыкла, что родители каждый год устраивают ей праздник. Она зовет к себе друзей, ей дарят подарки, украшают комнату. Утром, просыпаясь в свой день рождения, она всегда ждала чуда. А сегодня понимала, что чуда не будет. Точнее, то, что у нее на свет появилась сестренка, конечно, здорово, но ведь этот день всегда был ее! И ей всегда уделяли внимание! А сегодня, словно, все про нее и забыли, ведь всех интересовал только новый человек.
Даже бабушка, которая ее всегда поздравляла с самого утра, сегодня первым делом позвонила папе Ксюши и спросила, как там малышка. А лишь потом, словно, вспомнив, поздравила Ксюшу с днем рождения.
— А можно мне друзей позвать? – спросила Ксюша у папы, который смотрел фотки младшей дочери.
— Нет, дорогая. Надо подготовить квартиру к приезду малышки, да и, если честно, времени нет. Но ты не расстраивайся, вечером придут бабушки и дедушки, и мы семьей посидим.
Ксюша кивнула. Она все понимала, но с обидой справиться не могла. И хоть мама и позвонила ей, поздравила ее с днем рождения, да и папа вручил подарок от них, это все равно было все не то.
Да и когда бабушки с дедушками пришли, они по большей части говорили про Машу, сестренку Ксюши. И лишь несколько раз вспомнила, по какому они, собственно, поводу собрались.
В тот момент Ксюша даже подумала, что лучше бы сестренка вообще не рождалась. Ведь теперь так будет всегда.
Но когда мама вернулась домой с маленьким кулечком, сердце девочки слегка оттаяло. Сестренка была такой маленькой, такой хрупкой. И очень интересной.
Прошел год с рождения сестры, близился их день рождения. Мама, конечно, хотела всем устроить праздник, но детей к себе она звать не разрешила.
— Маша совсем маленькая. А вы будете шуметь, носиться. Давай, вы сходите на квест, а потом пиццы поедите. А дома уже семьей посидим.
И снова эти ограничения. Да и поздравляли сегодня не только Ксюшу. И если ей подарили подарок, обняли и забыли, то с Машей возились так, словно она главный человек сегодня. Понятно, что это ее первый день рождения, но она даже этого не понимает! А вот Ксюше обидно.
Из года в год Ксюша все больше понимала, что у нее больше нет своего личного праздника. И даже особо его не ждала. Ведь малышке было главное внимание. Ей огромные шары и игровую комнату, а Ксюше деньги, чтобы она посидела с подружками в кафе. Торт такой, как хотела Маша, ведь она маленькая и ей это важно, а Ксюше же без разницы. И свечи теперь задувала Маша, а Ксюша лишь наблюдала за этим.
У нее было такое чувство, что она свой праздник подарила сестре. И теперь является сторонним наблюдателем, а не главным участником.
Конечно, про Ксюшу родители не забывали. Дарили ей подарки, помогали организовать день рождения. Но основные эмоции были направлены на Машу, ведь она маленькая. Для нее день рождения – большое событие. Как будто, для Ксюши это не так.
Когда девочке исполнилось шестнадцать, она даже перестала чего-то ждать. Да и дома уже не отмечала, мечтая сбежать куда-нибудь к подругам, которые будут поздравлять только ее.
А Маша была еще довольно маленькой и не понимала, почему сестра несчастна.
— С днем рождения! – вбегала она в комнату к Ксюше.
— И тебя с днем рождения!
— А я тебе подарок купила!
После этого Маша давала какую-нибудь безделушку, типа, открытки или ручки.
— Спасибо, а это тебе.
Ксюша тоже всегда что-то Маше покупала. Она понимала, что сестра не виновата, но все равно, порой, и на нее злилась. Не могла родиться на день позже или раньше? Почему именно в ее день все это случилось?
После школы Ксюша поступила в университет и даже не ездила на свой день рождения к родителям, хотя те всегда ее звали.
— У наших обеих дочерей сегодня праздник, — говорила мама. – Приезжайте, вместе хотя бы пару часиков посидим!
— Не могу, мам, уже планы, — врала Ксюша. – Отметьте с Машей.
— Нам бы хотелось и тебя поздравить.
Каждый раз на этой фразе Ксюша чувствовала злость и обиду. Ей эти поздравления нужны были, когда ей было восемь, девять, десять, одиннадцать… А сейчас они ей уже не нужны. Не нужен праздник, внимание и шары. Она уже этого ничего не хочет.
Когда Маша окончила школу, Ксюше было уже двадцать четыре. Маша вырвалась на свободу, и ей очень хотелось закатить грандиозный праздник по случаю того, что она уже совершеннолетняя.
Она тогда позвонила своей сестре и позвала ее на свой праздник.
— Я хочу такую вечеринку закатить! Ты придешь?
— А ты не забыла, что у меня тоже день рождения? – хмуро спросила Ксюша.
— Конечно, нет! Это будет наш совместный день рождения. Ты тоже можешь позвать друзей!
— Ты мне разрешаешь? – усмехнулась Ксюша. – Разрешаешь мне отметить мой день рождения?
— Ну что ты к словам цепляешься? – спросила Маша. – Я просто хочу, чтобы мы вместе отметили этот праздник.
Ксюша вздохнула. Раздражение росло в ее душе, грозясь вырваться наружу.
— Я цепляюсь?! Маш, очнись! Как ты родилась, моего дня рождения уже не существовало! Всегда праздник был для тебя, ведь ты же младшая! Ведь тебе хочется праздника! А мне не хотелось, думаешь? Не хотелось, чтобы все внимание было мне? Но я терпела, не ругалась, не закатывала истерик. И теперь я взрослая, живу отдельно, и тут ты мне звонишь и предлагаешь поучаствовать в твоем празднике! В твоем, понимаешь?!
Маша молчала. Она никогда об этом не задумывалась. В ее воспоминаниях все было чудесно. День рождения – это радость и веселье! И ей казалось, что и у Ксюши было также.
Ведь Маша никогда не страдала от того, что они родились в один день. Ей наоборот казалось это интересным, словно они даже ближе, чем сестры.
— Я не думала… Прости… — пробормотала она.
Ксюша выдохнула. Зря она все это.
— Это ты прости. Я на тебя не злюсь, просто для меня моего личного дня рождения не существует с восьми лет. А сегодня ты предложила мне совместный день рождения на твоих условиях, и меня накрыло. Я приду к тебе на день рождения, к тому же ты отмечаешь в выходной день, а у нас он в среду. Только пусть это будет твой личный праздник, я не буду с тобой его разделять.
— Ладно.
Маша повесила трубку и задумалась. Потом нашла их фотографии с дней рождений, и только сейчас заметила, что на них всех Ксюша грустная. А раньше она даже не замечала, что ее сестре не весело, потому что была зациклена лишь на себе.
Наверное, и впрямь этот день стал ее. Она, можно сказать, отняла его у Ксюши. И даже сегодня, когда она предлагала отметить праздник вместе, она ведь планировала, чтобы все было так, как она хочет. Не собиралась обсуждать это с сестрой. Ведь она так привыкла, что в свой праздник все решает она. Да вот только это не ее личный день.
Маше очень сильно захотелось это исправить. Захотелось, чтобы хоть в один из дней рождений Ксюше было все внимание.
Она заказала шары и торт, позвонила Ксюшиным друзьям. И ровно в полночь, в ночь с шестнадцатого на семнадцатое, они приехали к Ксюше.
Когда именинница открыла дверь, она даже своим глазам не поверила.
— С днем рождения! – крикнула Маша, протягивая шарики и торт. А затем крепко обняла свою сестру.
— И тебя с днем рождения, — растеряно проговорила Ксюша.
— Нет-нет! Сегодня только твой день! Свой я в субботу отмечу!
Ксюша смотрела на эти шары, на друзей, и понимала, какая у нее замечательная сестра. И впервые за долгое время она и впрямь ощущала праздник. Ведь праздник, он в душе. Он в эмоциях, чувствах, ощущениях. Он в людях вокруг тебя. А не в дате и условностях.
А на следующий день Маша забронировала столик в ресторане, и они всей семьей и близкими друзьями праздновали день рождения. Ксюшин день рождения. Маша даже запретила себя поздравлять, сказала, что ей все подарки и поздравления в субботу.
И да, родителям Маша тоже все сказала. Они и впрямь не замечали, что старшая дочь отошла на второй план. Думали, что она уже взрослая, и ей все это не так важно. Но это не так.
— Я тебя люблю, — сказала тихо Ксюша сестре под конец вечера. – Спасибо. И прости, что я была так груба с тобой.
— Это ты меня прости. Я, как Гринч. Только тот Рождество воровал, а я твой день рождения.
— Но это не твоя вина. И вообще, ничья. Я рада, что ты у меня есть, даже пусть ты и родилась со мной в один день.
С тех пор пошла традиция, что одну из сестер поздравляют в сам день рождения, вторую – в какой-нибудь из выходных дней. Они сами решали, когда чей праздник будет. Ведь каждому хочется максимально внимания, хотя бы раз в году.