Женская доля порой тяжелая, а особенно была после войны, когда родилась маленькая Варя. Отец Семен хоть и дважды раненый, но пришел живым с войны, а другие там остались. Когда Варя еще не родилась, мать ее Анисья во время войны похоронила двух своих детей, двух родных сестер. А ближе к окончанию войны умерли мать и свекровь Анисьи.
Остались у Анисьи два сына, пережили голод в войну. А потом была радость, вернулся их отец Семен, правда вернулся поздно, уже и война закончилась, а он долго лежал в госпитале. Вернулся отец сыновей – орденоносец, сколько радости было в доме Анисьи. Приходили односельчанки-вдовы, плакали, вспоминая своих мужей и старших сыновей, на руках у них остались только «похоронки».
А потом родилась Варя. Девочка росла смышленой, говорливой. Очень любила своих старших братьев и мать, но отца боялась.
— Мам, зачем папа так пьет, зачем кричит громко, — все время спрашивала она матери, а Анисья прижимала ее к себе крепче.
В деревне все знали, если Семен выпил, то никому не будет покоя. Что-то случалось у него с головой и он гонял по деревне всех, начиная со своих детей и жены. Ему виделась война, он в таком состоянии продолжал воевать. Что-то заклинивала у него, ранение было в голову и оно сказалось.
— Сема, не пей, тебе нельзя пить, — уговаривала его Анисья, — ты же не ведаешь, что творишь. В таком состоянии ты и нас убить можешь, а мы ведь не при чем, тем более твои родные дети. Дочка боится тебя.
Семен молчал, даже обещал, больше не пить, но не мог сдержать свое слово. С лечением тоже как-то не складывалось. Даже кто-то из односельчан пожаловался на Семена куда надо, их выслушали и посочувствовали, а потом сказали:
— Вы что же предлагаете фронтовика, прошедшего всю войну, отправить в психбольницу? Это значит, он такой благодарности заслуживает за то, что воевал за нас и кровь проливал?
Люди потоптались смущенно и ушли. Но теперь, когда односельчане видели пьяного и буйного Семена, запирали двери и не высовывались. Анисья с детьми прятались в бане или у соседей или убегали подальше.
Семен не найдя никого, уходил домой и засыпал. Чем старше становился Семен, тем сил у него становилось на эти буйства меньше. Анисья и дети уже знали, пошумит немного отец и уснет.
Старшие сыновья все понимали, не осуждали отца, все-таки прошел всю войну и остался жив.
А вот Варя не могла понять отца и простить было его сложно, поэтому она его боялась. Обижалась на него, держала в себе обиду, за то, что все детство она должна была прятаться от отца. Поэтому в шестнадцать лет она спросила матери:
— Мама, ну почему ты не ушла от отца, он всю жизнь нам портил, угрожал, почему терпела. Почему мы всегда от него прятались.
— Дочка, что ты! Как я могла бросить отца? Он же ваш отец… Он воевал за нас, он раненый, поэтому из-за этих ранений он такой. Другое дело, что пить ему нельзя, но тут я ничего не могла с этим сделать. Эта война никак его не отпускает. Так что ты лучше пожалей отца, а не суди. Нельзя за это осуждать своего отца.
Варя после разговора с матерью задумалась. Все-таки ее отец, когда был трезвым, любил детей, и с дочкой своей младшенькой любил играть. Варя это помнила. Она видела его другим, добрым и веселым. А мать рассказывала ей, что когда-то до войны отец был гармонистом, но Варя в это верила с трудом.
Варвара окончила школу.
— Мама, я хочу учиться на товароведа, поеду в город, — сообщила дочь.
— Ой, дочка, как ты там одна в городе, боюсь я тебя отпускать.
— Ничего со мной не случится, — твердо обещала Варя.
Старшие браться жили здесь же в деревне, уже женились, поэтому Варвара решила уехать в город.
— Вы с отцом здесь остаетесь не одни, понятно, что я тебе помогала по хозяйству, но если что, попросите братьев, они помогут.
— Ладно, дочка, может это и к лучшему, в городе совсем другая жизнь, — согласилась мать.
Перед окончанием техникума Варя познакомилась с Виктором, уехала с ним к его родителям. Теперь уже дома она бывала очень редко. Приезжали с мужем в отпуск, а потом родилась у нее дочка Катенька.
В очередной раз приехали к ее родителям в гости.
— Дочка, как же я рад тебя видеть, — обнимал ее отец. – Дочка, ты прости меня, прости ради Бога, — хоть и не говорил за что, но Варя понимала, он просил прощения за ее детство.
Семен так искренне говорил и даже плакал, что она даже и не вспоминала те годы, когда пряталась от него. Мать тоже радовалась ей, зятю и особенно внучке. Они с дедушкой души не чаяли в Катеньке.
они с дедушкой не чаяли души во внучке
Замужество Вари оказалось счастливым. Виктор добрый и спокойный, любил жену и дочку. Катенька подрастала. С родителями мужа Варя ладила, они сразу же встретили ее тепло. Виктор и Варя работали, свекровь присматривала за внучкой. Катя росла умницей, в школе училась на отлично, родители радовались, жили хорошо. Правда больше не смогла родить Варвара.
Шло время. Катя окончила школу, поступила в медицинский институт, и однажды уже на практике познакомилась с Сашей. Он лежал в госпитале после ранения, служил солдатом-срочником в Афганистане, тогда там шла война. Там его и покалечило.
Саша и Катя влюбились друг в друга с первого взгляда. Хоть и было тяжелое ранение у него, но она помогала ему все перенести, ухаживала, часто находилась с ним рядом.
Перед выпиской Саша решил поговорить с ней.
— Катюша, ты заканчиваешь учебу, меня тоже выписывают давай с тобой поженимся и уедем на мою малую родину. Там у меня родители и друзья. Ну если не хочешь ко мне, поедем к тебе.
— Саш, мои родители живут в деревне, что я там делать буду после института, мне работать надо, да и тебе тоже. Я согласна на твое предложение, поженимся и поедем к тебе.
Они поженились просто, пришли в загс, подали заявление и вскоре расписались без всяких гостей. Катя уже окончила учебу и решили вначале поехать в гости к родителям Кати. Когда Варвара узнала, что Александр воевал и был ранен, испугалась.
— Доченька, родная, ты же не понимаешь, на что ты обрекаешь себя и детей своих. Он же будет «воевать», это просто так не проходит, — она помнила своего отца, свое трудное детство.
— Мама, ты не думай так. Сашу вылечили. Я знаю про дедушку, но ведь дед в этом не виноват, такая у него жизнь была. И Саша не виноват, что служил там…Он нормальный, и с ним ничего такого не происходит.
— Ну дай-то Бог, дочка… — Матери не оставалось ничего делать, как только смириться.
Вначале у молодых все шло отлично. Они уехали к его родителям и даже жили отдельно. Оба работали. Саша чувствовал себя хорошо, но до поры, до времени. Года через полтора у мужа начались ночные кошмары. Катя поняла и вспомнила опасения матери. Хоть и подлечили его, но душа осталась надломленной, он кричал во сне, кричал долго и громко.
— Мама, как это страшно, — делилась она со свекровью, — ночью мучается кошмарами, засыпает только под утро, просыпается уставший и измученный. Я тоже не сплю.
Катя вновь уложила его в больницу, его лечили, кололи успокоительные, вроде стало мужу легче. Но через некоторое время начиналось все то же самое. Долгих пять лет Катя и свекровь возили его по врачам. Пять лет ждали, когда их любимый муж и сын наконец-то справится с кошмарами. Мать Александра даже ездила по святым местам, молила Бога о здоровье сына.
И однажды страшные кошмары отступили. Все выдохнули. Катя успокоилась и забеременела, родила сына Мишутку, а потом и дочку Танечку. Все встало на свои места. Катя с семьей приезжала к родителям, Варвара возилась с внуками. Семен был уже слаб, еле передвигался, и каждый раз просил дочь:
— Ты, Катя, не сердись на меня, не сердись…
А вскоре не стало Семена. На похороны Катя приезжала одна, они только недавно были всей семьей в гостях. Семен, как чувствовал, что это последняя встреча с дочерью и внуками. Все время был рядом с ними, у дочери просил прощения, а с внуками играл и даже читал им детские книжки.
Шло время. Дети у Кати и Александра росли, учились в школе, а после окончания школы Мишу призвали в армию. Время было неспокойное, на Кавказе война.
— Сыночек, береги себя, — плакала Катя, провожая сына, отец стоял молча сжав губы, уж кто-кто, а он понимал, сын может попасть туда.
Катя с мужем каждый день с ужасом следили за новостями. Хоть и переживал Александр сам за сына, но старался успокоить жену. Письмо пришло долгожданное от Мишки, как и чувствовала Катя, после шести месяцев учебки попал сын на Кавказ. Сколько было слез, сколько бессонных ночей она провела. А когда Варвара узнала, что внуку приходится тоже воевать, причитала:
— Да что же это такое? Сколько ж наши мужики воевать будут, Господи, спаси и сохрани моего внука Михаила.
вернулся домой живым и здоровым
Может быть дошли молитвы Варвары, а может таким удачливым Мишка родился, но все обошлось. Вернулся он живым и невредимым домой. Не снилась ему война, может и снилась, но спал спокойно.
— Слава Богу, обошлось, — глядя на сына, думала Катя, а отец уже относился к сыну, как к настоящему мужику, сын прошел через трудности и боевые действия.
А старая Варвара, приходя к мужу на могилу, просила мужа:
— Сема, ты там ближе к Богу. Попроси, чтобы вразумил он этих…ну кому неймется, кому воевать хочется. Жаль женщин, устали бояться за своих мужей и сыновей. Пусть уж мир будет везде.
А вскоре и Варвара умерла. Трудное у нее детство было, болела, не смогла справиться с коварной болезнью. Похоронили ее рядом с Семеном. Катя с мужем два раза в год навещают могилу родителей.















