— Юленька, неужели я заслужила такое отношение к себе? — плакала Вера Борисовна.
— Ба, причем тут отношение и вообще, я не понимаю, почему ты капризничаешь. Там хорошо, там все такие, как ты. — в очередной раз повторила Юля.
— Что значит, такие, как я? Старые, больные и никому не нужные? — снова, сквозь слезы, проговорила Вера Борисовна.
— Ба, мы тебя навещать будем. А, если не понравится, то заберем! Не нужно переживать! — с привычной напускной слащавостью ответила Юля и улыбнулась бабушке.
…Вера Борисовна всю жизнь работала на руководящих должностях. Сильная, волевая женщина. Все привыкла решать сама, потому что с мужем развелась практически сразу же после рождения дочери. Бывший супруг первое время предпринимал попытки общаться с дочкой Аней, но Вера Борисовна относилась к этому неодобрительно.
— Лучше никакого отца не иметь, чем такого непутевого, как твой. — ворчала Вера Борисовна, когда девочка просилась сходить с отцом в парк или в кино.
Аня, не желая спорить с матерью, соглашалась. В скором времени общение дочки и отца прекратилось.
Аня выросла и вышла замуж за возлюбленного Андрея. Вера Борисовна свадьбе не противилась, хотя и не была в восторге от новоиспеченного зятя.
Через время у Ани родились девочки погодки — Юля и Надя. Первой внучке Вера Борисовна очень обрадовалась. Можно сказать, души в маленькой Юленьке не чаяла. Когда Аня сказала, что беременна вторым ребенком, Вера Борисовна была крайне недовольна и не особенно стеснялась в выражениях.
— Аня, вам что, заняться нечем, кроме как детей каждый год рожать?
— Мам, ну это же наше дело. Я всегда мечтала о дочерях-погодках. Все вместе — и в сад, и в школу. Почти ровесницы и точно будут дружить.
— Ну конечно! Она, видите ли, хотела погодок! Ты о Юленьке подумала? Каково малышке будет, когда второй родится? Она маленькая еще, а вы уж за вторым собрались. — не унималась Вера Борисовна.
Как бы бабушка ни ворчала, но через несколько месяцев в семье появился второй ребенок. На этот раз снова родилась девочка, которую назвали Надей.
Вера Борисовна Надюшу не взлюбила с самого первого дня и придиралась практически по любому поводу.
— Что она все орет? Голова уже гудит, и Юляшке никакого покоя.
Вообще ребенку не уделяете внимания! Если бы не я, Юленька у вас вообще бы росла как беспризорница какая-то! — ворчала Вера Борисовна всегда, как только приходила в гости к дочери.
— Мам, ну она же маленькая! Юляша тоже плачет, но мы ее нисколько не обделяем вниманием. Она у нас такая же маленькая и любимая. — отвечала Аня.
— Ну конечно она плачет! Если ты целый день с этой, а Юляшка у вас то в кроватке сидит, то в ходунках сама по себе бегает. Мне со стороны лучше видно!
— Ну, мам, ты как всегда права. Только со своим мнением считаешься. Вообще-то они для тебя обе внучки одинаковые. И, если кто и выделяет одну из девочек, так это ты.
Сколько бы Анна не убеждала мать, Вера Борисовна все равно настаивала на своем. Конечно, когда девочки подросли, в гости она приглашала обеих, но к Наде всегда относилась предвзято.
— Надя у вас вообще какая-то дикая, невоспитанная. Все молчит, как бука. Юляшка мне и на кухне помогает, и пол подметет, и стишок нам с соседками на радость прочитает. Ну прямо не внученька, а настоящее золото у меня растет. Нужно ей сходить подарок какой-нибудь купить.
— Мам, ну они просто разные по характеру. Надюша скромная и застенчивая. А потом, ведь дети все очень тонко чувствуют. Она прекрасно осознает твое отношение вот и не особенно охотно идет на контакт. — Аня всегда заступалась за дочь, но Вера Борисовна, как обычно, в своих рассуждениях оставалась непреклонной.
…Юля первой окончила школу. Вера Борисовна не скупилась на самый лучший наряд для любимой внученьки. Наде даже на день рождения ничего не подарила, потому как Юлечку нужно как следует собрать на выпускной. Так сказать, выпустить во взрослую жизнь.
Юля в свои семнадцать отчетливо усвоила, что бабушка к ней относится очень хорошо и буквально готова сдувать с нее каждую пылинку. Девушка умело пользовалась такой привилегией, и порядочно потрепала нервы всей семье, выбирая наряд на предстоящий выпускной…
На следующий год выпускной был у Нади. И Вера Борисовна даже не интересовалась предстоящим праздником.
— Надо Надюше платье съездить посмотреть в выходные. До выпускного буквально месяц остался. — как-то сказала Аня.
— А чего новое-то покупать? Вон Юлечкино платье осталось, пусть его надевает и идет. Не велика королева, да и праздник небольшой. Каждый год эти выпускные идут. — ворчала Вера Борисовна.
— Мам, ну как ты так можешь говорить? Во-первых, у девочек рост разный. Юля намного выше. А, во вторых, Надя хотела совершенно другое платье. — в очередной раз Аня вступилась за дочь.
— Да уж! Девочка ни лицом, ни ростом не удалась. Вся в отца и бестолковая такая же. А Юляшка в нашу породу. А по поводу роста — я могу отнести платье к портнихе и подшить. Нечего деньги зря на ветер бросать.
Юля училась в университете на престижном факультете. На бюджетное отделение в прошлом году девушка поступить не смогла. Мать предложила выбрать другой факультет. Но, поскольку Юля хотела именно юридический факультет, Вера Борисовна согласилась оплачивать образование любимой внучки.
Надя сама поступила в университет, но сразу перевелась на заочное отделение, чтобы работать.
— Ну и что это за образование такое? Два раза в год на сессии ездить. Могла бы и не придумывать эту абракадабру, а просто после школы шла бы в свой магазин. — возмущалась Вера Борисовна.
— Мам, пусть Надя живет так, как ей нравится. Я вообще, если честно, не понимаю чего ты на нее так взъелась. — снова вступилась Анна за младшую дочь.
Разумеется, Надя от бабушки с тех пор вообще не получала никакой помощи. При этом Вера Борисовна не стеснялась обращаться к младшей внучке за помощью.
— Надя, сходи на рынок, а то у меня картошка закончилась.
— Хорошо, бабуль. Только принесу уже вечером, потому что у меня работа.
— Ой, да что там твоя работа! Вон этих магазинов везде сейчас натыкано, в любой возьмут. Это коллегия адвокатов одна в городе, куда Юлечка планирует пойти работать. — Вера Борисовна никогда не упускала возможности унизить младшую внучку.
Надя на бабушкины колкие замечания особенно не реагировала. Девушка всегда помогала, как только женщине требовалась помощь.
Привычный жизненный уклад в семье изменился, когда в их дом пришла беда — внезапно Анна заболела и скоропостижно скончалась…
Недолго горевал ее муж и буквально через несколько месяцев после смерти супруги, привел в дом другую женщину. Обе дочери запротестовали.
Юля сразу же побежала к любимой бабушке.
— Деточка моя, живи у меня столько, сколько потребуется. Я не против. Мне еще и лучше, что ты у меня под крылышком будешь!
Надя тоже хотела переехать к бабушке, но Вера Борисовна стремление младшей внучки не поддержала. Сказала, мол, квартира двухкомнатная, и втроем уже будет тесновато. Наде ничего не оставалось делать, как найти себе съемную комнату, потому что под одной крышей с отцом она тоже оставаться не хотела.
После всего произошедшего Вера Борисовна по-прежнему не стеснялась обращаться к Наде за помощью.
— Надя, у нас воду в доме отключили. Тебе надо сегодня, как можно раньше, сходить в магазин и купить мне две пятилитровые бутыли. А то нам с Юляшей даже чайник не вскипятить.
— Бабуль, а почему Юля не может принести воды? Мне ведь далеко ехать.
— Ехать далеко? Вот значит как ты заговорила! Юля учится, и с парнем встречается. У нее дел по горло, она приходит под ночь только. А тебе, одинокой что делать? Чем в своем общежитии сидеть, прогуляешься и принесешь воды! — отчитала внучку Вера Борисовна.
— Хорошо, принесу. — согласилась Надя.
Через несколько месяцев Юля вышла замуж. Разумеется, молодая семья даже не думала об отдельном жилье. Славик — новоиспеченный муж Юли переехал в бабулину квартиру. Вера Борисовна радовалась и про тесноту даже словом не обмолвилась.
Надя тоже вышла замуж. Если для старшей внучки Вера Борисовна ничего не пожалела, и сделала для молодых пышную свадьбу, то с младшей особенно не церемонилась.
— Да уж… Нашла работягу какого-то! Что это за муж? Не то что у Юленьки — бизнесмен! — рассказывала Вера Борисовна соседкам.
К решению Нади не делать пышную свадьбу Вера Борисовна отнеслась презрительно.
— Конечно! Какая вам свадьба…
— Бабуль, мы просто ипотеку взяли. — отвечала Надя.
— Ну конечно! Теперь долги собирайте. Если что, я за вас расплачиваться не буду и Юленьке не разрешу ни копейки вам давать.
— Да нам и не надо, бабуль, мы сами.
— Ну-ну… Свежо предание, да верится с трудом… — ехидно отвечала Вера Борисовна.
А однажды Вера Борисовна заболела и оказалась прикованной к постели. Женщине пришлось на неопределенное время лечь в больницу. А, когда она вернулась, ее ждал сюрприз от любимой внучки. За это время Юля уже оформила бабушку в дом престарелых.
— Юленька, неужели я заслужила такое отношение к себе?
— Ба, я не понимаю, почему ты капризничаешь. Там хорошо, там все такие, как ты.
— Что значит, такие, как я? Старые, больные и никому не нужные?
— Ба, мы же тебя навещать будем. А, если не понравится, то заберем! Не нужно переживать!
…Юля узнала, что ждет ребенка, и они довольно быстро с супругом решили, что бабушка в квартире лишняя. Кроме того, для «бизнеса» муж девушки набрал кредитов. Юля все быстро рассчитала: часть бабушкиной пенсии и накоплений пойдет на оплату дома престарелых, часть — на оплату долгов.
В пансионате Вере Борисовне не понравилось, но Юля и слышать не хотела, чтобы забрать бабушку. Тогда Вера Борисовна обратилась к Наде, мол, возьмите меня к себе. Надя тоже отказалась. Оно и понятно — квартира однокомнатная.
В итоге Юля ездит к бабушке только на день рождения. А Надя чуть ли не каждую неделю. Привозит продукты, необходимые вещи. Однако долго Надя не гостит. Потому что Бабушка говорит только про то, какая у нее умница и красавица внучка Юленька. Так часто в жизни и бывает — битый небитого везет…