– Я к маме уехал, она срочно просила помочь. Буду завтра вечером. Не скучайте. Ты вроде хотела сходить в кино с Алисой. Мне мультики не интересны, ты же знаешь.
– Но мы хотели еще и в парк сходить вместе. Ты уже целый месяц ездишь к маме один.
– Мама плохо себя чувствует, а Алиса у нас такая шустрая. Ты же не хочешь, чтобы у мамы снова заболела голова.
– Но общение с бабушкой ребенку полезно, да и не такая она у нас. Обычный ребенок, ей уже семь лет. Она может тихо посидеть и даже помочь бабушке.
– Мама сказала, что у нее от вопросов Алисы помутнение в глазах. Ты же знаешь, мама гипертоник. Ей переживать и напрягаться совсем нельзя.
– Но я могла бы помочь с грядками.
– Там все сделано без тебя. Соседка приходит, конечно мне приходиться платить, но здоровье мамы важнее.
– Но у Алисы больше нет бабушек. Она скучает.
– В следующий раз. Не сегодня. Отдыхайте. И не трезвонь. Мама потеряла телефон, а новый не хочет.
***
Надежда и Валентин были женаты десять лет. Со свекровью отношения всегда были хорошими.
Надя последние три года детства провела в детском доме. Родители погибли, а бабушка не выдержала горя и умерла через два месяца. Девочка осталась совсем одна. Не было даже дальних родственников. Ульяна Федоровна сразу оценила невестку. Все при ней, красота, трудолюбие, вежливость. С каждым разом она нравилась ей всё больше. Наде мать Романа тоже пришлась по душе, она чем-то напоминала покойную бабушку. Надя даже радовалась, что для её детей бабушка будет хорошая. Все и было хорошо. Свекровь была рада рождению внучки, помогала, учила, ведь опыта у Нади не было совсем. Надя справлялась, а свекровь ее хвалила. Раньше они ездили к Ульяне Фёдоровне все семьёй. Надя помогала в огороде, а бабушка общалась с Алисой. Всем и всё было хорошо до недавнего времени. Валентин однажды поехал к матери один. Просто без предупреждения. Вернее он предупредил ее, что бы оставалась дома и не звонила. Номер свекрови был недоступен. Несмотря на просьбу мужа Надежда продолжала звонить.
Вот и в этот раз она позвонила, но результат был тот же. Алиса просилась к бабушке и даже готова была променять мультики на её пирожки.
– Неужели бабуля не хочет со мной разговаривать?
– Папа сказал, что она приболела.
– Я слышала. Но больных надо навещать.
– Ты права. Я тоже так думаю. И телефон у бабушки потерялся. Давай сделаем ей подарок.
– А давай купим как у тебя. Чтобы она могла со мной по видео разговаривать.
– А бабушка разберётся?
– Ой, да там же все просто. Ребёнок разобрался.
– Ребёнок это ты?
– Конечно я. Я научу её.
– Хорошо, я как раз получила премию.
– Я её и играть научу!
– У бабушки в огороде полно дел.
– А вечером, перед телевизором? И вообще, скоро осень, мне в школу, а у бабушки урожай. Зимой огорода нет. Будет мне с уроками помогать.
– Ну ты и придумала! Папа сказал, что бабушка болеет.
– Она нам обрадуется и сразу выздоровеет.
***
Ульяна Фёдоровна сидела на скамейке под окном и оценивала проделанную работу.
— Надежда? Алиса? А где Валентин? Снова работает в выходной?
Вопросы озадачили Надю, она задумалась.
— Как вас давно не было. Сын звонил, сказал, что вы отдыхаете на море. А что это вы такие бледные, не загорели совсем? Погода была плохая? Валя мне сказал, что надоела вам деревня и бабка. Как же это? У меня и помидоры созрели и вишня. Я варенья уже наварила. Забыли вы меня. Сын работает даже в выходные, все вам денег мало. Даже позвонить не можешь. А чего приехали? Валя сказал, что не хочешь меня видеть. Обидела тебя чем-то?
— Я звонила, у вас телефон выключен. А Валентин вообще сказал, что вы его потеряли.
— Потеряла? Сломался он у меня, но сын в ремонт его возил. Только номера исчезли. Сама бы позвонила, но… Хорошо, что приехали. Внучка не виновата, если ты обижаешься.
— Я не обижаюсь. Наоборот. Валентин каждые выходные у вас проводит, а нас не берёт. Сказал вы заболели, и от лишнего шума вам только хуже. Просил и не звонить. Но мы решили приехать и сами все увидеть.
— Я уже месяц, а то и больше его не видела. Все работа у него. На море вам зарабатывал.
Надежда не понимала. Что-то в этой истории не сходилось. Какая работа? Строгий график. Уезжает к маме, а его тут и не было. И этот разговор про море.
— Мы не были на море. У меня отпуск только через неделю. Но деньги нужны на школьницу. Об отдыхе мы даже не разговаривали.
— Ничего не понимаю. Ты не врёшь? Может связь испортилась у нас. Позвони.
В трубке снова сказали о недоступности телефона.
— Вот! Дайте мне телефон, я сама наберу свой номер. – раздался звонок, – Так у вас и номер другой! Вот почему я не могла дозвониться.
— Другой? А думала, почему мне никто не звонит кроме сына. Он же сам телефон в ремонт сдавал. Так значит…
— Это значит, что мы не обиделись, бабуля. Мы же думали у тебя телефона нет. Даже подарок тебе привезли.
— А что же с Валентином происходит? Как-то все странно.
— Бабуля, ты не переживай. Сейчас мама ему позвонит, и все узнаем. А потом будем новый телефон разбирать. Буду тебя учить.
— Наверное разбираться.
— Ну, да.
Надежда позвонила, муж долго не отвечал, но на третий раз после гудков послышался его голос.
‐ Мне некогда. Я же просил не беспокоить. Дел в деревне много. Мама лежит с давлением. Не трезвонь, телефон в доме, а я на улице.
— Интересно в какой деревне улица.
— Что за ерунду ты говоришь? Мне надо дела делать, а не болтать с вами. Я и так разрываюсь между вами и мамой.
— Так ты не разрывайся. Мы рядом с мамой, а вот где ты?
— Ты про что?
— Мы в деревне у мамы. Только тебя тут нет.
В телефоне наступила тишина. Валентин молчал, Надежда ждала ответа.
— А кто тебя просил? – наконец сообразил он. – У меня дела! Надоела такая жизнь! Работа, деревня, работа, деревня. Я хочу отдохнуть.
В трубке послышался женский голос и смех. Валентин закашлялся. Смех повторился, а потом женщина крикнула: «Милый, иди ко мне. Брось уже наконец свою жену.» Снова раздался кашель Валентина и гудки. Надежда заплакала, она все поняла. Вот почему ничего не сходилось. Матери он говорил одно, ей другое.
‐ Милая, что случилось? – спросила свекровь.
— У него другая. Он мне изменяет. Если бы мы не приехали, то я бы ничего и не узнала. Что теперь будет? Я же…
Свекровь долго сидела молча. У неё из-за таких новостей заболела голова, но она понимала, что Наде сейчас гораздо хуже. Ульяна Фёдоровна вспомнила своего мужа, который гулял направо и налево, пока она его не выгнала. Жить без него стало трудно, но в то же время и легче. Трудно с деньгами, зато в остальном было гораздо лучше. Не приходилось выслушивать его враньё. А теперь и сын загулял. Первый раз или нет?
— Гнать его! Пусть живет как хочет.
Надежда удивилась и посмотрела на свекровь.
— Гони его. Квартира твоя. Простишь, а он снова… Я знаю. Тяжело. Я с тобой.
Они долго разговаривали. Алиса уже давно спала, а женщины говорили по душам. Ульяна Федоровна рассказала свою историю замужества, жизнь, измены, терпение и освобождение. На враньё сына она тоже была обижена. Как всё подстроил!
— Какое бы ты решение не приняла, я навсегда останусь бабушкой Алисы, и всегда буду вас ждать.
— А можно мы приедем к вам в отпуск?
— Конечно можно. Я ведь ещё не совсем разобралась в новом телефоне. Меня ещё учить и учить. Алису оставь. Пусть у меня неделю без тебя погостит, а потом и ты приедешь.
***
В воскресенье Надежда вернулась домой. Валентина дома ещё не было. Она собрала его вещи, вызвала слесаря сменить замок. Ночью послышался шум у двери. Ключ не подходил. Надежда проснулась, но не спешила открывать. Муж позвонил.
— Надя. У нас что-то с замком, открой.
— Просто ты перепутал квартиру, у меня всё хорошо с замком.
Она встала, открыла дверь и сразу выставила вещи мужа на лестничной площадку.
— Надя, ты не так все поняла. Я просто отдыхал. Ты должна меня понять. Мама, семья, это так утомительно.
— Отдыхал не один. Иди отдыхай дальше, с той, которая кричала за тебя. Ты врал мне и маме. Мы думали друг про друга не очень хорошо. Ты мне изменил! Я подаю на развод.
— Надежда, нельзя так сразу, у нас ребёнок.
— Тебя ждут.
Надежда закрыла дверь и легла спать. Хотелось плакать, но утром на работу. Надо выглядеть красиво, ей целый день общаться с людьми.
***
Развод был тяжёлым. Валентин не хотел терять семью. Жить ему пришлось на съёмной квартире, которую он сам и оплачивал для любовницы. К матери ездил редко, она была им недовольна.
А вот Надежда со свекровью, хоть уже и бывшей, стали ещё ближе.















