— Ваш сын болен. У него рак. Третья стадия, — произнес Сашка, друг детства Михаила.
Зинаида Дмитриевна смотрела на Сашу, которого знала больше двадцати лет. Как и собственный сын, он оставался для нее все тем же подростком, неуклюжим, долговязым и вихрастым. И вот этот добродушный весельчак под два метра ростом сейчас говорит ей такие страшные вещи. Какой еще может быть рак у Миши? Ему же всего тридцать лет.
Саша стал рассказывать матери своего друга, что Миша болен давно. Тайком от матери он проходил лечение, но терапия не дала желаемого результата. Заболевание прогрессирует.
— Он же весь этот год летал то в Тайланд, то на Кубу, — слабым голосом произнесла Зинаида и пошатнулась. Саша подхватил женщину, чтобы она не упала, и усадил на стул.
— Не летал он на Кубу. И в Тайланде не был. Он лечился. Вам на глаза показываться не хотел, — ответил Александр. Ему было очень тяжело говорить о болезни друга. Он и сам переживал за Мишку, ведь о его болезни он знал самого начала.
Хотя это было не начало. Болезнь диагностировали слишком поздно. Парень всегда был энергичен и здоров. Он занимался спортом, у него ладился бизнес. Вокруг Михаила всегда были женщины, хотя ни одна так и не пленила его сердце.
Вот только Таня… Чем так покорила его друга невзрачная, немолодая Татьяна, Сашка не понимал. И никто не понимал.
А уж каком возмущении была Зинаида Дмитриевна, когда узнала, что ее сын женится на женщине, старшего его на пять лет! Как мать взрослого сына, она мечтала, что сын однажды женится. Но то, что избранницей его станет немолодая, некрасивая тетка, это в ее голове не укладывалось.
Зинаида страстно желала разлучить Мишу с этой его Таней, но все было бесполезно. Сын перестал ходить к матери, даже звонил редко. У нее не было возможности даже «покапать» ему на мозги, как это умеют вредные свекрови.
Сын всегда был привязан к матери, но в последний год он будто начал отдаляться от нее. Общался кратко по телефону, ограничивался отписками, мол на Кубу полетел, в Европу или еще куда. Путешествовал по разным странам, развлекался, мать совсем забыл, с грустью думала Зинаида.
А потом она узнала, что у Михаила близкие отношения с некой тридцатипятилетней Таней. Очередным ударом стало то, что на своей немолодой избраннице Миша собрался жениться. И вот сегодня Зинаиду настигло третье потрясение – у ее сына рак.
Как же так, у молодого, успешного, красивого парня тридцати лет такой страшный диагноз? А она то все удивлялась, почему он так похудел? И синяки под глазами…
Сашка взял женщину за руки и заглянул ей в глаза. У него сердце разрывалось при виде Мишкиной мамы, когда она услышала жуткую новость. Как бы он хотел облегчить ее страдания, но это точно было не в его силах.
Александр не был уверен, что поступает правильно, выдавая секрет друга. Теперь и Мишка ему руки не подаст, узнав, что он все рассказал его матери. Узнав о тяжелом диагнозе, мужчина твердо решил бороться самостоятельно. У мамы слабое сердце – волновать ее раньше времени точно не стоило. Тем более, что денег у него хватало на качественное лечение.
Порой Миша ненавидел себя, отвечая матери сухо и неприветливо. Сам того не замечая, он отстранился от самого родного человека. Но продолжал себя вести точно также, ведь увидеть ужас и горе в глазах матери он не хотел. Обо всем этом знал Саня, но все же пришел к Зинаиде Дмитриевне, когда та попросила его о помощи.
Женщина хотела всеми силами хотела помешать этой свадьбе. Однако сын ее не слушал совершенно. Именно поэтому Зинаида позвонила его лучшему другу и попросила о помощи.
— Сашка, что же такой происходит? Эта Таня его приворожила что ли? – в отчаянии воскликнула женщин, наливая гостю кофе.
Александр отвечал уклончиво. Он говорил, что и сам не понимает, что его друг нашел в этой женщине. Однако свадьба – это его личное дело. Его, Мишкино решение, его воля. Лезть в их отношения он точно не собирается.
Видя, что мать друга не намерена отступать, и готова на все, чтобы не допустить этого союза, Сашка решился рассказать о Мишкином диагнозе. Сил у Михаила осталось не так много. Еще не хватало тратить их на противостояние с собственной матерью.
Может, Зинаида Дмитриевна поймет, что, возможно, это последняя воля его сына, и оставит его в покое? Или решит, что любовь, пусть и такая странная, способна спасти больного из лап страшного недуга?
Уходил Санька от Зинаиды с тяжелым сердцем. И все же он был уверен в правильности своего поступка.
После ухода гостя женщина в слезах бросилась к телефону. Миша растерялся, когда понял, что матери все известно. Он утешал ее как мог, даже соврал, что после лечения у него наблюдается хорошая динамика. Но мать была в страшном волнении. Чтобы отвлечь родительницу от грустных мыслей, сын пообещал, что навестит ее в ближайшее время и познакомит с будущей женой.
Услышав об этом, женщина замолчала. В тот момент она и сама понимала, как неуместны будут попытки переубедить сына жениться на этой Татьяне. Поэтому Зинаида постаралась сдержать эмоции и сказала, что будет рада видеть молодых у себя дома.
Увидев пару, Зинаида обомлела. Сложно сказать, что поразило ее больше – то, как изменился и похудел ее сын, или большой живот Татьяны.
— Да мам, у тебя будет внук, — улыбнулся Миша и обнял мать. Зинаида не нашла в себе сил улыбнуться в ответ. Она решительно ничего не понимала.
У ее сына будет ребенок. Тогда почему она об этом узнает вот так? Чуть ли не в последний момент.
Внимание матери было полностью сосредоточено на Мише, поэтому она не сразу смогла оценить, что из себя представляет Татьяна. Держалась она хорошо, даже пыталась поддерживать беседу. А еще она постоянно уделяла внимание Мише – тихонько и ненавязчиво. Понимая, что мать желает знать подробности о диагнозе сына, она улучила момент, когда Зинаида Дмитриевна была одна на кухне.
Кратко Таня сообщила, что у Михаила рак желудка. Да, третья стадия. Год назад была сделана операция, но она не принесла даже временного облегчения. Опухоль прогрессирует.
— Наша задача – поддерживать Мишу, давать ему силу, понимаете? – взяв будущую свекровь за руку, произнесла Таня.
Как же она отличалась от череды ярких, гламурных красоток, которые окружали Михаила раньше. Но женщина вдруг поняла, что привлекло ее сына к Тане.
Теплота, понимание, готовность быть рядом. А еще она полностью взяла на себя контроль за Михаилом. Ведь он, как и большинство мужчин, забывал вовремя принимать лекарства, пропускал процедуры и пытался отказаться от терапии. Зинаида почувствовала благодарность к этой женщине, ведь по сути она давала ее сыну чуть ли не материнскую заботу.
Вот только через три месяца ей предстоит рожать. Тане самой потребуются внимание и поддержка. Подумав об этом, Зинаида тяжело вздохнула. Как много им еще предстоит выдержать. И чем это все обернется?
— Танюш, какие прогнозы. Миша он…умрет? – задала страшный вопрос Зинаида и содрогнулась от рыданий.
— Я даже в самом страшном сне такого представить не могу. Мы поставим его на ноги, — тихо, но твердо произнесла Таня.
Когда молодые ушли, женщина снова разрыдалась. Как бы она хотела для сына другой судьбы! Как ей хотелось, чтобы рядом с ним была прелестная, молодая девчушка. Чтобы именно она родила ей, Зинаиде внуков.
И все же женщина понимала, что в сложившейся ситуации Таня была лучшим вариантом для Миши. Сын говорил, что его невеста медсестра. Некоторое время она работала в той клинике, где он лежал на обследовании. Зинаида решила, что Михаил завел отношения с Таней, чтобы она помогала ему в этот тяжелый период.
После этой встречи сын по-прежнему не общался с матерью. Он постоянно находил какие-то отговорки, чтобы не встречаться с нею. Мужчина проходил лечение, продолжал работать, ведь бизнес требовал его участия. А голова матери просто разрывалась на части от разных домыслов и предположений. Все-таки что-то не клеилось во всей этой истории.
Михаилу, действительно, было не до матери. Он не очень хорошо себя чувствовал, а ее причитанья только раздражали его. Кроме того, мужчин хорошо знал свою мать. Она точно начнет выпытывать детали его отношений с Таней. А эту тему ему совершенно не хотелось трогать.
Миша любил Таню. Он не испытывал к ней той страсти, что он чувствовал к своим прежним пассиям. Но все же он был уверен, это любовь. Мужчина вспоминал тот страшный период, когда только узнал о болезни. В клинике, где он лежал на обследовании, работала медсестра.
У него тогда постоянно болел желудок, он испытывал тошноту. Во взгляде Тани он увидел что-то такое, что заставило ожидать ее прихода с нетерпением. Мужчина испытывал разочарование, если заходила очередная вертушка в белом халате и сияющими глазами. Он ждал Татьяну, в глазах которой жила печаль.
Ее участие было особым. Она по-другому поправляла его подушку, иначе спрашивала о самочувствии. Ему было приятно думать, будто Таня здесь ради него. Из-за него грустит, за него, Михаила, переживает.
В тот день Татьяна была особенно молчалива. Мужчина увидел в ее глазах слезы. На мгновение он забыл о своих болях и тошноте. Набравшись смелости, он завел с ней разговор. Беседа получилось откровенной, молодые люди стали общаться и дальше.
Для долгих разговоров у медсестры просто не было времени. Поэтому настойчивый пациент добился, чтобы Таня дала ему номер телефона. Отношения между ними складывались дружеские, но очень откровенные.
Медсестре с грустными глазами тогда было 34 года. Она никогда не была замужем. Всегда хотела детей, но с этим тоже не складывалось. Зато Таню угораздило влюбиться в мужчину, который явно того не стоил. В течение нескольких лет женатый Николай клялся, что разведется со своей нелюбимой женой.
Долгое время водить за нос доверчивую Таню. Время шло, она все надеялась, что любимый разведется и женится на ней. Но каждый раз возникало какое-то препятствие, которое не давало Николаю разойтись с женой. То сложный пубертат ребенка, то болезнь жены, то гибель любимой собаки. А Таня ждала. Страдала, любила, плакала…
Конечно, ее грустная история не шла ни в какое сравнение с трагедией Михаила. И все же они стали много общаться, делиться переживаниями. Между друзьями не было страсти, их связывало притяжение иного рода.
Помогая Тане, Миша словно отвлекался от своей боли. Он искренне сопереживал подруге. И Таня, которая страдала от одиночества, находясь в запутанных отношениях с Николаем, испытывала удовлетворение, поддерживая Михаила.
Татьяна понимала, что роман с женатым любовником, это не то, о чем можно рассказать родителям или даже коллегам на работе. Со временем она стала замкнутой, большую часть времени испытывала депрессию. А Миша не осуждал ее. Он злился на подлеца, который долгие годы морочил голову несчастной девушке.
Друзья общались каждый день. Оба замечали, что уже не представляют жизни без этих разговоров. При этом о сближении речь никогда не заходила. Перед тем, как Мише предстояло пройти очередной курс терапии, Таня позвонила ему и сообщила радостным голосом, что Николай, наконец, сделал ей предложение. Они переезжают через неделю в другой город, поэтому Татьяна должна уволиться из больницы.
Миша ощутил легкую досаду, но понял, что это было эгоистично с его стороны. Поэтому он постарался откинуть грустные мысли и искренне порадоваться за подругу. О своих болях и тошноте в тот день он решил не говорить, чтобы не омрачать счастье Тани.
Вот только через несколько дней подруга позвонила ему в слезах. Оказалось, Николай просто очередной раз поссорился с женой. Вроде как он даже решил развестись и уехать с Таней в другой город, где у него была квартира. Но с супругой он помирился и расходиться передумал. Ах, Таня уже уволилась? Ну зря она это сделала.
Михаилу было очень плохо после очередной процедуры, но он всем сердцем сопереживал дурехе, которая повелась на обещание подлеца. Она переживала, что ей нечем будет платить за квартиру в следующем месяце. Любовник ей помогать отказался.
Михаил задумался. После курса терапии ему предстояло вернуться домой. А почему бы в его квартире не пожить Тане? Именно это он и предложил подруге. Татьяне было очень неловко, но все же она согласилась.
Анализы Михаила после очередного курса были плохими. Состояние больного ухудшалось. Когда он вернулся домой, Таня полностью взяла на себя уход за ним. Миша видел, как искренне она переживает за него, с каким теплом заботится.
— Какой же твой Николай дурак… Такое чудо упустил, — попытался улыбнуться мужчина, когда Таня суетилась вокруг у него.
— Да, упустил. Мы расстались, — с грустью ответила Таня.
— Ты знаешь, а я даже рад. Ты достойна лучшего. Ну неужели лучше, чтобы он промурыжил тебя еще пять лет? – задал вопрос Михаил.
Таня заплакала. Не ожидал Миша, что его комментарий так заденет девушку, но то, что она ответила, лишило его дара речи.
— Я беременна, у меня будет от него ребенок, — произнесла она.
Очередной раз обсуждение проблем подруги заставило Михаила отвлечься от собственного дискомфорта. Ему очень хотелось помочь девушке.
Он не спал всю ночь. А утром он сделал Тане предложение. Пожениться им нужно как можно раньше. У ребенка будет отец, хотя, скорее всего, недолго. Впрочем, деньги у него есть, жилье есть. Малыш и его мать при любом раскладе будут обеспечены.
А еще Михаил подумал о своей матери. Как бы долго он ни откладывал разговор с ней о диагнозе, но однажды все станет очевидным. Его мать всегда хотела внука. Вряд ли у него будет шанс сделать ее бабушкой по-настоящему. Так пусть ее внуком станет малыш, которого ждет Таня.
Молодые решили обойтись без большого торжества. Первым человеком, который узнал о свадьбе стал друг Сашка. Он выразил сомнение, можно ли рожать ребенка, который был зачат отцом, проходившись курс химиотерапии. Под большим секретом Миша сказал другу, что Таня ждет ребенка не от него.
После церемонии бракосочетания Зинаида Дмитриевна пригласила молодых и Сашку к себе на ужин. Это мероприятие мало походило на праздник, хотя весельчак Саня пытался разрядить обстановку. Было видно, что Мише очень плохо. Новоиспеченная жена с большим животом и мать с бледным лицом суетились вокруг него, стремясь облегчить страдания.
Зинаиде хотелось самой заботиться о сыне, но Таня до последнего все хлопоты взяла на себя. Она позвонила свекрови только когда легла в больницу со схватками. На следующий день Татьяна сообщила, что родила мальчика весом 3700.
Мише становилось все хуже. Помощь матери только злила и раздражала его. Только Таня могла ухаживать за ним так, что становилось легче. Прикосновение ее рук, голос, взгляд – все это успокаивало, придавало сил. А вот от материнского кудахтанья хотелось спрятаться куда подальше.
Мужчина еле сдержался, чтобы не наорать на нее, когда она сказала, что Тане с малышом следует жить отдельно, а она, мать, будет ухаживать за ним. Ни при каких обстоятельствах Миша не желал разлучаться с Таней и сыном. Да, сыном. Его сыном.
Несмотря на ободряющие слова матери и супруги, Михаил понимал, что конец близок. Однако ему приятна была мысль о том, что у него есть продолжение. По всем документам ребенок, рожденный в браке, будет считаться его ребенком.
Именно Михаил дал ему имя — Семен. Он дал ему отчество и фамилию. Это его сын. И внук его матери.
Зинаиде пришлось вернуться к себе домой. Она вновь затаила злобу на Таню, так как видела, какими глазами на жену смотрит ее сын. В тот момент, когда она появлялась, глаза его светлели и румянец появлялся на лице.
Таня лихо управлялась с младенцем и больным мужем одновременно. Миша уже не ходил на работу. Его супруга потребовала, чтобы он нанял управляющего. Слава Богу. Они быстро нашли человека, которому можно доверять.
Миша удивлялся, что мать абсолютно не интересуется внуком. Однажды он поделился этими мыслями с Сашкой. Друг из благих намерений решил сообщить это Зинаиде. Вполне логично было, чтобы бабушка заняла себя заботами о Семене.
Женщина призналась, что боится брать ребенка. Ведь скорее всего он не здоров, учитывая, что был зачат больным отцом. Тогда Сашка снова разоткровенничался. Желая успокоить Зинаиду, он сказал, что Миша не отец Семена.
Новость удивила и разозлила мать. Вот теперь она точно понимала, какую цель преследовала Таня, выходя замуж за ее сына! Прикинулась ангелом милосердия, это ведь несложно, когда ухаживаешь за смертельно больным человеком.
Наследство она хочет! Для себя и для сына. Вот тварь бесстыжая. Злость на невестку затмила даже боль и тревогу за умирающего сына. Если бы не она, то все имущество Михаила перешло бы его матери. А теперь изрядную долю получит эта обманщица!
Зинаида не могла ни спать ни есть. Поэтому на следующий день женщина прямиком направилась к сыну. Она ужаснулась тому, как выглядит больной. Казалось, каждый день его по капле покидает жизнь. Но все-таки ей нужно было высказать сыну, что она думает о его Тане. Пусть выбрасывает ее вон! Ее и этого несчастного подкидыша.
Зинаида холодно посмотрела на невестку с Семеном на руках, и потребовала, чтобы она оставила ее с сыном наедине. Ослабленный Михаил ни хотел разговаривать. А, услышав гадости в адрес своей любимой жены, сказал, чтобы мать уходила и не тревожила его больше. Зинаида кричала, топала ногами, называла умирающего сына тюфяком, но он не желал ее слушать.
Таня, услышав вопли свекрови, положила Семена в кроватку, и подошла к обозленной женщине. Она взяла ее под руку и нарочито мягким голосом сказала, что хочет поговорить наедине.
— Зинаида Дмитриевна, Ваш сын умирает, — произнесла тихо Таня, когда увела Зинаиду на кухню.
— Но ты ничего не получишь. Ни ты, ни твой подкидыш, уж не знаю, от кого ты его нагуляла, — прошипела злобно свекровь.
— Нет, свекровушка, моя дорогая. Напомню, что даже квартира, в которой Вы живете, куплена Вашим сыном. А по закону она перейдет не только Вам, но и мне и Семену. А еще он купил дачу, на которой Вы свои кабачки выращиваете. И она будет частично моей, понимаете? – четко выговаривая каждое слово, произнесла Таня.
— Ты облапошила моего сына, чтобы получить его имущество! – продолжала негодовать Зинаида.
— Ошибаетесь, не для этого. Я хочу одного – чтобы он ушел тихо, спокойно, окруженный любовью и теплом. Вы этого ему дать не способны. Поэтому не сводите сына в могилу раньше времени. И тогда, обещаю, не трону я ни Вашу квартиру, ни дачу, — тихо говорила Таня, но в ее голосе звучала угроза.
Свекровь попыталась что-то возразить, но Таня вытолкала ее за дверь. Убедившись, что Семен уснул, она направилась к мужу. Супруга взяла положила прохладную руку на вспотевший лоб Михаила. Он сразу же открыл глаза и попытался улыбнуться.
— Она ушла? – спросил он.
— Она ушла. А я с тобой до конца, — кивнула Таня.
Она прилегла рядом и обняла мужа. В тот момент Михаил ощутил, как боль отступает. Любимая рядом. Она с ним до конца.