Непредсказуемы судьбы человеческие. Все бывает в жизни. И череда потерь и бед вдруг заканчивается, на смену приходит счастье, о котором даже и не мечтали. Так случилось и с Марией Захаровной.
Семейные разговоры на скамейке
Не спится иногда ей, все-таки возраст, тогда и всплывает в памяти её жизнь прошедшая и о нынешней тоже думает. Когда-то в молодости вышла замуж Мария за Михаила. Любили друг друга. По крайней мере о себе так думала и знала, что её муж для неё единственная любовь. Построил Михаил дом, рассчитывая на то, что появятся дети.
Хозяйством занимались вместе. Бывало справятся по хозяйству, с огородом, присядут на лавочку и мыслями, да мечтами своими делятся.
— Я вот тут подумал, — говорил Михаил, надо бы пристройку еще к дому сделать. Дом-то наш с тобой хоть и крепкий, но маловат, дети пойдут, развернуться им негде будет, — обнимала мужа Мария, хороший он у неё, понятливый.
Так и сидели частенько у дома, а Михаила еще один вопрос беспокоил, хоть и молодой был.
— Ежели случится такое в моей жизни, — говорил муж, — что первым я уйду из жизни, ты меня похорони по всем правилам, достойно.
— Да, что ты, Миша? О чем ты говоришь, нам еще жить, да жить, ты молодой, а об этом думаешь, с чего бы? – удивлялась Мария.
— Когда я учился в школе, видел, как одного деда хоронили, может бездомного. Вырыли могилу и крестик, сколоченный из палок, поставили, ни таблички тебе с именем-фамилией, ни цветочка. Почему-то осталось навсегда это у меня в памяти, вот и боюсь такого. Так что, Мария, ежели чего…
— Ну что ты, Миша, — говорила жена, обнимая его, успокаивала, — покуда рано об этом думать. Ну а когда придет такое время, все как положено будет сделано.
Цель перед собой все-таки поставила
Только вот после этого Мария вдруг задумалась, что смолоду нужно копить деньги на старость и похороны. У каждого человека есть свое хобби или увлечение. Оно и движет человеком, заставляет действовать, а не сидеть сложа руки, достигать поставленной цели.
Была такая цель у Марии Захаровны. Уже и постарела, жила в одиночестве, деньги складывала уже и себе на смерть. Хотела быть уверенной, что похоронят её, как положено. Так и засела эта мысль в голове с тех пор. Деньги конечно хранила дома, аккуратно складывая, прятала в укромном месте. Ни родни, ни близких не было у Марии Захаровны. За свою жизнь много насобирала денег, радовалась, но так и откладывала, вошло в привычку. Годы идут, что там будет дальше, не знала. Не смогла родить Мария детей, не дал Бог. Вот и жила в одиночестве.
Так распорядилась судьба, что не она хоронила своего Михаила, а другая женщина. Ушел от неё муж. И не потому, что не любил, но такое бывает в жизни. Совсем еще молодыми были, когда Михаил был водителем и по работе уехал в соседнее село, помочь с уборкой урожая. Так получилось, что встретился Михаил в том селе со своей первой любовь Верой.
Так и получилось, оказался он у неё в постели. Винил конечно тогда себя сильно, что изменил жене, совесть мучила. Даже забыть пытался, но… Однажды вновь отправили его в то село, встретил Веру, которая держала за руку трехлетнего мальчонку, похожего на него.
— Вер, а это мой сынок, я вижу, похож на меня, — даже не спрашивал, а утверждал Михаил.
— Да, Миша, твой сын Степка, — он тут же прижал к себе сына.
он вмиг понял, это его сын
Удар, с которым она справилась
Как-то Мария была во дворе, подъехал муж на своей грузовой машине, а потом увидела, как Михаил вошел в калитку, держа за руку сына. Она вмиг понял, что это его сын, очень похож на мужа.
— Ты прости меня, Маша, не думал, что такое может быть, — стоял напротив неё с мальчиком он. – Вот, оказывается, сын у меня есть, Степка. Помнишь, я несколько лет назад ездил в соседнее село. Там я столовался у Веры, до армии еще с ней встречался, так и получилось… прости меня, Маша.
Смотрела она на Степку и улыбалась, а по щекам катились слезы. Доброй она была, и радовалась, что у мужа есть сын, если она не смогла ему родить.
— Хорошо хоть получилось у другой родить ему сына, — думала сквозь слезы, — пусть хотя бы с другой муж почувствует радость отцовства.
Поговорили они с Михаилом. Долго говорили, наконец решила Мария.
— Ребенку отец нужен. Так значит судьбе было угодно, а я рада, что у тебя сын есть. Знаешь, Миша, уходи ты от меня и живи со своим сыном. Понимаю и знаю, будет твое сердце рваться туда. А я уж как-нибудь буду жить.
Ушел Михаил. Но Марию не забывал, заезжал, когда один, а когда и со Степкой. А она радуется, стол накроет, угощает, пирогов напечет. Помогал Михаил, ведь мужские руки в своем доме нужны были. Степка рос, становился копией своего отца, тоже помогал Марии и уважительно относился к ней. А она всегда была рада им.
— Спасибо тебе, Мария, — каждый раз благодарил Михаил, — спасибо, что с понимаем отнеслась и по-человечески к нам относишься.
Неприятная весть
Уже Степан вырос, заканчивал школу, когда однажды в её дом в черном платке постучалась женщина, и кинулась к ней со слезами.
— Нет больше Миши. Покинул он нас. Похоронили.
Долго сидели, успокаивала Мария Захаровна ту женщину, а сама еле живая сидела.
— Вера, покажи мне могилу Михаила, навещу я его.
Частой гостью была Мария Захаровна на могиле бывшего мужа. Разговаривала с ним, делилась своими мыслями.
— Вот, Мишенька, как ты и хотел, похоронили тебя достойно. Сынок твой постарался. А памятник какой большой, да красивый поставил тебе. Цветы всегда у тебя. Все, как ты хотел. Не переживай, зла на тебя не держу. Одно страшно, я ведь совсем одна.
Прошло много времени. Она даже и во сне видела Михаила, а он ничего не говорил, только улыбался, а потом исчезал. В этот раз решила навестить Михаила на кладбище. Стоял легкий морозец, наступала зима. Она помнила, что Михаил любил подмороженные ягоды рябины. Сорвала пару гроздей красной рябины и отправилась на кладбище.
тот не слышал, как она подошла
Несчастье и боль Степана
Еще издалека увидела, что у могилы Михаила стоит какой-то высокий мужчина. Подойдя ближе рассмотрела мужчину с поблескивавшей сединой на висках. Приятный, стоял с опущенной головой и разговаривал. Она узнала Степана, но не стала отвлекать, а тот не слышал, как она подошла.
— Бать, подскажи, что мне делать, — услышал Мария Захаровна дрожащий голос его сына, — не знаю, что делать, очень болен мой сын Мишка, спасти может лекарство, но оно очень дорогое, не найти нам такую сумму. Уже и дом сдали в залог, золотые изделия продали и машину, не хватает. А Мишке становится хуже.
Не выдержала Мария и кашлянула за его спиной, тот обернулся, присмотрелся.
— Степа, это я тетя Маша, помнишь, ты меня так называл в детстве. Давно уже не виделись.
— Тетя Маша, Мария Захаровна, да как же не помню, здравствуйте. Как вас не помнить? Вы нас с отцом вкусным чаем поили, вкусными пирогами с повидлом угощали. А мама моя не могла такие вкусные пироги печь, хоть я и просил. А отец всегда говорил, что только у Марии и получаются такие пироги.
Мария Захаровна вздохнула и подумала про себя.
— Значит помнил Миша меня, не забывал, а Степану вслух сказала, — ты меня прости, что я невольно подслушала твой разговор с отцом. Что-то меня сегодня тоже потянуло сюда на могилу.
Степан достал из кармана фото сына, на неё смотрел внук мужа и тоже Мишка, назвали в честь деда. Чем-то неуловимым похож на деда, улыбался.
— Степа, скажи недостающую сумму, я слышал, что нужно очень дорогое лекарство твоему сыну. Теперь все будет хорошо, поверь мне. У меня есть деньги, я тебе отдам их. Идем сейчас же.
Конечно пытался отказаться Степан, но не смог, как отказаться, если нужно. Деньги Мария Захаровна, которые собирала всю жизнь, отдала Степану.
— Вот держи! И поспеши скорей к сыну…
Внук, хоть и не родной по крови, но родной
Прошло время. Однажды кто-то постучал в дверь Марии Захаровны, она открыла. На пороге стоял Степан с Михаилом, оба улыбались.
— Господи, как же вы оба похожи на Михаила в молодости.
— Здравствуй, бабушка, — шагнул Мишка кней и обнял. – Наконец-то мы познакомились. Надеюсь, ты не откажешься со мной общаться, — улыбался парень.
Мария Захаровна плакала от счастья, от внимания, от добрых слов, таких родных и теплых. Внук Михаила оказался настолько родным, что Мария и не ожидала такого, не родной по крови, но оказался таким родным.
— Мария Захаровна, мы предлагаем с Мишкой поехать к нам в гости, жена моя Катя ждет нас.
Когда услышала это, расплакалась еще больше.
— Да, разве я могла представить такое? Мне это не снится, Степа? – спрашивала она сквозь слезы.
— Бабушка, не плачь. Ты теперь моя настоящая бабушка. Ты для меня много сделала.
— Ну что, ты внучок. Мне даже неловко это слышать, тем более ничего особенного не сделала, а просто помогла своему внуку, всего лишь.
Но Мария Захаровна столько услышала хороших и теплых слов от Степана и Мишки, ей казалось, что это сон. Но они уговорили поехать Марию Захаровну сразу поехать с ними и познакомиться с Катей.
— Бабушка, я выздоровел и опять занимаюсь спортом. Приеду, увидишь, сколько у меня медалей, — говорил внук. – Скоро у меня соревнования, я свою победу посвящу тебе.
Катя приняла Марию Захаровну, тоже тепло, как родную. За столом она не чувствовала себя чужой. Наоборот, казалось, что она находится в кругу своей семьи, своих близких.
— Мария Захаровна, мы тебя никуда не отпустим, — уже говорил Степан, как родной матери, одной не стоит жить, возраст, тяжело, а нам из города ездить часто неудобно. Лучше жить будешь с нами. Дом у нас большой, комната для тебя уже готова. Хочешь в грядках копаться, пожалуйста, за домом у нас огород, Катя даже рада будет, — смеялся он, глядя на жену, та соглашалась и улыбалась.
Счастливая старость в кругу близких
Так и осталась жить Мария Захаровна в доме Степана и Кати. Мишка частенько секретничал с бабушкой, советовался.
— Бабушка, как жаль, что тебя у меня раньше не было. Ты столько много знаешь, еще и такие дельные советы мне даешь, ну просто круто! – смеялся внук.
Мария Захаровна обрела семью, но так же и продолжала копить деньги. Перед ней теперь стояла другая цель.
— Мишка вырастет и женится, ему нужны будут деньги, — думала она, — а правнуки пойдут, им тоже подарки нужны будут, — теперь она смотрела вперед, об одиночестве не думала. – Я только жить-то по-настоящему начала… Мне судьба открыла счастливую дверь, дала возможность помочь. Какое же это счастье чувствовать себя необходимой. Теперь я думаю, что это самое главное, для чего рождается человек.
Мария Захаровна так и живет в обретенной семье среди близких и родных.
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!















