Первый раз Алексей* увидел Викторию* первого сентября тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года. У него занятия начинались с октября, он поступил в институт. А его друг Игорь после восьмилетки пошёл в техникум. И теперь стал третьекурсником.
— Лёх, пойдем завтра со мной в технарь! С пацанами познакомлю. А какие девчонки к нам на первый курс поступили — закачаешься. Я сам видел в приёмной комиссии!
— Что-то лениво.
— Да чего тебе дома-то сидеть? Занятий всё равно не будет, послушаем речь директора, а потом свалим в сквер, по пивку. Давай, соглашайся.
И Алексей пошёл. Учащихся собрали в актовом зале. Игорёк познакомил Лёху со своими друзьями и все принялись обсуждать, куда лучше пойти пить пиво.
И тут Алексей увидел Её. Смеясь, она обсуждала что-то со своими подругами, но речь, конечно, шла не о пиве.
— Слушай, Игорян, давай тех девчонок позовём? — сказал Лёха приятелю. Тот оглянулся, и подмигнул друзьям:
— Мужики, кто у нас самый дипломатичный? Кого отправим на переговоры?
Вызвался один из ребят, но спустя полминуты, вернулся, как побитый.
— Дуры набитые эти первокурсницы! Не хотят знакомиться! — хмуро сказал он.
— Просто ты не умеешь разговаривать с девушками! Эх, всё приходиться самому! — вздохнул Игорь и взлохматив волосы, пошёл к девчатам.
Он не вернулся и через десять минут — завис в женском коллективе, травя анекдоты. Девушки смеялись, Игорь явно был в ударе. Алексей отправился за ним, и благополучно вытащил его назад.
— Порядок! — сияя, сказал ему Игорёк. — После официальной части встречаемся с ними на остановке.
— Ну ты крутой переговорщик, кто бы сомневался.
— А что тут такого? Я им сказал, что после официальной части намечается неофициальная. Нам надо познакомиться получше и всё такое…
— И «всё-такое»?
— Ну, да. Мороженое там, культурная программа.
Алексей пожал плечами. Настроение у него испортилось.
— Знаешь, я, пожалуй, домой пойду. Нечего мне там делать.
— Лёх, ты чего? Видел, какие они клёвые? Я, кажется, одной из них понравился. У неё подруга, тоже ничего… Ты же сам предложил, а теперь в кусты?
Первого сентября в сквере у метро всегда полно студентов и школьников. Расположившись на лавочках, они похожи на бойких воробьев: не могут усидеть на одном месте и чирикают, перебивая друг друга.
Алексей старался не смотреть на Вику, которую его друг откровенно клеил, но не мог. А когда она, поймав его взгляд, улыбнулась, у него внутри всё завибрировало. Он понял, что влюбился.
Когда наступил вечер и девушки засобирались домой, Игорь собрался провожать Вику. Она посмотрела на Алексея:
— Лёша, а ты разве… не пойдёшь с нами? — за её спиной Игорь отчаянно крутил головой и строил страшные рожи.
И Алексей отступил. Если бы она выбрала в провожатые только его… а так, вторым он быть не захотел. Кроме того, кто-то же должен был провожать Викину подругу Настю, которая жила у «чёрта на куличках».
В следующий раз Алексей увидел Вику лишь через несколько месяцев, на концерте известной рок-группы. Она уже рассталась с Игорем и вокруг неё крутилось много парней.
— Проводишь меня? — спросила она его, встретив в раздевалке. С ней были какие-то мрачные рокеры.
— Не могу. В другой раз, как-нибудь. — сказал он, глядя на её приятелей. Он не боялся их, он хотел быть единственным.
Потом он услышал от общих знакомых, что Вика вышла замуж. Он снова увидел её на тусовке на Рождество, куда приехал с другом, а она — с мужем. Алексей ходил вокруг Вики, как лиса вокруг курятника. Им даже удалось поговорить, и этот разговор вселил в него надежду, что его чувства взаимны. Но разговор был недолгим и подшофе. Она вернулась в номер, где спал её пьяный муженёк, а он вернулся в свой. Вернее, друг не впустил его, потому что успел привести девушку. Сидя на диване в фойе, Алексей мечтал о том, как утром, на трезвую голову, ещё раз поговорит с Викой. Ему всё казалось простым и понятным.
Но утром она села в машину к мужу. Алексей подошёл и стоял рядом, пока её муж жал всем руки. Потом муж сел за руль и машина тронулась с места. Вика смотрела на Алексея через стекло, но так и не вышла проститься, ей было стыдно за то, что спьяну сболтнула лишнего о своих чувствах.
Как-то Алексей с общими друзьями приехал в гости к Вике и её мужу. Она вела себя так, словно счастлива в браке, а муж её оказался классным парнем и Алексей не смог сказать тех слов, которые собирался.
Он так и жил один, постаревший мальчик Лёша. У него были девушки, женщины. Дольше всех он встречался с Юлией. Она всегда проявляла инициативу в их отношениях и чуть не женила его на себе. После чего он с ней расстался.
Когда он узнал, что Вика родила ребёнка и разводится с мужем, он твёрдо решил сделать ей предложение. Они любят друг друга и должны быть вместе. И так пол жизни потеряли.
Вика в декрете подурнела и располнела. Как-то возвращаясь домой с прогулки, она увидела мотоциклиста, который кого-то ждал. Сердце рухнуло вниз — она узнала Алексея. Резко развернув коляску, в которой спал её ребёнок, она ушла подальше от дома и гуляла до тех пор, пока совсем не стемнело. И облегченно выдохнула, увидев, что мотоциклист уехал. Она не могла допустить, чтобы Алексей видел её такой, какой она стала. Стеснялась себя. А он понял это по-своему, и попыток встретиться больше не предпринимал.
Прошли годы. Появились соцсети, и Виктория нашла его там. Но не затем, чтобы добавиться в друзья, а затем, чтобы видеть, чем он живёт. Алексей тоже нашёл её, и разглядывая её фото, ещё раз убедился в том, что она счастлива. Он видел, что она снова замужем, что она гордится своим взрослым сыном, что от второго мужа у неё родилась дочка.
И он понял, что сам он растратил жизнь надеясь непонятно на что. Ему тоже нужна семья. Ребёнок. И он решил жениться на девушке, с которой встречался в тот момент.
На свадьбу пришли друзья, в том числе и Игорёк, с которым он возобновил дружбу после того, как они нашлись в фейсбуке. Игорь располнел, облысел, обзавёлся бородой, женой и двумя ребятишками.
— Ну вот и ты сдался, вечный холостяк! Счастья новой семье! — поднял он тост.
— Э, а чего это у вас такое горькое шампанское? — завизжала одна из подруг невесты. — Горько!
— Горько, горько!!! — подхватили гости.
Алексей наутро был абсолютно разбит. Он открыл глаза в люксе для новобрачных, рядом спала молодая жена. Всё вокруг плыло и качалось.
«Зачем же я так надрался?» думал он. В ванной он встал под прохладный душ и вспомнил, что ему снился странный сон. В нём он женился на Вике, она была одета в белое подвенечное платье, но отчего-то была грустна. Он хотел обнять её, но она исчезла, растворившись в утренних сумерках.
Через пару дней раздался звонок. Звонил Игорь.
— Я обещал позвонить тебе на следующий день, но всё-таки у тебя медовый месяц… может, отложим?
— Что отложим? — он не мог вспомнить ни одной договорённости на собственной свадьбе, до того напился.
— Ну, ты просил показать тебе могилу.
— Игорян, ты пьян что ли, до сих пор? — засмеялся Алексей. — Какую ещё могилу?
— Знаешь, Лёх, давай потом, как-нибудь, у меня у самого дел по горло.
— Нет, ты скажи, какую могилу-то?
— Ты что, правда ничего не помнишь? Могилу Вики.
Алексей медленно положил трубку. Слова застряли в горле. Бросился к ноутбуку, открыл страницу Виктории. На ней последняя запись — три месяца назад. Полез на страницу к её мужу — ничего. Залез к сыну — ничего. Словно жизнь остановилась для всех.
Снова позвонил Игорю.
Они стояли на огромной пустоши, продуваемой всеми ветрами. Это было новое, огромное кладбище. Могильный холм был усыпан увядшими цветами и заставлен венками. С портрета улыбалась молодая Вика.
— Как это произошло? — наконец спросил Алексей.
— Я сам не особо в курсе. Жена рассказывала, что Вика была серьёзно больна и не хотела лечиться. Сама себя угробила. Говорят, что не вылезала из депрессии.
— О чём ты? Я сам видел фотографии. У неё всё было отлично. Семья… улыбки, дети. Она выглядела счастливой!
— Выглядеть и быть — совсем не одно и тоже! А ведь знаешь, мы ведь расстались с ней из-за тебя! Она любила тебя! — вдруг сказал Игорь.
— Почему же ты ничего не сказал мне тогда?
— Не знаю… злой был. Потом забыл. Прости, если сможешь.
Алексей положил на холм алые розы. Единственные цветы, который он преподнёс Виктории за всю историю их любви.