Митя вернулся из школы необычно тихий и задумчивый.
— Сын, — заглянула в комнату Наташа, — ты не заболел случайно?
— Нет, — буркнул мальчик и отвернулся к окну.
— Двойку что ли получил? — допытывалась мать.
— Нет, — снова пробурчал Митя, даже не повернувшись.
— Не пойму, может ты голодный? Пойдём, я тебя накормлю.
— Не хочется.
— Что тут у вас происходит? — выглянул из-за двери отец. — Митька, ты пару схватил что ли?
— Я же сказал! Никакую пару я не получал! Просто стыдно стало.
— Дмитрий, признавайся, что ты натворил? — Наталья опустилась на стул рядом с сыном, готовясь к чему-то страшному.
— Окно в школе разбил? Или кнопку училке на стул подложил? — предположил отец.
https://www.freepik.com/author/freepik
Сын покачал головой.
— Ты что не видишь, Илья, он с нами разговаривать не хочет! — начала сердиться мать.
— Да мне не за себя, а за вас стыдно! — чуть не плача, выкрикнул Митя.
— Хорошая предъява от 11-летнего сына! — отец, не ожидая такого выпада, тоже плюхнулся на стул. — И что, интересно знать, мы натворили такого, что тебе приходится краснеть за нас?
— А то, что вы у меня самые отсталые родители в классе!
— Ну-ну, продолжай.
— У всех одноклассников родители современные, они своим детям за любую помощь по дому деньги платят! Один я у вас должен работать бесплатно. Учительница на уроке так и сказала, что в современном мире детей нужно материально мотивировать, чтобы подготовить к взрослой жизни.
— Это что же такое делается! — всплеснула руками Наталья. — Раньше в школе писать и читать учили, а сейчас учат собственных родителей грабить!
— Погоди, Наташа, — остановил её муж, незаметно подмигнув, — в этом есть доля истины. На самом деле, дети должны понимать, как непросто деньги зарабатывать. Пусть Митька знает, что не такие уж у него отсталые родители. Всё, решено, переходим на товарно-денежные отношения. Мне кажется, что всем от этого легче станет.
— Ура! — завопил мальчик радостно. — Наконец-то и у меня свои собственные деньги появятся!
— Согласна, — кивнула мать, — только ты сначала заработай, а потом уже оплату требуй. Давай так, сын: ты составишь список, за что и сколько мы должны будем тебе платить. Мы с папой обсудим, внесём свои коррективы и, когда придём к общему решению, заключим договор.
Вечером Митя, безмерно довольный собой, подал родителям написанный корявым почерком прейскурант:
1.Помыть посуду — 200-300 рублей.
2.Погулять с собакой — 150 рублей.
3.Вынести мусор — 100 рублей.
4.Вытереть пыль — 100 рублей.
5.Подмести полы — 200-400 рублей и т.д.
Список занял целую страницу.
— По-моему, очень даже приемлемые расценки, — прочитав, произнёс Илья. — Немного подкорректируем, и можешь приступать к работе.
— Только имей в виду, сын, что работать надо на совесть, чтобы за тобой переделывать не пришлось. Вот, например: ты погулял с собакой, а потом плохо вымыл ей ноги, значит, грязные полы ты моешь бесплатно. Мы с папой должны будем твою работу проверить и, перед тем как заплатить, решим качественно ли она выполнена.
Дмитрий рьяно взялся за зарабатывание денег. Всё оказалось не так просто, как он рассчитывал. Подметать приходилось долго и тщательно, не заметая мусор под диван, как он делал раньше. Посуду с грязными донышками приходилось перемывать по нескольку раз, пока она ни начинала сиять чистотой. Единственное, что ему удавалось сделать без проблем, это вынести мусор. Тут особого ума не требовалось. Но, как на зло, мусорное ведро наполнялось слишком медленно, а не заполненное до верху выносить было запрещено договором. Иначе бы он по пять раз в день бегал к мусорному контейнеру!
Но в целом Мите нравилась такая жизнь, и к концу недели в его кармане могла бы скопиться немыслимая для него сумма в 700 рублей. Но заработанные деньги так сильно жгли карман, что он то и дело бегал в соседний магазин, где купюры каким-то неведомым для него образом быстро исчезали из кармана. А он вроде бы ничего особенного и не покупал! Так, несколько шоколадок, яйцо с игрушкой и маленькие конфетки в ярком пакетике.
В выходные они всей семьёй отправились гулять. Была у них такая традиция: вместе проводить время, гуляя по парку, посещая торговые центры и поедая вкусняшки в кафе. Обычно Митя очень ждал выходных, ему нравилось гулять с родителями. У них всегда можно было выпросить какую-нибудь новую игрушку или лишнее пирожное. Но в этот раз всё пошло по другому. Сначала родители отказались идти на карусели. Потом зашли в магазин и купили папе новый лосьон для бритья, а маме заколку для волос и крем для рук. А ему, Митьке, ничего не купили.
— Теперь ты у нас взрослый человек, — ответила мама, погладив его по голове, — сам можешь заработать на всё, что захочешь.
— Но у меня совсем мало денег! — расстроился мальчик.
— Это не страшно, сынок, — ласково проговорил папа, вселяя в сына надежду, что его просьба о подарке будет исполнена. Но Илья продолжил:
— Ты постарайся побольше работать, и у тебя всё получится. Хочешь, мы весной тебе ещё работу найдём? У бабушки на огороде всегда помощники требуются, чтобы грядки полоть.
— Ненавижу полоть, — буркнул Митя и отвернулся.
«Ладно, ладно! — подумал он. — Зато в кафе я назаказываю себе много всего вкусного!»
— А когда мы в кафешку пойдём? — спросил мальчик.
— А вот сейчас маме купим кое-что и пойдём.
— Ура! А можно, я там себе три пироженки закажу и разноцветное мороженое?
— Конечно, сынок, — улыбнулась Наталья. — Ты сможешь заказать абсолютно всё, что захочешь.
— Ура! — снова завопил Митя и запрыгал впереди родителей.
В кафе они сели за столик.
— Что будете заказывать? — подошёл к ним официант.
Митя радостно начал перечислять, чего бы ему хотелось.
— Подожди, сынок, — остановил его отец, — сначала закажем мы с мамой, а потом ты.
Илья сделал заказ себе и Наташе. И только мальчик собрался выпалить своё пожелание, как отец обратился к официанту:
— Всё. Это весь наш заказ. А мальчик сам за себя заплатит, вы посчитайте ему отдельным чеком.
Митя потупился и, готовый заплакать, прошептал:
— Но у меня уже нет денег.
— Ох, как жаль. Тогда ты подожди, пока мы с мамой поедим, а потом все вместе поедем домой.
— Так не честно! — пряча зарёванное лицо, воскликнул мальчик. — Вы мои родители, значит обязаны меня кормить! Так учительница говорила.
— Но, дорогой, — грустно произнесла мать, разве мы тебя не кормим? Не ты ли сегодня кушал котлеты с макаронами и пил какао с печеньем? Ты сам сказал, что мы отсталые и не готовим тебя к взрослой жизни. Мы с папой исправились. Теперь ты знаешь, что, чтобы что-то получить, сначала нужно заработать.
— Но ведь тебе папа просто так сегодня подарки покупал. И ты ему ничего за это не заплатила!
— А вот тут ты ошибаешься, сын, — сказал отец. — Мы с мамой друг другу очень много заплатили. Я — ей, а она -мне.
— Правда? — округлил глаза Митя.
— Конечно! Только мы заплатили не деньгами, а своей любовью.
— А это как?
— Просто мы любим друг друга и стараемся делать друг другу хорошее и приятное. Ты же знаешь, как мама вкусно для нас готовит. А могла бы этого не делать. Или же она стирает мою одежду, а потом утюжит. Она знает, что у меня сложная работа, и я бы ни за что не смог это сделать сам. А я приношу маме свою зарплату не потому, что хочу заплатить за её работу, а для того, чтобы сделать ей приятно. И мне для неё ничего не жалко. В семье, сынок, где есть любовь, все только любовью и расплачиваются друг с другом.
Отец отменил заказ и они вернулись домой. Всю дорогу Митя был молчалив и задумчив. А вечером зашёл в комнату к родителям и протянул руку, в которой было что-то зажато.
— Вот, заберите, — он разжал пальцы. На ладони лежало несколько монет. — У меня осталось 48 рублей. Не надо мне больше платить, я и так буду помогать по дому.
— Почему? — спросила Наталья, обнимая сына.
— Потому что я тоже хочу быть частью семьи, что все расплачиваются любовью.















