Звонок дочери раздался рано утром. Валентина с Николаем собирались завтракать.
— Что случилось дочь?
— Мама, я знаю, что вы рано встаёте. Можно мы приедем. Уже завтра.
— Почему же нет, конечно приезжайте. Вам отпуск перенесли? Ты же говорила, что с этим трудно.
— Нет, я уволилась, а Алексей уже месяц без работы. Проблемы у нас.
— Не покорилась вам столица?
— Мама, не начинай. Всё хорошо было, но… рассказывать долго. Квартиры дорогие, а работу хорошую найти ещё надо. Да, ты скоро станешь бабушкой. Попросили меня уйти. Незаконно, но просто вынудили.
— И вы теперь решили вернуться в деревню?
— Ты преувеличиваешь, какая у вас деревня? Посёлок городского типа.
— Ты сама так говорила, когда уезжала. Помнишь свои слова? Дыра, деревня, дом, огороды…
— Мама, так можно мы приедем?
— Приезжайте, других вариантов у вас нет.
Татьяна повесила трубку.
— Ну вот, Коля, теперь весело будет. Дочь с затем едут. Насовсем. Будем внука ждать. Надо распахать под картошку все как обычно. И козу вторую надо, ребёнок будет.
— Ну это мы ещё посмотрим. Будут помогать, значит сделаем, а если нет, то и не старайся. А козу зачем? Татьяна молоко не пьёт, да и зять наверное тоже. Неужели не помнишь. Нам с тобой и одной хватит. Наливай чай, пора завтракать.
— Да. Надо всё приготовить. Мы же комнату Тани заняли, теперь освобождать надо. Кровать нашу перенести в маленькую комнату.
— Я на улицу пойду. Без них дел много. Крикнешь меня.
— Хорошо.
***
Дочь и зять приехали на следующий день к вечеру.
— Мама, тут же кровать стояла, когда мы приезжали последний раз.
— Стояла. Ты же беременная, с ребёнком будет здесь просторней и удобней. Диван большой, кроватка детская влезет, шкаф для вещей я освободила. А кровать свою мы перенесли в маленькую. Эта комната для вас, она всегда твоей была. Тут тебе привычней будет.
— А кровать зачем убрали? Я же беременная.
— Ну, знаешь, милая, мы старались. Беременность не болезнь. У отца спина больная, на кровати матрас ортопедический, да и я за день устаю, комфортно отдыхать нам необходимо, не молодые уже.
— А я должна на диване спать!
— А не прЫнцесса. Мы хорошую кровать с отцом купили десять лет назад, а прошлый год матрас поменяли. Первые годы вообще на полу спали. А на диван можно кинуть тонкий матрас, пусть Алексей с чердака его достанет.
— Понятно, не очень нас и ждали.
— Ждали. Что с работой делать будете?
— А кто меня возьмёт, я же беременная, буду дома сидеть, отдыхать.
— Устала?
— В каком смысле?
Мать махнула рукой и ушла.
Таня была поздним ребёнком. Валентине и Николаю было по тридцать пять, когда она родилась. Старшей дочери на тот момент четырнадцать исполнилось. Ни одну из них не баловали, в строгости держали, но Татьяна в восемнадцать ушла из дома. Характер ещё тот. Осилила только училище, а потом замуж вышла. Алексей в то время учился на последнем курсе института. Учёба осталась позади, решение ехать в Москву было общим. Мать и отец отговаривали, но Татьяна уперлась. Тогда Таня много плохого наговорила про деревню и вообще про жизнь и дом родителей. Отец очень сильно обиделся, мать с ней тоже долго не разговаривала, но все наладилось.
Алексею в Москве повезло, нашёлся знакомый, который пристроил его, и даже Татьяне помог. Место было хорошее, но продержался Алексей там недолго. Опыта у него не было, а вникать в тонкости он не хотел. Потом были ещё места, где его не ценили. Кто же виноват? Татьяна работала обычной секретаршей, денег платили не много, и их постоянно не хватало. Год жизни в столице прошёл, а на второй Таня и Алексей решили вернуться в город, где оба учились. Только и там ничего не получалось, после столицы денег совсем не осталось, а жить где-то и на что-то надо. Ситуация ухудшилась с беременностью Тани, на работу её не принимали. Когда совсем стало плохо, пришлось ехать к родителям. Хоть и не любила Таня деревню, а пришлось.
Не понравился Тане приём матери, да и отец разговор с зятем сразу про работу завёл.
— Вы не в отпуск приехали, я так понимаю, значит ищите работу. А ещё нам будете помогать. Мать обслуживать вас не будет. Еда есть, а вот убирать, стирать и готовить можешь, дочь.
— Я не нанималась вам стирать!
— А нам и не надо, со своими портками мы сами справимся. Машина у нас есть, стирает хорошо.
Отец нашёл зятю работу, но не ту.
— Конечно, в деревне с институтом делать нечего. Не нравится, ищи сам. Деньги кто ребёнку заработает?
Зятю пришлось работать. Татьяна сидела дома, помогала по хозяйству. Живот рос. В один прекрасный момент они снова огорошили родителей своим решением.
— Мы уезжаем. Будем жить в городе. У вас тут тесно и вообще… мы сами хотим всё делать, а не по вашему. Лёша хочет котлеты, а у вас рыба, мы привыкли к бутербродам, а у вас каша и творог.
— Холодильник не на замке. Магазины есть. Не такая уж у нас глушь. Никто до этого на еду не жаловался, уплетали за обе щеки.
— Нас не только еда не устраивает.
— Наверное диван?
— И это. И перспектив у вас нет.
— А может нам дом для вас освободить? Ели, пили, спали, а теперь не нравится? – не выдержал Николай.
— Мы старались для вас, комнату лучшую отдали. Внука ждали… – Валентина заплакала. – Могли бы просто уехать, а вы с претензиями.
— Вы могли бы нам просто денег дать или квартиру в городе купить, как все родители делают.
— Твоя сестра сама себе на квартиру заработала. Мы пенсионеры, таких денег не имеем.
— Раньше надо было думать.
— Вот вы и подумайте. Квартира вам нужна, а претензии к нам. Где ваши деньги? Мы же с вас ни копейки не взяли. Даже кроватку для будущего внука купили. Могли бы накопить на первый взнос, но нет, у нас же деревня. А деньги сейчас на съёмное жильё уйдут.
— Кроватку? Это же… – Таня хотела сказать, что плохая кроватка, но остановилась. Мать уже развернулась к ней спиной и вышла из комнаты.
— Делай как решили. Мать я больше в обиду не дам. Хватит, все нервы вымотала. Вещи собирайте, и больше не возвращайтесь.
***
Валентина так и не вышла проводить дочь. От расстройства у неё поднялось давление, вечером пришлось вызвать скорую. Тем же вечером приехала старшая дочь Катя, отец сказал.
— Мама, не переживай. Всегда Танька такая была. Нервы всем вымотает, а сама жить не умеет. Я с ней поговорю.
— Не надо. Пусть как хочет. Набьёт себе шишек.
— Мама, ты только не болей. Я сегодня останусь, а в выходной мы все вместе приедем. Ты пока отдыхай.
***
Катерина позвонила сестре, ругалась, но вот поняла ли та её, неизвестно. В деревню она больше не приезжала, а со своим Алексеем уехала покорять очередной город. Теперь уже и с ребёнком.















