– Замуж? За кого? Нормального мужчину нынче днем с огнем не сыщешь! – заявила Марина, когда мать в очередной раз завела разговор на тему дальнейшей судьбы дочери.
– Ну и глупо, – парировала Елена Сергеевна, – с мужем жить проще. Вот посмотри на нас с отцом.
– Вам просто повезло, – уверенно бросила Марина, – сегодня такие браки большая редкость.
– Какие такие?
– Мам, только не делай вид, что не понимаешь, о чем я говорю. Вы с папой любите друг друга. Это невооруженным взглядом видно.
– Значит, ты думаешь, что у нас любовь? Ничего подобного. Она, может, и промелькнула где-то в самом начале, а потом – это была самая настоящая работа. Понимаешь, ежедневная работа.
– Не понимаю, – Марина смотрела на мать с удивлением.
– Ну, а как ты думала? У нас был не один повод развестись, но мы оба понимали, что несем общую ответственность за наших детей. Нас так воспитывали. Поэтому вы и выросли в полной семье.
– То есть ты хочешь сказать, что несчастлива с папой?
– Я счастлива в своей семье, Марина, это гораздо важнее.
– А как же собственные чувства?
– В свое время я наступила им на горло. Чувства никак не помогали выживать. Только мешали. Зато теперь у меня двое прекрасных детей, внуки. И муж, который никому кроме меня уже не нужен. А у него пенсия хорошая, зарплата – еще лучше. Разве это не стоит свеч?
– Не стоит, мам! – воскликнула Марина, – мой бывший прекрасно зарабатывал, ты знаешь. Но это не остановило меня развестись с ним. Или я должна была терпеть его похождения? Ну уж нет! Пусть живет со своей пассией и будет счастлив! Кстати, у них недавно ребенок родился.
– Да? Это очень хорошо. Сейчас он увидит, что женщина, которая с ним тайно встречалась и женщина, которая не спит по ночам и крутится как белка в колесе – это две совершенно разные женщины. У нее сейчас вряд ли найдется время личико себе рисовать, да мужа ублажать. Он тебя еще вспомнит.
– Так он и не забывает, мам! – с горечью в голосе воскликнула Марина, – звонит по несколько раз на неделе, особенно, когда выпьет. Гадости всякие говорит. Грозится алименты урезать.
– Это каким же образом?
– Придумает что-нибудь!
– Ну да, этот может, – задумчиво проговорила Елена Сергеевна.
– Ого, что я слышу? – улыбнулась Марина, – помнится раньше ты отговаривала меня на развод подавать.
– А чего ты ждала? Чтобы я тебе поддакивала?
– Нет, конечно, но хотя бы поддержала. Мне тогда очень тяжело было.
– Так легче вряд ли будет, доченька. Ваша связь с бывшим никогда не прервется. У вас же сын растет. Так или иначе вам придется контактировать. Ну, да ладно. Чего об этом говорить? Ты мне лучше объясни, почему вы с Антоном не женитесь? Сколько вы уже встречаетесь? По моим подсчетам – почти год.
– Мама, я тебя умоляю! – нервно рассмеялась Марина, – с чего ты взяла, что мы должны жениться?
– А как? Ты же не собираешься с ним жить просто так? Не забывай: у тебя сын. Очень плохой пример для мальчика.
– Да я вообще не собираюсь жить с Антоном. Никак. А, если быть точной, это он со мной жить не хочет. Даже не так. Со мной хочет, а вот с моим сыном – ни за какие коврижки!
– В смысле? – опешила Елена Сергеевна.
– Без смысла, мам. Он четко дал понять: мой сын ему не нужен, потому что у нас будут свои дети. А «этого», он так и говорит, я должна отправить к родному отцу или отдать бабушке.
– Мне?! – Елена Сергеевна не могла поверить в то, что слышит.
– Тебе. Ты же еще молодая. Вполне справишься. Это Антон так говорит, не я. И денег у вас с отцом куры не клюют. Так что вы только рады будете внука забрать.
– Ничего себе!
– Вот именно. А ты спрашиваешь: почему не женитесь?
– Какое женитесь?! – в ужасе воскликнула Елена Сергеевна, – доченька! Гони его поганой метлой! Это не мужчина, это чудо какое-то!
– Ага, чудо-юдо, – усмехнулась Марина, – только почему-то к моему берегу только такие и приплывают. Видимо судьба у меня такая – одной быть.
– А вот тут ты зря, – мать мгновенно пришла в себя, – по двум, так скажем, уродцам нельзя судить обо всех мужчинах.
– А я и не сужу. Просто связываться больше не буду. Не хочу. Одна буду жить.
– Не зарекайся, дочка. Еще встретишь свою половинку. Тогда и поговорим.
– Ты же не встретила, мам. Сама только что говорила, что вы с папой без любви живете. А я так не хочу.
– Как это без любви? Ты неправильно меня поняла, Мариночка. Твой отец – самый близкий для меня человек. Как бы там ни было. Он для меня как…, – Елена Сергеевна запнулась, подбирая нужное слово.
– Как брат? – догадалась Марина.
– Ну, почти.
– Но это же ненормально, мама! А как же женское счастье? Разве тебе не хочется быть любимой?
– Хочется, конечно, – улыбнулась Елена Сергеевна, – но уже не так сильно, как раньше. Сейчас мне больше хочется тишины, стабильности. Покоя хочется, понимаешь? И чтобы у вас с братом все было хорошо.
– Грустно все это, – вырвалось у Марины…
– Почему «грустно»? – улыбнулась Елена Сергеевна, – это жизнь, дочка. Обычная жизнь обычных людей. Необыкновенная любовь только в сериалах и бывает. Так что не унывай. Бери себя и судьбу в собственные руки и вперед! За счастьем!
***
Марине уже пятьдесят. Она все еще одна.
И давно не ищет свое счастье…
Ее сын женился несколько лет назад и уже успел развестись.
Строить новые отношения не пытается вот уже больше двух лет.
На вопрос «Почему?» отвечает вполне в духе семьи: потому что нормальную женщину нынче днем с огнем не сыщешь…
Кстати, у брата Марины семейная жизнь тоже не сложилась. Все как под копирку: женился, развелся. Потом с несколькими женщинами пытался построить семью, но ничего не получилось. Один живет.
Елена Сергеевна очень переживает за детей и внуков. Как-то поделилась своими переживаниями с мужем:
– Ну, почему нашим детям так не везет? Что с ними не так? Симпатичные, образованные, с работой и с зарплатой – не чета некоторым. Неужели они так и останутся одинокими? И за что им такое наказание? Может, мы их как-то неправильно воспитали?
Муж подумал и вынес свой вердикт:
– Мы их любить не научили, потому что не любили сами…
Неужели так бывает?