В преддверии Восьмого марта в переводческой секте, как называли ее сами работники, царила добрая, пропитанная радостью атмосфера.
Мужская часть конторы честно озаботилась подарками для сотрудниц: каждой преподнесли букетик из трех гербер (Катерине даже понравилась такая изобретательность, так как тюльпаны вяли быстро, а герберы могли долго простоять) и коробочку шоколадных конфет. Причем коробки делались на заказ, с логотипом компании и веселыми цветочками по периметру, и каждую из них лично надписал генеральный директор издательства. Словом — приятно!
Конечно, седьмого числа в середине дня устроили небольшой праздничный обед. Катерина пристроилась в уголке, положила себе на тарелку несколько корзиночек (с сырным салатом, с крабовым и с изумительной грибной пастой), слушала разговоры, но особо не участвовала.
Лисичкины и Россы собирались отмечать праздник завтра, как и полагалось. К счастью, на работу никому было не надо. Как обычно, намечалась общая «сходка» и приятное времяпрепровождение.
— А я вот считаю, мужчина должен всегда дарить подарки на 8 марта! — долетел до Катерины голос новой сотрудницы, Инночки. Было ей лет двадцать пять, это была ее вторая в жизни работа, однако Лисичкиной казалось, что Инночка тут не приживется. Слишком она была… амбициозная. — И вообще подарки — это отлично! Чем больше их, тем лучше!
— Мужики, между прочим, не машинки для производства подарков, — заметила верстальщица Света. — Им тоже надо отдохнуть. Хотя получать что-то и приятно, — она отсалютовала пластиковым стаканчиком Севе, который за полгода из стажеров сделался полноправным сотрудником, — и я очень рада сегодняшним подаркам, своего мужика я бы так тормошить не стала. И отстала бы от него, в конце концов.
Сева бодро отсалютовал стаканчиком в ответ.
— Ничего ты не понимаешь в жизни, — вздохнула Инночка. — Мы, женщины, неземные создания. Нам должны поклоняться и выражать это в форме подарка.
— Инна, вы сейчас всерьез? — уточнила начальница отдела Виталина Игнатьевна.
— Ну, конечно, всерьез! А как иначе?
— А вы вообще знаете, откуда взялся праздник 8 марта? Знакомо ли вам имя Клары Цеткин и знаете ли вы, что она сделала для нас, женщин?
— Ой, это все седая старина, — отмахнулась Инночка. — Я знаю, что 8 марта — женский день! Как в него без подарков? Это просто святая обязанность мужчин!
— А в чем святость этой обязанности? — не удержавшись, спросила Катерина. Инночка обратила на нее безмятежный взор голубых глаз.
— Ну как же! Мы же слабее и прекраснее. Мужчины должны нас радовать, и желательно каждый день. Тогда энергетика женщины будет заряжать мужчину, и он сможет совершить великие дела. Достигнуть высот, развиваться в карьере…
— Мой муж, — спокойно сказала Катерина, — работает пятидневку, а иногда уходит в рейсы. И если он приедет домой в два часа ночи, я не буду требовать от него обязательных подарков, даже на 8 марта.
— Но ведь это такой день, когда без подарков никак нельзя!
— Почему?
Инночка “зависла”. Видимо, для нее желание получать подарки по всем праздникам и вне их было таким очевидным, что иных вариантов она не рассматривала.
— Потому что так полагается, — выдала она наконец.
— Кем полагается? Есть какой-то свод правил? Люди меняются, и иногда им становятся неважны вещи, которые раньше казались важными. Кто-то относится к подаркам трепетно, кому-то просто приятно, но если их не будет, то и Бог бы с ними. Если мой муж мне ничего не подарит, я отнесусь к этому спокойно.
— Как вы можете? Вы же женщина!
— Именно потому, что женщина, я и могу. Я могу сама подарить себе подарок. Могу устроить свою жизнь так, как захочу. Могу работать, голосовать, у меня вообще есть права. Для меня 8 марта — об этом. Я сама выбираю, готовить мне или нет. И дело не в подарках, хотя они очень приятны, — Катерина улыбнулась Севе, — а в том, что я свободна выбирать.
На Инночку речь Лисичкиной не произвела никакого впечатления.
— Ох, девушки, не спорьте, — вмешалась Виталина Игнатьевна, которая явно осознала, что толку от этого диалога не будет. — Кто порежет торт?
Все остались при своем. И торт был вкусный. И Катерина знала, что завтра мужчины их семьи непременно что-нибудь подарят женщинам, и это будет приятно. Однако… Если бы Павел пришел к ней с пустыми руками, она бы не расстроилась. Любила она его не за это.















