Александра Ивановна и Григорий Маркович всю свою жизнь прожили в поселке. Деревенская жизнь непростая, но все решаемо, когда ты молод и полон сил.
Вырастили детей, двух сыновей и дочь. Оба сына военные, сами приняли решение пойти в военное училище, ну а потом и дальше. Пример для подражания у них был – родной дядя, брат отца. Он отслужил и уже на пенсии. В гости приезжает редко, уехали с женой на её родину, в Тюменскую область.
Дочь Александры и Григория живёт в Питере. Александра Ивановна всю жизнь трудились в больнице медсестрой, а дочь пошла дальше, работает педиатром.
Всё у всех хорошо, семьи, дети. В гости ездят редко, сыновья раз в год, дочь два.
Только гости в доме бывают и другие, скучать не приходится, а уж и отдыхать тем более. Брат военный у Григория не единственный, в областном центре две его сестры. Там же живёт и брат Александры. Ну, а у них и дети имеются. Вот все эти гости часто приезжали на деревенский воздух. Подышать, отдохнуть, а ещё с собой увезти деревенский экологический продукт. Продуктов было не жалко, дети далеко, с собой из родительского дома ничего не берут. Наоборот привозят подарки и вкусности, которых нет в местных магазинах. А вот частые родственники почти ничего не привозили, у них же одна химия, а зачем её брать, когда всё есть. Александре и Григорию было не жалко, у них много. Картошка в погребе, соленья, варенья, свинина своя с осени. А молоко от козы каждый день свежее.
— Пора нам, Шура, грядки поубавить. Тяжело, а от гостей толку нет. Да и ты устаёшь.
— Ну, а как мы их принимать будем? С пустым столом? Мясо в магазине дорогое, а овощи я лучше бы свои ела.
— Убавим картошку, теперь только для себя, чтобы хватало.
— А поросёнок что есть будет?
— А и правильно. Но всё равно меньше надо. Пусть покупают в городе или нам помогают.
— Ну-ну, предложи им помочь. Посмотрим что выйдет, а потом уж и решим.
— Александра, а ведь правильно твой муж говорит. Извини, невольно разговор ваш услышала. – сказала соседка из-за забора. – Отдыхать вам надо. Я два года за вами наблюдаю, и никак понять не могу. Вы картошку и остальное продаёте?
— Нет, ты что! Это же родня. Мы все так даём.
— Своих сил не жалеете. Нельзя так, совсем они вам на шею сели.
— И дети наши так же говорят. А что делать? Самим тоже что-то надо. Все дорого. Конечно дети помогают, но сами не хотим на их шее сидеть.
— Вы не хотите на шее детей сидеть, зато посадили на свою остальную родню.
— Правильно ты говоришь, Тамара. Ты уж прости меня. Я вот раньше, когда ты приехала сюда два года назад, лентяйкой тебя считала. Картошки нет, теплицы нет, только газон и цветочки. Красиво всё, но не практично. Теперь поняла, что ты в чём-то права.
— У меня есть и укроп с петрушкой, и помидоры с огурцами. Только совсем немного, для еды летом. Маринадов я не ем, вредно в нашем возрасте. Запретили врачи. И варенье я не варю, фрукты сушу, ягоды замораживаю.
— А нашим гостям варенье и компот подавай.
— Так пусть сами собирают и варят, если у вас излишки. А если что, то всегда можно сослаться на возраст и здоровье. Я вот когда сюда переехала, то тоже желающие были на деревенские продукты. Заведи козу, возьми кроликов, теплицы, картошку… А я им в ответ – помогайте. Никто не помог, а я и начинать не стала. Даже ягоды собирать не хотят – ручки замарают. Вам советую о себе думать. Я вот скоро поеду в санаторий, сын путёвку подарил.
— Спасибо тебе соседка за совет. Мы подумаем.
— Гриша. Что там насчёт картошки?
— А что?
— Рассчитать надо сколько нам хватит на зиму.
— Нам или вместе с поросёнком?
— Ты считаешь что его брать не будем?
— Отдохнуть хочу. Мы столько мяса не съедим, в морозилке есть, тушенка есть. Гости пусть в городе покупают. Больше им не даём. Пусть привыкают. Картошки им тоже не будет. Никто не помогает никогда. Пустые грядки им предложим, а не захотят, то и так и хорошо. И остальное все также. Оставим только козу, старая она уже, жалко, но пусть пока живёт.
— Ладно, тогда и пахать не буду заднюю часть участка.
— Теплицы ты хотел ремонтировать, так тоже не надо. Одной хватит, а ту разбирай. Хорошо ещё что поликарбонат не успели купить, столько денег сэкономили. Ремонт в доме сделаем небольшой.
— Какие кардинальные перемены ты затеяла, Шурочка. А и хорошо! Отдыхать больше будем, чай пить в беседке у самовара.
Григорий обрадовался, очень он стал уставать от огорода и от гостей. Да и жена летом еле до кровати доходила – ноги, спина. А когда гости, то и того больше усталости, да после них уборка.
***
Первые гости приехали на первомайские праздники.
— Картошка осенью нужна? – сразу спросил Григорий.
— Не откажемся.
— Вон там, задняя полоса ваша. Копайте, сажайте и все прочее. Если другие овощи нужны, то можно все там устроить. Считайте, что в аренду вам землю дали. Пользуйтесь.
— А… теплицу вы что-ли снесли?
— Да, нам много на двоих не надо. Все в одну влезет.
— А мы?
— А вам участок выделили, бесплатно. Картошку на посадку дам.
— Ага… А…
— Ладно, вы думайте, а пока обедать пора. Александра суп сварила, картошки пожарила.
Ели все молча, наверное думали как быть.
— Григорий, праздник же, может по рюмочке?
— Это можно.
За рюмочкой разговоры пошли живее.
— Что-то вы в этот раз не очень нас принимаете. Шашлыка нет, хотя мясо с картохой тоже ничего, но шашлык привычней.
— Мяса не будет. Поросёнка мы в этот раз не взяли и не собираемся. Устаем, годы не те. Про остальное вы уже слышали.
— Ещё и поросёнка нет? Да! Удивили. Как-то…
— Что?
— Ничего. Хорошо, что кусты не вырубили.
— Они-то чем виноваты? Пусть растут.
***
Гости приезжали и летом. От выделенной земли они отказались. Некоторые думали, что Григорий с Шурой не оставят землю пустой и будет им осенью картошка, но ошиблись. Да и огурцов с помидорами им уже не давали. Приехали – ешьте, а с собой просто ничего нет. Ездили до осени – проверяли. Урожай ягод и яблок обещал быть хорошим. Наверняка Шурочка компотов сделает, варенья наварит, но не случилось.
— Хотите варенье – собирайте ягоды. Компот нужен – яблоки, груши в саду. Там же черноплодка, все как вы любите. Сахара только нет на деревьях. А мы в этот год ничего не варим, да и не будем больше. Новая версия хранения – заморозка. Себе мы наморозили, остальное можно собирать. А не успеете, то птицы прилетят. Яблок корзину увезли, а вот с ягодами и заморачиваться не стали. Их же надо собирать, это не крупные яблоки. А ещё и варить. Вот если бы готовое все было, то другое дело. Мясо к зиме тоже было ждать бесполезно, поросёнка нет. Да и шашлыки были один раз за все лето, день рождения Григория был.
— Ничего, поголодают сами, и все будет как прежде. – думали гости, но ничего не изменилось.
Александра Ивановна и Григорий Маркович не особо за лето и устали, а осенью и дети в отпуск приехали. Одобрили новую жизнь родителей.
— Не переживайте, мы вам будем все помогать.
— Не надо, у нас две пенсии, на жизнь хватает. Да и жить стало экономней. Сахара мало покупаем, на воде экономия, на электричестве. Раньше и на полив и на компот вода, не один десяток банок. А сколько варки и всё это электричество. Нам хватает всего, и на мясо тоже. У местного фермера берём, хорошее. У него же и молоко будем брать, нам много не надо. Зорьку жалко, старая уже, пока живёт, будем держать.
— Хорошо, что вы теперь отдыхаете. Вам и спасибо за ваши труды не говорили, принимали как должное.
— Да. Даже возмущались, что мы огород и хозяйство запустили. А все соседке спасибо. Если бы не она, то не решилась бы я изменить всё. А теперь мы родне не нужны. Что с нас взять? Нечего. Вот и ездить перестали.















