Швабра ударила о плинтус с глухим стуком. Варвара Петровна выжала тряпку и посмотрела на свое отражение в темном стекле. Бизнес-центр, в котором работал ее зять, муж старшей дочери, затих. Офисы опустели, только на верхних этажах горел свет, там готовились к какому-то корпоративу.
Она провела ладонью по халату и проверила пуговицу, которую пришила вчера. Держится крепко. Хоть что-то в этой жизни держится крепко…
Месяц назад она бы не поверила, что будет мыть полы по вечерам. Тридцать лет у доски, сотни выпускников — и вот, на тебе… С ведром в коридоре… Но математика — дама строгая, пенсия плюс ставка в колледже минус помощь младшей дочери равняется необходимости подрабатывать.
Уравнение решалось только так.
Дело в том, что дочь Варвары Петровны Лена недавно потеряла работу. Попала под сокращение или, как сейчас говорят, под оптимизацию. Она вернулась к матери в двушку, в которой когда-то выросла.
Варвара Петровна не жаловалась, своих как бы не бросают. Ну и, что говорить, скучно ей было одной, особенно после того, как Надя, старшая дочь, стала привозить ей внуков все реже и реже…
С Надей вообще как-то все странно получилось. Они не ссорились, но вот зять Женя Варвару Петровну почему-то не любил. А когда он узнал, что теща подрабатывает уборщицей в его же конторе, то сильно осерчал.
— Я… Вы… Да как мне на порог-то вас пускать-то теперь? — спросил он как-то в сердцах.
Варвара Петровна думала, что зять просто так выразился. Но когда несколько дней спустя она пришла на день рождения Надиных двойняшек, ее действительно не пустили на порог. Женя преградил ей путь и сказал:
— Э-э-эм… Слушайте, у нас тут гости серьезные…
— И что? — удивленно моргнула Варвара Петровна.
— Ну… Неудобно как-то.
— Что неудобно? — она все еще ничего не понимала.
— Ну, — он поморщился и с досадой, словно жалея, что приходится «разжевывать» то, на что хотелось только намекнуть, посмотрел на нее. — Вы же как бы уборщица… Люди спросят про вас… И что я скажу? Что вы теща моя?
Тут из-за его плеча выглянула Надя. Глаза виноватые, губы сжаты в ниточку.
— Мам… — негромко сказала она. — Слушай, может… И правда, в другой раз заглянешь, а?
Варвара Петровна развернулась и ушла. По дороге домой она пыталась успокоить себя тем, что это, вероятно, какое-то недоразумение. Что завтра позвонит Надя, извинится, скажет, что Женя погорячился.
Надя не позвонила.
Потом они несколько раз встречались украдкой в торговом центре, на детских площадках, в парке, пока Женя был на работе… На вопросы, что случилось с мужем, Надя только отмахивалась.
На повышение, мол, идет, перерабатывает, стрессует.
***
Вечером Варвара Петровна как обычно поехала на смену. Там она узнала, что в бизнес-центре сегодня намечается корпоратив, компания собралась отмечать повышение одного из менеджеров.
— Женьку повысили, — подумала женщина.
И не ошиблась. Надя, с которой она предварительно созвонилась, подтвердила, да, мужа наконец повысили, все хорошо.
Она не планировала ничего особенного. Просто решила работать, как и обычно. Лифт привез ее на нужный этаж, из конференц-зала доносилась музыка, слышался смех.
Варвара Петровна бодро шла с ведром и шваброй мимо стеклянных дверей. Внутри сидели мужчины в костюмах, женщины в платьях, а фуршетный стол, как говорится, ломился от яств.
***
Женя стоял в центре и принимал поздравления. Окинув его взглядом, Варвара Петровна начала мыть пол в коридоре. Медленно, тщательно, так, как делала это каждый вечер. И тут она услышала, как ее позвали:
— Варвара Петровна?!
Она подняла голову. Перед ней стоял охранник, смутно знакомый молодой мужчина в форме. Новенький, видимо, еще вчера его тут не было… Варвара Петровна внимательно посмотрела на него, и тут ее осенило.
— Сережа? — ахнула она. — Сережа К-ов?
Он расплылся в улыбке.
— Ага! А я думал, вы меня не вспомните! Выпуск-то наш о-го-го когда был… Вы меня тогда три раза на пересдачу направляли, помните?
Она вспомнила. Мальчишка из неблагополучной семьи, хороший, толковый. Отец его крепко дружил с зеленым змием, мать работала на двух работах. Учился Сережа неплохо, но вот математика ему никак не давалась.
Однако он старался. Она по собственной инициативе и бесплатно сидела с ним после уроков, объясняла снова и снова, пока до него наконец не начинало доходить…
— Вы меня спасли, Варвара Петровна, — серьезно сказал Сергей, — без диплома меня бы никуда не взяли… А так — и отслужил, и женился, и работа нормальная нашлась.
Он говорил громко, радостно. Дверь конференц-зала была открыта, и несколько человек обернулись на них.
— Сережа, тише, — шепотом попросила она.
— А чего тише? — бывший ученик и не думал убавлять звук. — Пусть все знают, какие золотые у нас учителя. Вы же реально лучшая! Кстати, а вы чего тут-то?
***
Ответить она не успела, потому что в этот момент к ним подошел мужчина в дорогом костюме. Варвара Петровна узнала в нем Жениного начальника. Он посмотрел на нее внимательно, но доброжелательно.
— Простите, — начал мужчина, — вы преподаете математику?
— Да, тридцать лет уже как.
— А где?
— В колледже.
— Ага… А платят как? — спросил он и тут же смутился. — Вы меня, конечно, извините, просто не каждый день встретишь преподавателя математики со шваброй в руках… Простите…
— Нормально платят, — сказала Варвара Петровна, — просто…
— Не хватает? — спросил Женин начальник.
И тут же сам ответил:
— Ну да, ну да… Цены-то сейчас о-го-го, как на дрожжах растут. Н-да…
Он ушел, но из зала вышел пунцовый Женя и направился к теще.
— Это… что еще за… — прошипел он, подходя ближе к ней. — Вы что тут делаете?
— Работаю, как видишь.
— Вы специально сюда пришли? Позорить меня?
Тут Сергей решительно шагнул вперед.
— Эй, полегче! Вы как с человеком разговариваете?
— Не твое дело! — Женя даже не посмотрел на него. — Это моя теща-уборщица. Специально пришла, чтобы меня опозорить перед начальством!
В этот момент вдруг стало очень тихо. Настолько тихо, что стало слышно, как в зале кто-то опустил бокал на стол.
— Если кто-то тебя и позорит, — негромко, но доходчиво произнес Сергей, — то это ты сам. А честный труд еще никогда никого не принижал.
— Да ты не понимаешь! — вспылил Женя. — Она… Она никогда меня не любила! Она всегда меня терпеть не могла! Вот зачем, скажи на милость, она взяла в руки швабру с тряпкой? Если она такой хороший преподаватель, она могла бы учеников набрать в частном порядке! Она могла бы… Ну, не знаю, задачки за неучей всяких решать и продавать в интернете, курсовые и дипломы писать… Но она предпочла заниматься… вот этим всем!
— То есть, по-твоему, твоя теща в довольно немолодом возрасте начала мыть полы, чтобы только тебе как-то насолить? — уточнил Сергей.
Он снова повысил голос, Женя отвечал ему в тон, и, разумеется, его коллеги, включая начальника, все слышали.
— Ну да, так оно и есть! — запальчиво ответил Женя и обвел взглядом коллег. — И не только мне, а всем это ясно! Всем!
Что было дальше, Варвара Петровна не знала, она домыла этаж и поехала домой.
Вечером ей позвонила Надя и сквозь слезы сказала, что Женю уволили. Прямо там, на банкете.
— Он сказал, что это из-за тебя, — добавила она.
Варвара Петровна предложила дочери переехать к ней, но Надя отказалась.
С этих пор прошло чуть больше месяца. Лена вскоре нашла другую работу и съехала на съемную квартиру. Надя же пока матери не звонит…














