По соседству с Анной и её семьёй поселились новые жильцы. Старший сын пришел из школы и сообщил:
— Мам, рядом с нами жить будут новенькие, у них тоже есть сын Сашка, правда взрослый, а отец его военный был. Говорит, что вышел в отставку и решили они жить здесь. Мамка у них красивая, одета хорошо, они же из города приехали в наш поселок.
Новые соседи
Вскоре и Анна познакомилась с Галиной и Михаилом. Михаил действительно был военным, но что-то там со здоровьем у него, поэтому они переехали в поселок, где нет производства, неподалёку лес, речка. Но дома трехэтажные и есть пятиэтажки. Да и от города рукой подать, автобус всегда ходит.
Не то, чтобы подругами стали Анна и Галина, но ходили друг к другу в гости, мужья тоже общались хорошо. Жили на одной площадке. Вскоре Галина устроилась в город заведующей столовой. Ездила на работу на автобусе, муж не работал, получал военную пенсию по инвалидности.
Анна видела, что соседи живут хорошо, Галина любила новые вещи, красивые и дорогие. Сын Сашка женился и жил в городе.
— Ань, посмотри, как на мне? – крутилась она в новом платье перед соседкой, и правда была хороша.
Фигура у Галина стройная, волосы шикарные, густые, заколотые на затылке в замысловатую прическу.
— Хороша, ты Галя, хороша, — нахваливала Анна, — ты что бы не надела, все на тебе хорошо смотрится, фигурка ладная.
— А-ха-ха, — хохотала довольная Галина.
Анна работала в поселке на почте. Часто ездила в город на рынок, там можно было продукты купить и из одежды что-то. Почему-то она никогда не могла проходить мимо попрошаек. Были такие в городе, стояли и сидели, просили деньги, не могла спокойно пройти мимо она и подавала им.
В разговоре на работе бывало, признавалась, что подавала милостыню, а ей женщины говорили:
— Зачем ты даешь им деньги, все равно пропьют, для того и стоят.
Анна в чём-то была согласна с коллегами, но думала по-другому.
— Мы ведь не знаем, почему человек попал в такую ситуацию, зачем потянулся к рюмке. Кто-то может быть вынужденно попал в такую ситуацию. Например, сократили на работе, в то время закрывались фабрики и целые заводы. Тысячи людей оставались без работы. Вот и пожалуйста, ситуация. Кто-то посильней, тот выдерживал, жил дальше, а кто послабее, тот и шел с протянутой рукой. А возможно у человека случилась беда и поддержать его некому, так человек и спивается…
Жалела Анна таких людей, была доброй и сердобольной, и если видела, что кто-то подает бездомным, даже уважала этого человека.
как оказалаось, только что ей сообщили
Шло время. Дети у Анны уже выросли и разлетелись из дома, оба сына женились, один жил в поселке, а второй в городе. Однажды услышала Анна, что за дверью на площадке кто-то громко плачет и причитает. Открыла дверь, на пороге своей квартиры стояла бледная Галина и громко рыдала, а перед ней стояли двое мужчин. Как оказалось, они сообщили только что ей:
— Ваш сын погиб в аварии, вам необходимо приехать на опознание.
— Я постараюсь успокоить её, вы скажите, куда приехать, — заговорила Анна, обнимая Галину, те сообщили, попрощались и ушли.
Несчастье за несчастьем у соседей
На опознание сына Галина ездила с Анной. Михаил не мог ехать, он и так болен, и так в шоке, да ещё такая процедура. На Галину было страшно смотреть. Вмиг постарела, почернела, Анна со своим мужем по-соседски помогали во всем. Михаилу было плохо, вызывали скорую.
После похорон единственного сына, Галина долго приходила в себя, Михаил совсем слег.
Соседи так и жили, уже дружней были Галина с Анной между собой. Когда соседка уезжала на работу, просила присмотреть за Михаилом.
— Ань, а муж твой завтра в какую смену? За Мишей бы присмотреть, что-то опять плохо ночь спал. Ключ у вас есть от нашей квартиры.
— Как раз в ночную и пойдет, не переживай, днем он дома, присмотрит, — обещала Анна соседке, а та с благодарностью смотрела на неё, а потом привозила какую-нибудь дорогую колбаску или еще что-то из продуктов.
Анна стеснялась брать от неё это всё, но Галина упрашивала и говорила, что в знак благодарности, она должна это сделать.
Прошло ещё время и вдруг Галина рано утром прибежала к соседям.
— Миша мой умер, — проговорила она и чуть не упала, ладно Анна её поддержала. – Что же это такое, что за напасти на меня, — плакала она у неё на плече, Анна успокаивала.
Как могла успокоила её Анна, дала капли и пообещала:
— Мы поможем тебе с похоронами Михаила, я понимаю, что тебе не на кого надеяться.
— Спасибо, Ань, спасибо. Какие вы замечательные соседи. Очень нам повезло.
с соедями очень повезло
Похоронами занимался муж Анны. Вновь Галина приходила в себя с трудом. Но нашла в себе силы, вновь работала. Только Анна стала замечать за ней, что с работы приезжала она с запахом алкоголя. Не всегда конечно встречалась она с Галиной, но замечала.
Как-то в выходной Анна испекла пирог и решила угостить соседку. Позвонила в дверь, та открыла, Анна очень удивилась. А пройдя на кухню, увидела там двух женщин. На столе водка, закуска и все они весёлые.
— Ой, соседушка моя, дорогая, присаживайся с нами. А мы тут отмечает именины Веры, — кивнула она на одну из женщин, те обе подвинулись.
— Нет-нет, Галя, я тут пирог испекла, вот угощайтесь, — постаивал она на стол тарелку с пирогом, и с днём рождения, — сказала Вере. – Мы с мужем собираемся в город на рынок съездить, — придумала на ходу Анна, чтобы не садиться за стол, и развернувшись ушла к себе домой.
Не придала значения Анна этому. Мало ли, у коллеги день рождения, вот и собрались отметить, она оправдывала соседку.
— Ну что теперь ей в монашки что ли записаться, — она и не заметила, как проговорила вслух, а муж услышал.
— Аня, ты с кем там разговариваешь?
— Сама с собой, — рассмеялась она и рассказала, что видела у соседки.
— Ань, я тут тоже стал замечать за Галиной, частенько от неё перегаром тащит. Вначале думал, бывает, мало ли. Но сколько раз уж видел у нашего магазина, она с сомнительными личностями стояла и тянула пиво, — серьезно проговорил муж.
— Да ну, не может быть, — удивилась жена.
— Аня, я же не слепой, да и зачем напрасно мне наговаривать на нее?
— Ох, не дай Бог, ведь пьянка до добра не доведет. Надо бы поговорить с Галиной, добавила жена, а муж пожал плечами.
— Взрослый человек, — навряд ли она к тебе прислушается…
Не прислушалась
Шло время. Анна видела и понимала, что Галина все ниже и ниже опускается на дно. Сама видела, что та каждый день выпивала. Уже и с работы ее уволили. Почти каждый день у неё в квартире были гости. Даже и оставались ночевать.
— Галя, — как-то раз увидела её в трезвом виде Анна. — Послушай меня, конечно можешь сказать, что это не моё дело, но прекращай пить. Завязывай со своими подружками и друзьями, поверь ничего хорошего из этого не выйдет.
— Да, Ань, я сама понимаю, видишь и с работы меня попрели. Не работаю я теперь, а как жить? Иногда в магазине полы мою, деньги сразу же дают мне на руки, а тут уже и друзья, — говорила Галина, у неё был неопрятный вид, лицо опухшее.
— Очень тебя прошу, Галя, прекращай это всё…
— Ань, понимаешь, я когда выпью, мне становится легче…
Анна переживала, делилась с мужем, а он ей напоминал о том, когда сказал, что взрослый человек Галина и уже поздно. А через некоторое время к Галине пожаловали судебные приставы. Огромный долг скопился за квартиру.
Анна разговаривала с ними, но он показали ей огромную сумму задолженности, что ей самой даже стало страшно.
— Ну где она возьмет такие деньги? – пыталась говорить Анна.
— Это её проблемы, мы тоже государственные люди, мы выполняем свою работу, — услышала она в ответ, и согласилась, они правы.
больше она соседку не видела
Квартиру свою Галина выставила на продажу, как только пришли первые покупатели, она не торгуясь, согласилась. А вечером уже пьяная говорила Анне:
— Ну вот, соседушка моя дорогая, не буду я больше здесь жить.
— А куда же ты теперь Галя?
— Там в городе комнату в общаге куплю, там буду жить. Вот заплачу долг за квартиру, то что останется…
Так и было. Галина заплатила долг, купила маленькую комнатушку в общаге и жила там. Друзья и подруги быстро нашлись. Анна больше её не видела.
Анна уже на пенсии давно, поехала в город на рынок перед пасхой. Праздник впереди и нужно купить кое-что из продуктов. Уже набрала продуктов, в руках два пакета, быстро шла на автобус. Но вдруг увидела женщину, стоит с протянутой рукой. Уже прошла, но что-то заставило её вернуться, подошла к ней, то ли она её знала, то ли где-то видела.
Вгляделась в лицо и отшатнулась. Когда-то эта женщина хорошо одевалась, всегда с прической. А сейчас перед ней женщина, неопрятно одетая и лицо в ужасном состоянии.
— Галя? Галина? Это ты, Галя?
— Да, я.
— А почему просишь милостыню?
А у меня нет денег, живу в бараке без воды и отопления…
Узнала она Анну или нет, та так и не поняла. Денег лишних у Анны не было, потратила на рынке. Но она вдруг отдал ей оба пакета с продуктами, написала на бумажке свой номер телефона.
Но Галина конечно не звонила, и вообще пропала куда-то. Анна ещё приезжала на рынок искала её на том же месте, но так и не нашла. Анна так и не осуждает никогда тех, кто попрошайничает, просто говорит: «Не суди, да не судим будешь». Только с мужем иногда вспоминают своих соседей.