— Мне Пашка предложение сделал!
Кристина вбежала домой, сразу крикнув эту фразу с порога.
— Мам, ты слышала?
Мама Кристины вышла в прихожую, вытирая руки полотенцем.
— Вот, смотри! – девушка показала колечко с большим камнем. – Я так рада!
Мама взглянула на кольцо, а потом перевела взгляд на счастливое лицо дочери.
— А не слишком вы торопитесь? – спросила мама, покачав головой. – Сколько вы друг друга знаете? Полгода?
— Мам, да какая разница? – застонала Кристина. – Если мы друг друга любим. Зачем нам долгие годы встречаться? Мы хотим быть семьей!
— Ох, не знаю, — протянула мама. – Брак должен быть на всю жизнь! Поэтому нужно понять, захочешь ли ты с этим человеком провести остаток жизни. Так и знай, я против разводов. Нужно сразу делать правильный выбор. А если что не так, терпеть, стараться сохранить брак.
Кристина нахмурилась. Позиция мамы была странной. Она и сама всю жизнь терпела алкоголика-мужа, считая, что это ее крест. Что она сама сделала свой выбор, и должна теперь быть с ним.
Но Кристине казалось, что с Пашей она будет счастлива. Поэтому спорить с мамой она не стала.
— Это правильный выбор! Порадуйся за меня, наконец!
— Ладно, раз ты так считаешь… Но после свадьбы ты уйдешь в семью мужа, в этом доме ты уже будешь гостьей. И не вздумай мне на мужа жаловаться, все это должно быть только между вами.
— Ладно, — пожала Кристина плечами. Радость от помолвки как-то померкла. Мама словно пыталась ей внушить, что все будет плохо. А Кристина знала, что это не так. Что Пашка хороший и очень ее любит.
К свадьбе готовились основательно. Мама не раз еще сказала, что брак должен быть на всю жизнь, поэтому Кристина решила устроить праздник по полной. Все, как полагается, с банкетом, кучей гостей и хорошим ведущим.
За неделю до свадьбы мама еще раз поговорила со своей дочерью.
— Ты уверена, что Паша – твоя судьба?
— Мам, свадьба через неделю, — усмехнулась Кристина. – Конечно, уверена.
— Он мне не очень нравится. Подумай хорошо. Потому что потом я за тебя заступаться не буду. Ты уйдешь в семью своего мужа, должна будешь его слушаться.
— Что за средневековье, мам? – усмехнулась Кристина. – А если что-то не так пойдет? Мне что, страдать до конца жизни?
— Вот об этом я и говорю. Чтобы не страдать, нужно сразу делать правильный выбор.
— Вот ты страдала, пока папа не умер, и для чего все это? – возмутилась Кристина.
— Развод – грех. И предательство. Если уж решили жениться, то должны терпеть! – настаивала мама на своем.
— Да кто тебе это внушил?
— Это правильно. В общем, если что, я тебя обратно не приму. Потому что я против того, чтобы разрушать семью. Поэтому, подумай. Время еще есть.
Кристина знала, что бабушка, мамина мама, была очень строгой. И такую политику она внушила своей дочери, что нужно терпеть, нужно оставаться со своим мужем, несмотря ни на что. Кристина, конечно, думала иначе. И она была уверена, что если что-то случится, то мама ее примет обратно.
Но ей не хотелось об этом сейчас думать. Ведь она была счастлива, готовилась к свадьбе, Пашу любила и была уверена, что эта любовь взаимна.
Свадьба прошла хорошо. Денег, конечно, потратили много, но мало в таком деле и не бывает.
После свадьбы Кристина переехала к мужу. До этого они жили раздельно, мама тоже настаивала, что не дело жить вместе до свадьбы.
Первые месяцы семейная жизнь казалась хорошей. Правда, в быту Паша оказался довольно требовательным, любил чистоту, порядок. Но и Кристина была чистюлей, поэтому для нее это не было проблемой.
Тревожные звоночки начались где-то с третьего месяца, когда у Кристины потихоньку начали ломаться розовые очки.
Вначале Паша стал возмущаться, когда Кристина хотела встретиться с подругами. Мол, ты уже замужняя, нечего ходить гулять. Клубы и бары были под запретом, максимум можно было встретиться днем в кафе.
Потом он сказал, что никакого алкоголя.
— Ты будущая мать, тебе пить нельзя.
Притом сам он часто напивался где-нибудь с друзьями, возвращаясь домой только ночью. И когда Кристина возмущалась, дескать, почему тебе можно гулять, а мне нет, Паша лишь недовольно хмыкал.
— Не сравнивай меня и себя. Я – мужик, мне это нужно. А твоя задача быть хранительницей очага.
Дальше запреты становились только хуже. В юбке на работу ходить было нельзя, даже в той, которая прикрывала колени. Если они вместе шли на какую-то встречу с друзьями, платья и юбки также были запрещены.
— Не хватало еще, чтобы на тебя другие мужики пялились! Оденься скромнее! И никаких вырезов на груди!
Потом он стал контролировать телефон Кристины. Кто ей звонит, кто пишет. Как-то раз устроил скандал из-за того, что Кристине позвонил начальник в восемь вечера.
— С чего бы это он тебе названиваете, а?! Рабочее время уже давно закончилось!
— Да он звонил уточнить по проекту, — оправдывалась Кристина.
— Пускай на работе уточняет! Еще раз позвонит так поздно, отвечу я, тебе ясно?!
Если что-то Пашу не устраивало, он начинал кричать. Мог кинуть что-то в стену, разбить что-нибудь.
Кристине начало это надоедать. И в какой-то момент она дала ему отпор. Он не разрешал встретиться с подругами, хотя сам вечером собирался уйти в бар с друзьями. И Кристина его не послушала и просто ушла. А когда он об этом узнал, то ударил ее.
Такое Кристина терпеть не могла. Она собрала свои вещи и рванула к маме, собираясь все ей рассказать.
Мама открыла дверь, взглянула на зареванную дочь и чемодан, который та держала в руке, а затем спокойно спросила:
— Ты чего пришла?
— Мам, Паша меня ударил!
Мама впустила Кристину внутрь, а потом спокойно сказала.
— Сейчас успокаивайся и возвращайся к мужу. Вынеси урок, чего нельзя делать.
— Мам, ты серьезно?! Он меня ударил!
— Я тебя предупреждала, что брак – это не всегда просто. И нужно заранее думать о том, подходит тебе человек или нет. И я уверена, что ударил он тебя не просто так.
В голове Кристины всплыли картинки того, как папа бьет маму. И когда Кристина, будучи маленькой девочкой, возмущалась, мама всегда отвечала, что получила за дело. И не нужно винить отца. Ведь она сама себе выбрала такого мужа.
Идти Кристине было некуда, а мама категорически настаивала на том, что брак нужно сохранить.
Кристина вернулась к мужу. Какое-то время тот был шелковым, понимая, что Кристина не станет такое терпеть. Но потом деспотичная натура взяла свое. Кристина тогда, по мнению Паши, поступила очень плохо. Она, несмотря на запрет, отправилась к подруге на день рождения в бар. И вернулась пьяной.
И тогда он ее избил. Выплеснул всю злость и раздражение, которые в нем копились.
К счастью, после этого он ушел проветриться, а Кристине удалось вызвать полицию и скорую помощь.
Состояние ее было тяжелым. Избил ее Паша знатно. Кристина написала заявление в полицию, и уже понимала, что больше с ним не останется. И если мама ее не примет, лучше она на вокзале жить будет.
Мама пришла в больницу на третий день. Увидев свою дочь в бинтах, она ахнула и расплакалась.
— Прости меня! – опустилась она на колени перед кроватью дочери. – Я и подумать не могла, что до такого может дойти. Хотела, чтобы ты была счастлива!
— С кем? С мужем тираном?
— Я не думала, что может случиться что-то подобное! Не хотела лезть в вашу жизнь. Твой папа тоже поднимал на меня руку, но не так…
— И ты считаешь, что это нормально? Что какой-то урод имеет право бить свою жену?
— Моя мама всегда говорила, что у всех в семье есть проблемы. Главное, чтобы о них не знали окружающие. И что разводиться – это стыдно. Ведь ты выбрала себе мужчину, значит, должна с ним жить до конца жизни. Но теперь я понимаю, что была не права. И мне так стыдно, что я не приняла тогда тебя. Ты бы сейчас не лежала в больнице…
Кристина так и не сумела понять свою мать. Жить с тем, кто тебя обижает просто потому, что у вас есть штамп в паспорте? Это же такой бред! Никогда нельзя терпеть насилие!
Но она приняла то, что и маму в свое время неправильно запрограммировали. Хорошо, что сейчас другое время, что развод не считается чем-то постыдным, и что большинство женщин не терпят насилие.
И Кристина знала, что если у нее когда-то будет дочь, она каждый день будет ей повторять, что она не должна терпеть, если с ней поступают плохо. И что бы в ее жизни не произошло, она всегда может вернуться к своей маме.