— Бог в помощь! — сказал Алексей Никитич, когда подошел к соседу, который старательно утрамбовывал вещи в багажнике автомобиля. – Слушай, я тебя не первый год знаю, но спросить должен: ты случайно ко мне на участок не заходил, воду у меня не брал? Просто со вчерашнего вечера целое ведро оставалось. А теперь ни ведра нет, ни воды.
— Воду? В ведре? Нет, не брал, — странно улыбнулся сосед. – Но зато знаю, кто это сделал.
— И кто, интересно?
— Так собака твоя и взяла. Своими глазами видел – ведро пластиковое в зубах держит и бежит куда-то…
— Подожди, ты имеешь в виду Шарика? – Алексей Никитич осмотрелся по сторонам и только сейчас понял, что его пса нет на месте. Хотя обычно он никуда не уходит, пока не получит добро от хозяина. Такой у них уговор.
— Да-да, Шарик твой, — подтвердил сосед. – Я еще удивился, куда это он воду понес. Кроме меня да тебя, тут больше и не осталось никого. Но подумал, может, ты его куда послал.
— Хм, странно… — озадачился Алексей Никитич. – Слушай, а в какую сторону он побежал хоть?
— Да вот туда, — махнул сосед в сторону дороги. – А потом свернул куда-то.
Алексей Никитич, поблагодарив соседа, вышел на дорогу и отправился на поиски Шарика. А сам никак не мог понять, зачем его псу понадобилось ведро воды. Тем более в нынешней ситуации, когда эта самая вода на вес золота.
*****
Вот уже третий год подряд Алексей Никитич приезжает на любимую дачу со своим верным псом Шариком, где они не только, как говорится, «лечат нервы», отдыхая от шумного города, но и полезными делами занимаются. Например, овощи выращивают.
В основном зелень разную, огурцы, помидоры.
Хотя на самом деле не так уж и важно, что именно они выращивают, важно другое — что ЭТО они всегда вместе делают. Вместе оно ведь веселее!
Шарик, значит, ямки старательно роет, а Алексей Никитич заполняет их потом почвосмесью, которую из города привозит.
Просто земля в их краях не очень плодородная, поэтому и приходится дополнительно почвосмесь использовать. Чтобы старания их не были напрасными.
Ну а дальше в ход идет рассада (тоже в городе купленная у проверенного человека), которая в эту самую почвосмесь высаживается. В общем, технология отработанная и проверенная временем: урожай хороший получается и домой с пустыми руками Алексей Никитич еще ни разу не возвращался.
Вот и в этом году, как потеплело, Алексей Никитич вместе со своим четвероногим напарником Шариком, купив в нужном количестве почвосмесь и рассаду, сел в машину – старую, но еще «живую» копейку – и отправился на дачу.
И если поначалу всё было хорошо, то потом…
…потом стало жарко. Даже как-то чересчур.
По всем радиостанциям синоптики предупреждали дачников о том, что это лето, оказывается, будет самым засушливым за последние десять лет, и рекомендовали запасаться водой.
Вот только нечем дачникам было запасаться.
Просто получилось так, что в самый пик аномальной жары на водопроводе, который к дачному поселку проложен, случилась серьезная авария, и воды не было.
— Ну по времени-то сколько? – возмущался народ, собравшийся на месте той самой аварии. – Сколько дней нам без воды сидеть?
— Дней? – усмехнулся бригадир ремонтной бригады. – В лучшем случае полторы недели, не меньше.
— Это почему еще?! – загалдели люди. – Мы будем жаловаться! Да разве так можно вообще?!
— Можете жаловаться, конечно. Ваше право. Но, во-первых, нам еще новую задвижку не привезли, чтобы поменять старую, да и труб на замену у нас тоже пока нет. А во-вторых… — бригадир, прищурившись, посмотрел на небо, на котором ни одного облака не было, — вы разве сами не понимаете? Жара ведь невыносимая стоит, люди не могут нормально работать.
— Но у нас же урожай гибнет! Нам нельзя без воды!
— Еще раз повторяю, когда получится восстановить водоснабжение, сказать точно не могу. Но как только, так сразу. И вообще, дачники, у вас же колодцы есть, вот оттуда воду и черпайте.
Бригадир был прав, на некоторых участках, включая тот, который принадлежал Алексею Никитичу, имелись колодцы.
Вот только зима была малоснежная, весной тоже почти осадков не было. На улице сейчас, как бригадир правильно подметил, жара стоит невыносимая – в тени почти +40 градусов.
Вот и «ушла» из дачных колодцев вода. На самом дне только её видно. И не достать никак.
Алексей Никитич уже несколько раз подходил к своему колодцу, с надеждой заглядывал внутрь, а потом растерянно смотрел на Шарика, который ни на шаг не отходил от хозяина.
— Ничего не изменилось… Как не было воды, так и нет. Да уж, не повезло нам с тобой в этом году.
Потом он шел к соседям и интересовался, как с водой обстоят дела у них. Но и у соседей такая же ситуация.
А тем временем «обезвоженная» земля стала трескаться, овощи на грядках стали чахнуть прямо на глазах, и многие дачники, поняв, что в этом году дачный сезон провален, стали собираться домой.
Какой смысл сидеть и ждать, если чуда всё равно не будет? Лучше они жалобы начнут писать «куда надо» — толку больше.
Не остановило их даже то, что водоканал, который обслуживал дачный поселок, пообещал, что организует подвоз воды.
— Ерунда это! Всё равно овощи пропадут…
Через неделю дачный поселок заметно опустел. Остались только самые стойкие, в том числе и Алексей Никитич со своим Шариком.
Правда, жить приходилось в режиме усиленной экономии – вода стала на вес золота.
К счастью, водоканал не обманул.
Каждое утро к дачникам действительно приезжала машина, возле которой выстраивалась очередь из нескольких десятков человек с пустыми ведрами.
Алексей Никитич тоже стоял, но поскольку тяжелое поднимать ему было нельзя, то… у него вместо десятилитровых были пятилитровые вёдра. Ходить приходилось чаще. А попробуй по такой жаре походить туда и обратно.
Правда, Шарик понял, что хозяину требуется помощь, и громким лаем изъявил желание тоже поучаствовать в этом деле. Не мог он оставаться в стороне.
Алексей Никитич посмотрел на пса, заулыбался и вручил ему третье ведро. Тоже на пять литров.
Благодаря Шарику теперь за один раз удавалось приносить на участок не два ведра, а целых три.
Точнее – 2,5.
Потому что примерно половину жидкости Шарик расплескивал на сухую потрескавшуюся землю, которая мгновенно впитывала живительную влагу. Буквально в считаные секунды от мокрого пятна не оставалось и следа.
Верный пёс, конечно, старался идти аккуратнее, но у него же ведро не в руках, а в зубах.
Сложно, знаете ли, не пролить, когда пятилитровая пластиковая емкость в разные стороны болтается.
— Не расстраивайся, Шарик, что воду проливаешь. Ты всё равно большой молодец, — нахваливал Алексей Никитич собаку. – Без тебя я бы точно не справился. Ты настоящий друг. Пойдем, я тебя напою, друг – вижу же, что пить хочешь.
Пил Шарик действительно часто и много. Не потому, что бегал, а потому что жарко было. Даже утром.
— Продержимся как-нибудь до конца месяца, — говорил Алексей Никитич, — а там и жара спадёт, и вода в трубах появится. Глядишь, Шарик, и не пропадет наш с тобой урожай. Надо будет лишь в город съездить, продуктами запастись да еще немного воды питьевой привезти.
Через неделю рабочие приступили к устранению последствий аварии на водопроводе, но из-за жары работали медленно. А потом еще вдруг перестала приезжать в дачный поселок водовозка.
Она и раньше-то всегда неполная приезжала, а сейчас вообще не появляется.
Дачники, конечно, позвонили, чтобы узнать, в чем дело, а им ответили, что машина сломалась, и временно подвоз воды приостановлен.
— Это возмутительно! Мы будем жаловаться! – кричали дачники в свои телефоны.
На что им отвечали одно и то же: «Можете жаловаться. Ваше право». Вот тогда и началось самое настоящее испытание.
Даже самые стойкие и верующие в чудо махнули рукой и уехали в город. Осталось в дачном поселке два человека: Алексей Никитич и сосед его по участку – Петр Степанович.
Хороший мужик. Мировой.
Они уже три года знакомы и отношения у них по-настоящему добрососедские. Чего не скажешь про остальных дачников. Замкнутые какие-то, необщительные. Вместе собираются только тогда, когда самостоятельно что-то решить не могут. Как с водой, например.
Тем временем жара не спадала. Постоянно хотелось пить, но воду приходилось экономить.
Алексей Никитич, как мог, пытался сохранить свой урожай: и мульчирование делал, и сорняки регулярно пропалывал, которые лишнюю влагу тянут.
В общем, целый «комплекс спасительных мероприятий» был разработан. Вот только…
…без воды это всё не имело смысла.
С последнего раза, когда еще водовозка приезжала, осталось два с половиной ведра да несколько бутылок.
А столитровая бочка с краником, в которой находился стратегический запас, была уже пустой.
«Нет, не протянем больше трех дней… — с сожалением подумал Алексей Никитич. – Придется, наверное, домой ехать». Можно было, конечно, воду и из города привезти, да только нет у него столько денег. Пенсионер как-никак.
И вот, когда Алексей Никитич смирился уже с тем, что урожай не спасти, случилось что-то странное.
Он вышел рано утром из своего дачного домика и сразу же заметил, что на крыльце нет ведра с водой. Последнее ведро оставалось, и на тебе – пропало!
Потом Алексей Никитич увидел соседа, который утрамбовывал вещи в багажник (тоже, видно, домой собрался ехать) и на всякий случай решил спросить у него.
Он, конечно, не мог даже мысли такой допустить, что Петр Степанович способен без спроса взять чужое, но спросить был должен.
Ведь, по сути, кроме него и соседа, не было больше никого в дачном поселке.
И вот теперь Алексей Никитич спешно идет по дороге и внимательно смотрит по сторонам.
Куда Шарик мог пойти с ведром воды, он не имел ни малейшего представления.
Но надеялся, что ему всё же удастся его найти. И не зря надеялся, потому что через несколько минут услышал громкий лай.
Побежав в ту сторону, Алексей Никитич оказался почти на окраине дачного поселка и еще издалека смог заметить Шарика и…
…рядом с ним был кто-то еще.
Только непонятно кто именно.
Понятно Алексею Никитичу стало только тогда, когда он подошел ближе. Картина была незабываемой.
Ведро с водой стояло на дороге, а Шарик, как мог – поддерживал брюхо худого и истощенного кота, который, с трудом стоя на задних лапах, изо всех сил тянулся к воде.
Алексею Никитичу не надо было ничего объяснять, он сразу понял, что этот несчастный кот очень давно не пил.
Подбежав к животным, он осторожно взял кота в одну руку, а второй, сделав ладошку лодочкой, зачерпывал воду из ведра и поил его.
Шарик же тем временем крутился рядом с ними и радостно лаял. От того, что хозяин рядом.
— А ты молодец, — похвалил Алексей Никитич своего пса. – Мало того, что друга своего в беде не бросил, так еще и воду почти не пролил. Аккуратно донес. Вот только нужно было сразу меня разбудить. Мы же с тобой команда, забыл, что ли?
— Гав-гав!
Забрав кота, Алексей Никитич поехал в город, чтобы показать его ветеринару и почти неделю кот провел в стационаре. А Алексей Никитич вместе с Шариком каждый день его навещал.
Хотя вместо этого мог бы и на дачу поехать, ведь за эту неделю много еще чего произошло.
Например, рабочие водоканала смоги, наконец, устранить неисправность на водопроводе, жара неожиданно спала, затем ветер пригнал откуда-то тучи и несколько дней шел дождь.
Синоптики радостно сообщали, что жары можно больше не боятся, а дожди будут еще.
Но вряд ли это могло как-то спасти неприятную ситуацию с дачным сезоном.
Поэтому Алексей Никитич решил сосредоточить всё свое внимание на коте. Его нужно было поставить на лапы.
Когда же Алексей Никитич вместе с Шариком и Мурзиком приехал на дачу, чтобы навести там порядок, то с удивлением для себя обнаружил, что растения на грядках не пропали.
И помидорчики были, и огурчики.
Да, может быть, не такие крупные и не так много, как раньше, но главное, что были. Не пропали.
Поэтому домой он, как и все предыдущие разы, вернулся не с пустыми руками.
А уже дома вместе со своими питомцами Алексей Никитич сидел на кухне и… В общем, они с удовольствием ели свежие огурцы. Кто бы мог подумать, что все трое так их любят.
«В следующем году надо побольше огурцов посадить…» — широко улыбнулся Алексей Никитич.