Много лет прошло с тех пор, когда Клим уехал из деревни. Навсегда оставил свою малую родину, были на то причины, да и мать уговорила его уехать в город. Но пришло такое время, потянуло его в родные края. Он уже не молод, уже и седина появилась и возраст подходит к пятидесяти, к серьезной отметке.
Выйдя из поезда, направился на автовокзал, купил билет в кассе. Автобус по расписанию в сторону их деревни пойдет через два с лишним часа.
— Ну что ж, придется ждать, только вот никуда не сходить, сумка тяжелая и оставить негде.
Клим везет подарки своему брату и его родным. Мать умерла еще восемнадцать лет назад. Он не смог приехать на похороны, поздно узнал, был далеко в командировке. Да и мобильника тогда у него не было.
Живет Клим в Казахстане, далеко от столицы. Там жара и пустыни, иногда даже воду привозят в больших цистернах, из животных одни верблюды. Забрался далеко Клим, живет со своей семьей, женой и двумя детьми, вернее уже дети женаты, но старший со своей семьей живет в родительском доме. Местный народ давно уже приспособился к такой жизни, и он тоже.
Давно не бывал в родных краях, здесь все по-другому, зелень кругом, напоминающая рай, у Клима даже поднялось настроение от такой красоты, давно не видел такого.
— Дааа, не нужно было мне уезжать от такой красоты, а раньше я и не замечал. Жил, учился, гулял. Но лучше родного края все равно нет, — думал он и решил сходить в кафе здесь же на автовокзале.
В кафе его внимание привлекли два молодых парня, одетых супер модно, шумных, разговаривающих между собой громко, разговор пересыпая матом. Климу пришлось невольно наблюдать за ними, ожидая официанта, потому что те пришли вперед. Они попросили по сто грамм водки, сидели неподалеку и он все слышал, да они и не приглушали свои голоса.
— Как будто они здесь одни, невоспитанные абсолютно, — думал Клим. – Интересно, кто их воспитывал, чьи это дети? Никакого уважения к окружающим. Ну и молодежь пошла, говорят какие-то непонятные слова, в руках банки с пивом и сигареты… Работать не любят, вечером выходят на улицу в поисках приключений, ну просто как звери, вышедшие на охоту.
Его размышления прервал официант, принял заказ и попросил немного подождать. В кафе Клим был минут сорок, парни там и сидели, шумели, громко смеялись. После обеда уселся на скамейку так, чтобы было видно подъезжающие автобусы. Осматривался по сторонам.
Наконец уселся в автобус и тут же увидел, как те парни тоже вошли в автобус, весело жестикулируя и прошли в конец салона. Уже оттуда доносились их голоса. Они никого не стеснялись, говорил все, что хотели, несмотря на то, что их все слышат.
Автобусы не заезжают в маленькую деревню, поэтому Клим вышел на повороте. Поставил сумку на землю и увидел, что эти двое тоже вышли из автобуса.
— Чего встал, тебя никто дальше не повезет, пешкодралом нужно три километра. Ну может попутка будет, — они засмеялись и пошли в сторону деревни.
Клим устал, ноги гудели, все-таки давно уже в дороге. Наконец остановилась какая-то грузовая машина, из которой выскочил водитель.
— Привет, космонавт! Как это ты в наших краях оказался?
Клима так прозвали в детстве, когда он решил с открытым зонтиком с крыши приземлиться, но неудачно упал и сломал ногу. С тех пор в деревне все его прозвали космонавтом. К нему так обращались только в деревне, он понял, что его узнали. Внимательно присмотревшись, признал своего друга детства Захара.
Они обнялись, похлопали друг друга по плечу.
— Давай-ка полезай в кабину, — сказал Захар, поднимая его сумку.
Усевшись в кабине, Клим наконец-то вздохнул свободно.
— Как там мой брательник Игорь поживает? – спросил он Захара. – Мы по телефону общаемся с ним, он и предложил мне приехать, давно не был, как уехал…
— Игореха нормально, хозяйство, дом построил большой, увидишь. Там и тебе место найдется, много у него комнат, — охотно делился друг детства.
— Ну а сам-то как живешь, — интересовался Клим.
— А я что, живу хорошо. Я же теперь занимаюсь фермерством. Вот сено в тюках отвез в район. Ничего не жалуюсь, денег хватает даже на хлеб с масло, можно и икры сверху, — от души смеялся он. Жена, детей у меня трое. Все женаты и замужем, внуки. Да и у тебя, наверное, уже тоже, тот кивнул в ответ. – А ты-то куда пропал так неожиданно? Как в воду канул тогда. Мать твоя сказала, что уехал в город.
Клим обстоятельно рассказывал о своей жизни.
После того, как уехал из деревни, поехал в Казахстан на стройку. Там дальние родственники наши жили по линии матери. Они и помогли мне устроиться. Вначале работал на стройке в городе, а потом перешел на химический завод. Познакомился с Любой, женой моей, в то время там много было русских. Там же окончил техникум, сейчас там и работаю на заводе начальником цеха. Живем с Любашей далеко за городом на свежем воздухе. Есть возможность жить в городе и квартиру от завода там получил. Но очень уж ядовитый воздух в городе. Жара, и так дышать нечем, – рассказывал Клим, и немного помолчав, продолжал. — Неудобно конечно каждый день ездить за двадцать с лишним километров утром и вечером, но зато живем на природе и дети там.
— А что едите? Свое хозяйство?
— Едим, что вырастим. Огород небольшой у нас, правда воды много нужно на полив, ну ничего привыкли, там все так живут.
никого не слушают, ни с кем не считаются
Ознакомил Клим друга со своей жизнью, а по пути догнали тех парней. Они уже стояли и махали руками, Захар остановился.
— Прыгайте в кузов, — сказал он им, и подождав, пока те заберутся в кузов, тронулся с места.
— Захар, кстати, что это за парни? Я их видел в городе в кафе, и в одном автобусе ехали. Ох и шумные, мне показалось совсем невоспитанные.
Захар внимательно глянул на Клима.
— Эти парни из нашей деревни, правильно ты подметил невоспитанные. А кто их воспитывал? Они никого не слушают, ни с кем не считаются, родных ни во что не ставят. Оба уже давно состоят на учет в городе, по результатам своих делишек. Если будут продолжать в том же духе, могут и попасть в места не столь отдаленные.
— И никто их приструнить не может, — удивился Клим, ведь молодые, жизнь вся впереди.
— В том-то и дело, не хотят никого слышать. Возле нашего пруда теряются гуси, говорят, это их рук дело. Они часто пьют и тех гусей за деревней жарят на костре. Я сам не видел, но люди говорят. Который повыше и постарше Серега еще со школы пьет и курит, школу не окончил. Некому было воспитывать. Мать одна его тянула, да и сейчас на её шее сидит, работать не хочет…
Клим молчал, а Игорь добавил:
— Кстати, а ты не узнал этого парня? Это Серега, сын Веры.
— Какой еще Серега? – спросил Клим и вдруг внезапно замолчал. – Серега? Не может быть…
Перед глазами Клима ярко встали события из прошлого. Не зря Клим быстро сбежал из деревни в чужие края. После армии он встречался с разными девчонками, перебирал их. Так и стал встречаться с Верой, провожал её из клуба, вместе ходили на танцы, в кино. Провожал до дома.
Он не знал, о чем думала Вера, а он относился к этим встречам несерьезно. По крайней мере жениться на ней не хотел, особо не нравилась она ему. Воспринимал Веру, как что-то временное, ненастоящее что ли. У него и чувств к ней особо не было. Он надеялся, что встретит девушку позже, в которую влюбится, а потом уж и женится. А пока встречался с Верой.
Как-то случайно их отношения зашли слишком далеко.
— Клим, я беременна, что делать, — сообщила Вера на очередном свидании. – Может будем с тобой жить вместе, чего уж теперь скрываться? И мама моя сказала, что ты можешь переходить к нам жить, — предложила сама девушка, но Клим промолчал, а она подумала, что ему нужно подумать, врасплох застала парня.
Признался Клим своей матери, а та проговорила:
— Если дела так обстоят, ты уж женись на Верке и приводи к нам в дом. Не позорься перед людьми и её не позорь…
Клим оказался между двух огней. Жениться на Вере он не хотел, не нравилась она ему, и не представлял, как он будет жить рядом с ней, ну не мог он представить себе совместную жизнь с этой девушкой.
— Мам, не нравится мне Вера, не хочу я жениться на ней. Ну так получилось… Не я один виноват, она тоже должна была думать своей головой, — отвечал сын.
Правда мать Клима тоже особо недолюбливала Веру, и посоветовавшись с ней, Клим сбежал, уехал из деревни в далекие края. Уехал по-тихому подальше, где его не могли найти родственники Веры, а мать не выдаст, куда он направился. Уехал и уехал.
Мать сообщила ему, что Вера родила сына и назвала Сержей. Он знал, что замуж она не вышла. А сын его Серега вырос вот таким. Высокий, статный, чем-то похож на него, а ума так и не набрался. Неуправляемый какой-то. Клим думал, что для этого ребенок должен был получить хорошее воспитание, а у Веры видимо не было времени на воспитание сына, работала, тянула его, да и теперь тянет. А кто воспитывал Серегу? Отец сбежал…
Захар видел, что Клим замолчал и о чем-то напряженно думает, решил не мешать ему.
— Оно и понятно, представляю каково это узнать о том, что твой сын вырос не уважаемым человеком. Ни к кому не прислушивается, делает, что хочет. А теперь уже и Клим ничем не поможет, раньше надо было воспитывать… — думал Захар.
— Дааа, дружище, ну удивил ты меня. Как-то неприятно слышать такое о сыне. Конечно я его не узнал. Я теперь понимаю, что парню обязательно нужен отец, а девчонку должна воспитывать мать. Только в этом случае ребенок получит должное воспитание.
Вдали показалась деревня и разговор Клима с Захаром перешел на другую тему. Так и не признался Клим сыну ни в чем. Не захотел встречаться и разговаривать, он боялся, что сын обвинит его во всем.