— Никогда он тебя не любил, если смог предложить такое, — покачала головой Влада. Она от всей души сочувствовала подруге.
Лана слабо улыбнулась. У нее не осталось любви и тепла к Евгению. Они прожили вместе почти десять лет, но его поведение напрочь убило все чувства к нему. И все же Влада ошибалась. Женька любил ее когда-то.
Лана посмотрела в окно, и воспоминания нахлынули на нее. Когда ей было 22, мир казался приветливым и светлым. Девушка только получила диплом педагогического института и сразу же устроилась на работу по специальности.
Работа в школе ей очень нравилась. Именно там она познакомилась с бойкой, энергичной Владиславой. Подруги сразу сошлись по интересам, много общались, хотя характеры у девушек были совершенно разными.
Нежная, мягкая Лана вызывала желание защищать и оберегать ее. А Влада была дерзкой и шумной. Но вот удивительно – мужчины, которые с ними знакомились, «распределялись» категорически наоборот.
Влада мечтала об «альфачах», а на нее западали тихий, скромные интеллигенты. А вокруг Ланы всегда были энергичные бруталы, «герои», те, кто пришел и победил. Именно таким оказался Евгений. Он смотрел на девушку и боялся дышать. Хрупкую, нежную Лану Женя готов был носить на руках.
Ни одну девицу Женя не знакомил с семьей. Лану он привел к родителям через две недели знакомства. Глядя на любимую, Евгений понимал, что в его руках настоящая жемчужина.
Мужчина зарабатывал немного, но стабильно. У него была квартира, полученная в наследство от бабушки. Довольно большая, но в отдаленном районе. Каждый день ездить на работу было далековато. Поэтому он продолжал жить с родителями.
Сделав предложение Лане, Женя заявил, что они берут ипотеку. Пусть будет маленькая квартирка, но зато своя. И вот через месяц после свадьбы влюбленные выбрали чудесную однушку, оформили сделку и стали жить в собственном уютном гнездышке.
Жене хотелось погасить ипотеку, как можно скорее. Потому он взял подработку на основной работе. Денег стало больше, кредит получалось выплачивать намного быстрее. Но молодая супруга очень грустила из-за того, что любимый постоянно пропадает на работе.
— Потерпи немного, скоро выплатим всю сумму и заживем хорошо! И ребеночка заведем, — ласково сказал Евгений супруге и нежно поцеловал ее в шею.
В тот день, когда муж пригласил Лану в ресторан и торжественно объявил о полностью погашенной ипотеке, супруга осчастливила его новостью. Она беременна.
Как же счастливы были молодые супруги. Вот только встал вопрос о том, что в однокомнатной квартирке будет тесно с малышом. Женя задумался.
— Не хочу я переезжать в бабушкину квартиру. Это дорогая, хорошая жилплощадь, три комнаты, балкон, но как же далеко от офиса, — покачал головой муж.
— Я тоже не хочу, чтобы полжизни ты проводил в пробках. Я знаю, куда нам потратить это время,- ласково прошептала нежная Лана.
— Кажется, есть хороший вариант. До рождения ребенка еще есть время. Мы продадим бабушкину квартиру и купим новую! Поближе к центру, — воскликнул Женя.
Решение было принято, квартиру выставили на продажу. Недвижимость получилось продать по наилучшей цене. Через некоторое время Женя и Лана купили новую большую квартиру в отличном районе. Вот только мужу пришлось опять впрячься и взять дополнительную работу. Ребятам захотелось сделать шикарный ремонт.
Вскоре родился Кирюшка. Страшный диагноз ребенку поставили не сразу. Около года было малышу, когда появились тревожные симптомы. Свекровь, которая души не чаяла во внуке, говорила, что Лана зря паникует.
Какая еще слабость мышц? Сонливость? Да это ведь даже хорошо! Беспокойный? Трудности с глотанием и частое срыгивание? Эх, молодые родители еще такие неопытные. Не знают, что все эти признаки присутствуют в большей или меньшей степени у большинства малышей.
По мере взросления Кирилла тревожные симптомы становились более выраженными. Стало заметно отставание в физическом развитии, пугали непроизвольные движения головкой. Смущало выражение лица. Улыбка порой напоминала гримасу.
Женя успокаивал супругу. Он не видел ничего необычного в поведении сына. Да и некогда ему было присматриваться к малышу. Мужчина много работал, ведь теперь он являлся единственным кормильцем в семье. Декретные выплаты школьного учителя были скромными.
Не только свекровь, но и мама Ланы утверждали, что молодая мать просто выдумывает какие-то там признаки. И все же полное обследование было проведено. Как в страшном сне Лана услышала страшный диагноз ДЦП.
Конечно, она сообщила об этом супругу. Евгений был настроен оптимистично. Вылечим! Не паникуй! Все наладится! Эти и другие слова поддержки не успокаивали испуганную мать, а только злили и раздражали.
— Женя, ДЦП не лечится! – плакала Лана, уткнувшись в плечо супругу.
Она перечитала всю литературу по диагнозу, познакомилась на спецфорумах с другими родителями особенных деток. Можно более-менее адаптировать ребенка с ДЦП к нормальной жизни, но он не выздоровеет никогда! А насколько успешно получится сделать из Кирилла относительно нормального человека, зависит от формы недуга и их усилий.
— Наша жизнь станет другой, ты это понимаешь? – глядя мужу в глаза, спросила Лана.
— Понимаю, но это наш сын, и мы справимся. Все пройдет, — спокойным тоном ответил Женя.
Пройдет… Пройдет! Да как можно быть настолько глухим! Лана много раз говорила мужу о том, что ДЦП не «проходит».
Слепота и глухота была у всей родни. От проблемы отмахивались свекровь и свекор. Мать и отец Ланы тоже считали, что «пройдет». Если бы не Влада, молодая мать просто чокнулась бы от горя и непонимания.
И все-же жизнь потекла своим чередом. Женя приходил с работы очень поздно. По выходным его единственным желанием было расслабиться и отдохнуть. Он не понимал, почему у Ланы не всегда готов ужин. И порядок в доме не всегда был идеальным. А больнее всего было то, что любимая супруга почти перестала уделять ему внимание.
— Ты сидишь дома с ребенком, а я пашу с утра до ночи! Деньги приношу немалые! – ругался Евгений.
— Жень, я устала повторять. Кирюша у нас особенный ребенок, ему нужно постоянное внимание. И мне очень тяжело с ним. Если бы ты мог хотя бы гулять с ним вечерами и по выходным…, — оправдывалась Лана.
Глядя на женщину, которую он все еще любил, Женя смягчился. Поэтому он пообещал два раза в неделю приходить с работы пораньше и гулять с малышом. Ну, а по выходным прогулки станут его регулярной обязанностью.
Когда отец стал гулять с сыном, у Ланы появилась возможность хоть немного заниматься домом. Да и Женя стал понимать серьезность диагноза. Он увидел, что молодая мать не преувеличивает.
Однако все чаще мужчина стал задумываться о том, что жизнь протекает мимо него. Любимая жена полностью посвящала себя заботам о ребенке. Евгений много работал, и, приходя домой, желал видеть улыбку Ланы. Но теперь она была всегда выглядела уставшей. А дом перестал быть тем местом, куда хочется приходить, чтобы отдохнуть душой.
Денег стало больше, доход Жени вырос значительно. Только никакой радости эти деньги теперь не приносили. Много денег уходило на реабилитационные курсы для Кирилла. Зачем-то Лана оплачивала ортопеда и невролога, а ведь всем известно, что платные врачи занимаются выкачиванием денег.
Мужчина общался с молодыми отцами-коллегами. Никто не заморачивался правильным питанием для ребенка так, как это делала Лана. Стоили эти свежие фрукты и фермерское мясо очень дорого. А еще эта заполошная мать вдруг с чего-то решила, что Кириллу надо обустроить как-то по-особенному комнату.
Женя и не прочь был создать «безопасное пространство», о котором говорила супруга. Но к чем было отдавать ребенку самую большую комнату?
— Жень, детям с ДЦП важна естественная освещенность помещения, — терпеливо объясняла жена.
— Хорошо, а зачем эти огромные мягкие кубики, которые стоят как полсамолета? – возмущался Евгений.
— Кирюше нужно играть и развиваться. Все вокруг него должно быть безопасным. У него проблемы с координацией движения, — тихо отвечала Лана. Она готова была выдержать все расспросы и терпеливо ответить на них, лишь бы муж хоть немного начал понимать, как много работы им предстоит.
— А сухой бассейн с шариками? – с легкой издевкой спросил Женя, заранее понимая, что супруга выдумает тридцать три причины, чтобы оправдать свои траты на такую чушь.
У Ланы не было сил сопротивляться моральному давлению со стороны мужа. Его родственники осуждали молодую женщину за то, что она «забросила» супруга. Вот только помогать со сложным ребенком они не хотели.
— Ты не работаешь, живешь на всем готовом, Женька пашет за троих, а тебе еще жизнь облегчить хочется, ребенка на нас скинуть? – удивилась свекровь в ответ на слова Ланы о том, как ей тяжело.
Но самое горькое, что и ее родители встали на сторону Евгения. Мать строго отчитала Лану за то, что та запустила себя. И синяки под глазами, и удобные брюки с кедами вместе юбки с каблучками! Кому такое понравится.
Когда встал вопрос о необходимости вывезти Кирилла к морю, Женя устроил бунт. Он планировал взять дорогой автомобиль, о котором давно мечтал. Отложенные деньги он планировал потратить на машину. Плюс еще придется в кредит залезать.
— Могу я хоть что-то сделать для себя? Имею я право? – закричал Евгений, услышав, что его деньги жена планирует потратить на поездку с Кириллом к морю.
— Жень, Кириллу морской воздух пойдет на пользу. Для меня это совсем не отдых будет, а тяжелая работа. После моря у ребятишек ДЦП улучшается состояние мышц, — умоляюще произнесла Лана.
Увидев мольбу в глазах женщины, которую он когда-то нежно любил, Евгений смягчился. Что ж, возможно чудо случится, и Кирилл, наконец, поправится. И тогда к нему вернется его прежняя ласковая, нежная, любящая Лана.
И мужчина отложил покупку машины. Впрочем, окончательно со своей мечтой он не распрощался. Несмотря на бешеные деньги, которые жена сливала в лечение сына, ему удалось скопить сумму, чтобы отдать первый взнос за шикарный автомобиль.
В семье уже было средство передвижения – старенький крохотный автомобиль, который они купили в первый год жизни Кирилла. Вот только ездила на нем Лана. Ей нужно было возить ребенка.
— Она даже не думает о том, что я езжу каждый день на работу на автобусе, — с горечью произнес Евгений, общаясь с коллегой по работе Юлей.
Юля его понимала. Между ней и Женей не было ничего, кроме дружбы. И все-таки она умудрялась давать ему больше тепла и поддержки, чем любимая супруга. А еще Юля, в отличие от Ланы, порадовалась за него, когда сделка на куплю машины была оформлена.
Поэтому на новеньком автомобиле по ночному городу он повез кататься именно ее. Да и смысл звать жену? Она все равно не сможет поехать с ним!
Лана говорила, что реабилитация Кирилла дает неплохие результаты. Женя результатов не видел. За такие деньги, что он сливал в его лечение, парень должен был показывать олимпийские достижения. И на трех языках говорить. Но четырехлетний Кирюша не говорил даже по-русски. Какие-то невразумительные обрывки, в которых Лана умудрялась видеть целые фразы.
Однажды во время прогулки с ребенком Евгений поймал удивленные взгляды прохожих. Довольно взрослый ребенок ехал на коляске, что-то мычал и странно гримасничал. Невероятный стыд испытал мужчина от этих взглядов. В тот вечер он твердо заявил супруге, что больше с Кириллом гулять он не станет.
— Женечка, мне будет очень тяжело. Очень. В те часы, что ты гуляешь с Кирюшей, я могу хоть немного прибраться дома и что-то приготовить, — Лана старалась быть спокойной, уговаривая мужа.
— Знаешь, Лан… Ты сидишь дома с одним ребенком, в то время, как я зарабатываю неплохие деньги для нашей семьи. Кому тяжелее? Ты живешь в моей квартире, которую ты обустроила на мои деньги. Не навешивай на меня дополнительных обязанностей, хорошо? – язвительно и холодно промолвил Женя.
Дома все было плохо, но теперь у него была машина его мечты, на которую он за год выплатил кредит. И Евгений перестал отказывать себе в радостях свободного мужчины – ездил с друзьями за город, проводил время в ресторанах и саунах. А еще он очень сблизился с Юлей. Эта святая женщина жалела его, восхищалась им.
И все же Евгений не торопился поддаваться чарам очаровательной Юли. Ему льстило ее внимание, пару раз он позволил себе «расслабиться» в ее объятиях. Но мужчина все еще хотел вернуть Лану. Именно вернуть, ведь в его понимании любовь, внимание и нежность любимой женщины забрал другой человек, пусть даже его родной сын.
Роковое решение Евгений принял в тот день, когда его двоюродная сестра пригласила их семью на детский день рождения. Она видела Кирилла лишь однажды, когда мальчику было два года. Ее ребенку исполнялось шесть лет. Такого же возраста был Кирюша.
Женя сообщил о приглашении Лане. Он сказал, что готов посидеть с ребенком, чтобы супруга сходила в салон красоты и купила новое платье. Лана с восторгом приняла приглашение и бросилась обнимать мужа. Как ей хотелось пойти в гости с Женей и сыном! К тому же, сестра Жени- не чужой человек. К ее Кирюше там точно отнесутся хорошо.
Услышав восторг жены, Евгений помрачнел. Он заявил, что идут они без Кирилла. Мужчина не желал, чтобы другие люди видели, какой у него сын. Вот тогда они впервые по-настоящему поссорились.
— Ты понимаешь, что мне даже не с кем его оставить? – прошептала Лана, сквозь слезы.
— Да хоть кому! Этот недоразвитый превратил нашу жизнь в ад! Моя квартира, мои деньги – все это теперь принадлежит ему! Даже любовь моей жены принадлежит ему! – орал Евгений.
Женщина не хотела слышать жестокие слова, которые в порыве гнева произносил муж. А потом он сказал то, что навсегда отвратило ее от него. Евгений предложил сдать больного Кирилла в интернат и родить здорового ребенка.
Все то, что Евгений говорил потом, Лана же не слышала. У нее сильно разболелась голова, но даже сейчас она не могла хотя бы просто прилечь и отдохнуть. В соседней комнате мычал Кирилл и требовал ее внимания.
Супруги прожили вместе еще год. Евгений, по его собственным словам, еще пытался сохранить семью. У него было два условия- интернат для Кирилла и рождение нового ребенка. А Лана уже смотрела на мужа, как на чужого человека. Того, кто пока еще выполнял свои обязанности по содержанию их сына и ее самой.
Когда Кириллу исполнилось семь лет, Женя ушел из семьи. Но для Ланы это событие не стало сюрпризом. Добрые языки уже давно донесли ей, что у мужа роман с некой Юлей. Но ей не было больно – самые острые страдания она испытала в тот день, когда муж предложил определить Кирюшу в интернет.
О том, что ее браку скоро придет конец, Лана рассказала Владе. Подруга посочувствовала ей, но сказала, что отныне у нее нет права быть мягкой и доброй.
— Тебе нужны деньги. Много денег. И еще много чего, — твердо заявила Владислава, понимая, как тяжело будет нежной, застенчивой Лане.
— Квартира принадлежит Жене, она куплена на деньги от бабушкиного наследства. Однокомнатную, наверное, будем делить. А денег у меня нет и не предвидится, — произнесла женщина и расплакалась.
Но Влада потребовала, чтобы подруга немедленно вытерла слезы. То, что она предложила, Лана вначале отвергла. И лишь после долгих разговоров поняла, что Влада права.
Когда Женя только заикнулся о разводе, у его супруги уже было готово заявление в суд о разделе имущества. Документы готовил юрист. К иску прилагались все медицинские справки, выписки и рекомендации.
Лана требовала, чтобы ей и сыну осталась трехкомнатная квартира, в которой все было обустроено для ее ребенка с ДЦП. Она являлась общей собственностью, так как была приобретена уже в браке. Евгению предлагалось оставить ту самую однушку.
Матери с больным ребенком было необходимо комфортное средство передвижения. Поэтому себе она просила шикарный автомобиль, который был гордостью Евгения. Бывшему мужу полагалась старенькая крошечная машинка, на которой когда-то ездила жена.
А еще Лана требовала алименты. Помимо одной четвертой, она просила дополнительные средства на реабилитацию сына.
В квартире был сейф. Лана знала, что там муж хранит наличные деньги в валюте. Он как-то обмолвился, что собирается полететь за границу отдохнуть. В то самый вечер, когда муж только сообщил об уходе, Лана вытащила из сейчас все деньги. Это была внушительная сумма – видимо, Женька собирался отдохнуть с размахом.
Конечно, женщина не решилась бы провернуть все это сама. К каждому шагу ее подталкивала Влада, уверяя, что Лана не берет ничего чужого. Она имеет на все это право! А ее сын имеет право расти в нормальных условиях, в большой хорошей квартире.
Евгений был в полном шоке, когда ознакомился с требованиями бывшей супруги. Он орал, что на машину заработал потом и кровью, в то время, как Лана прохлаждалась дома. А квартира, на которую она смеет разевать рот, принадлежит ему, так как ради нее он продал бабушкино наследство. Так что пусть бывшая жена с «маленьким чудовищем» ездит на маленькой машине и живет в однокомнатной однушке!
В бешенство Евгения привело то, что в сейфе он не обнаружил свои сбережения. Он ругался, орал, сильно схватил Лану за руку. Женщина испугалась и выбежала в подъезд. Поэтому «разборки» Женя продолжил уже на глазах соседей. Мужчина утихомирился, когда ему пригрозили полицией.
Когда суд удовлетворил требования истца в полном объеме, не только Женя был страшно зол. И свекровь, и свекор и даже родная мать Ланы обрушились на нее с обвинениями.
Именно она, по всеобщему мнению, развалила семью, посвятив свою жизнь больному ребенку. А теперь совсем потеряла стыд, оставив мужа с крохотной квартиркой и старым автомобилем. Когда женщина получила первые алименты, то приятно удивилась. Оказывается, зарплата мужа, гораздо выше, чем она думала.
Был поздний вечер, Кирюша лежал в кровати, но все еще не спал. Недавний реабилитационный курс дал неплохие результаты. Парень самостоятельно перемещался. В речи тоже наметились положительные изменения. Лана подошла к сыну и улыбнулась. Мальчик потянул руки, чтобы обнять ее.
Во время объятий он как котенок терся о ее щеку и шептал: мама, мама. И тоже улыбался, как умел только он один.
На глазах у Ланы появились слезы. Им предстоит много тяжелой работы, но они справятся. Теперь она была в этом абсолютно уверена.