Больше года встречались Лиля и Павел, пока в один прекрасный день не осознали, что не хотят больше расставаться ни на минуту. Молодые, красивые, влюбленные – зачем, спрашивается, счастье откладывать?
Через два месяца сыграли свадьбу. Родители с обеих сторон не слишком рады были раннему браку: невесте 20, жениху 23. С другой стороны, охота пуще неволи. Решили молодым помочь, скинулись и организовали отпрыскам отдельную жилплощадь. Пусть взрослеют.
Целую неделю Пашка с Лилей таскали и разбирали многочисленные коробки. Жена, раскладывая сокровища, удивилась количеству спортивной атрибутики, которую муж накопил за долгие годы поклонения любимой футбольной команде:
– Куда все это девать? Не мог дома оставить?
Пашка странно на нее посмотрел – как можно не понимать очевидных вещей? Это же артефакты, у каждого своя история. Назревающая на этой почве ссора наверняка обернулась бы первым семейным скандалом, если бы не звонок друзей. Молодежь тут же переключилась, свалила содержимое баулов кучей возле шкафа и умчалась в ночной клуб по случаю приезда старого знакомого.
Так и началась у них семейная жизнь.
И вроде все было хорошо: они по-прежнему любили друг друга. Лиля училась готовить, и даже вкусно получалось, а Пашка бегал по спортивным мероприятиям, чаще всего по футбольным матчам, изливая потом свои впечатления в местной газете.
Работа есть работа, но довольно скоро Лиля поймала себя на мысли, что спорта в их жизни слишком много. Мало того, что Пашка завалил весь шкаф дур@цкими футболками и шарфами, так он еще и все практически вечера посвящал футболу. Приходил, ужинал, потом падал в кресло, включал телик и проваливался в очередной матч. Там, конечно, играли команды другого уровня.
Лиля никогда не любила футбол: ну гоняют мужики мяч по полю – что тут интересного?.. Ну ладно, ты спортивный репортер, так что теперь один футбол смотреть? Когда они встречались, Павел с ней футбол не обсуждал, она и представить не могла, что для болельщика важный матч куда важнее общения с женой.
Момент, когда увлечение мужа, стало дико раздражать, наступил в первый же год совместной жизни. Каждый раз, когда Лиля пыталась отвлечь мужа от матча, Пашка отмахивался: подожди, не мешай, мол, не видишь разве, какая важная игра…
Лиля обижалась. Павел не понимал на что.
Все чаще молодая жена стала проводить время с незамужними подружками Танькой и Дашкой. Девчонки ходили в кино, на дискотеки, а то и просто сплетничали у Лили на кухне.
Паше это активно не нравилось, но на просьбы избавить его от удовольствия видеть у себя в доме «этих иди@ток» Лиля саркастически отвечала:
– Тебе не все равно? Ты целый вечер в ящик пялишься. Вообще странно, что замечаешь вокруг что-то еще, кроме футбола.
Обстановка в семье накалялась.
Лиля начала откровенно нен@видеть футбол, о чем напоминала мужу при каждом удобном случае. Павел в ответ костерил Таньку, Дашку и примитивные женские интересы. Когда нервное напряжение с обеих сторон достигло своего пика, случился скандал.
– Ты на меня не обращаешь никакого внимания! – кричала Лиля, размазывая по лицу слезы. – Помешался на своем футболе!
– На себя бы посмотрела! – не отставал Пашка. – Шляешься с подружками неизвестно где и неизвестно чем занимаешься! Не удивлюсь, если рога мне наставляешь!
– Представь себе нет, хотя давно пора! Вот из-за таких бесчувственных чурбанов, как ты, у женщин и появляются любовники! Если бы я раньше знала, что ты будешь так себя вести, никогда бы замуж за тебя не вышла!
После этих слов Лиля выбежала из квартиры, хлопнув дверью. Вернулась поздно, слегка пошатываясь.
Павел не спал. Сначала злился. Потом волновался. Когда Лиля пришла, он сидел на кухне. Презрительно посмотрев в глаза подвыпившей супруге, он молча ушел в спальню, лег в постель и отвернулся к стенке. До утра он не сомкнул глаз, гадая, где и с кем была жена.
А Лиля, как обычно, позвонила Дашке и позвала ее в кафе. Там они пили вино и обсуждали избитую тему «все мужики – козлы». Паше она ничего объяснять, естественно, не стала – глаза слипались. Да он ведь и не спросил ничего. Наверное, ему уже неинтересно…
Они не разговаривали целую неделю.
Оба были молоды и упрямы, никому не хотелось делать первый шаг, тем более что никто не считал себя виноватым.
Однажды, возвращаясь домой, Лиля увидела Пашку рядом с симпатичной соседкой. Они о чем-то увлеченно разговаривали и смеялись. В эту минуту в душе у нее все перевернулось, глаза наполнились слезами. Она тут же свернула в другой двор, лишь никто не заметил ее смятение.
Раньше им с Пашей так хорошо было вместе, откуда же взялась эта злость и полное непонимание? Что теперь делать? Что дальше? Под эти безрадостные мысли Лиля дошла до ближайшего сквера, села на скамейку и наконец дала волю слезам.
Рядом присел пожилой мужчина. Некоторое время он молча смотрел на Лилю, подождал пока она немного успокоилась. Потом спросил, будто старую знакомую:
– Ну, что у тебя стряслось?
Лиля вдруг почувствовала, что больше не может держать все это в себе. Она рассказала незнакомцу все: про свадьбу, про футбол, про Дашку с Танькой…
Он слушал внимательно и ни разу не перебил девушку. Когда она закончила, спросил:
– Ты любишь Пашу?
Лиля без промедления закивала головой и слезы снова потекли по щекам. Он слегка улыбнулся и сказал:
– Когда-то очень давно я полюбил одну девушку. Людмила была историком, и у нее было много друзей-коллег. Когда мы собирались все вместе, они обсуждали древние цивилизации, спорили о Петре Первом, о восстании декабристов и отмене крепостного права… А я молчал большую часть времени, ведь в истории не понимал ровным счетом ничего. Со временем заметил, что Мила тяготится нашим общением, почувствовал – ей со мной скучно. Тогда я пошел в магазин, купил несколько исторических книг и принялся их изучать, чтобы в следующий раз суметь поддержать разговор. И, представь себе, история оказалась интереснейшей наукой, я словно открыл для себя новый мир! Теперь в компании уже не молчал, общался на равных. А с Людмилой мы могли по нескольку часов увлеченно спорить о тайнах египетских пирамид. Я так увлекся, что поступил на исторический факультет, потом закончил аспирантуру, защитил докторскую… Сейчас я преподаю историю и убежден, что интереснее в мире ничего быть не может! А с Милой мы поженились и уже сорок лет живем вместе. Я до сих пор думаю: какой была бы моя жизнь, если бы не встретил Людмилу и не начал ради нее интересоваться историей? Так бы и остался, наверное, на заводе. Может, мастером бы стал. Вот и ты попробуй найти ключик к сердцу своего мужа и разделить его интерес – вдруг действительно откроешь для себя что-то новое?
Домой Лиля вернулась в большой задумчивости.
Муж смотрел чемпионат мира по футболу. Мельком глянув на жену, он вновь уткнулся в ящик. Лиля достала из холодильника две бутылки пива, села рядом с Пашей и протянула ему одну. Тот удивился, но промолчал.
– За которых болеем? – уточнила жена.
– За тех, кто в зеленом.
Лиля начала следить за игрой и минут через пятнадцать осознала, что не так-то уж это и скучно… Она и сама не заметила, как начала задавать вопросы мужу, и в итоге обсуждать игру. Когда команда забила соперникам гол, Лиля подскочила с дивана, облив Пашку пивом. Он только расхохотался, и бросился ее обнимать. Остаток игры они досматривали, лежа в обнимку…
– Слушай, – сказал Пашка, – я тут подумал, давай позовем к нам завтра Дашку с Танькой? У меня вечер свободный, посидим, поболтаем…
Лиля улыбнулась:
– Неплохая идея, а еще можно как-нибудь всем вместе сходить на стадион.
– Ну, наши совсем игры не такие захватывающие…
– Вот и проверим. Надо же с чего-то начинать. Думаю, вживую все воспринимается по-другому. Там хоть видно что-нибудь? Или зрители приходят чисто поорать?
Павел расхохотался, и снова обнял жену.