Надя, выпускница сельской школы, поступила в техникум провинциального городка. Бабушка и мама вырастили ее без отца, и очень хотели дать девочке образование.
-Сама ты у нас ладная и неглупая, — говорила бабушка, — но без профессии пропадёшь. Вон как мать твоя — не слушалась меня смолоду, выскочила замуж без образования, влюбилась…И что потом ей осталось? Только на ферме работать!
— Верно, вот только и муж мой тоже хорош, — отвечала бабушке Варе мать Нади — Валентина, — жили не тужили в деревне, а как я дочку родила, так и загулял, и уехал в город. Хорош папаша…
Надя не любила эти разговоры, она знала их наизусть, мать и бабушка упрекали друг друга, но так это ни к чему не приводило, кроме грустных воспоминаний. Девочка любила обеих: и мать, и бабушку, даже, наверное, бабушку сильнее, потому что была она уже в возрасте за семьдесят, сухенькая, седая, с голубыми выцветающими глазами…
Надю именно бабушка больше жалела и берегла, и потому категорически не хотела слышать, чтобы внучка жила в общежитии техникума.
— Знаем мы эти общаги, бардак там и распущенность, — говорила бабушка строго, — жить станешь на съемной квартире. Я со своей городской знакомой договорилась, она подыскала тебе в частном секторе у приличной и чистоплотной хозяйки комнату.
Так Надя стала жить неподалёку от техникума в частном домике в тихом переулке с пенсионеркой Лидией Григорьевной.
Женщина действительно была очень аккуратной, миловидной, одинокой, и была рада небольшой плате, которую определила за Надю бабушка Варя.
Надя старалась учиться хорошо. Ведь она обещала маме и бабушке, и к тому же понимала, что им трудно материально: мать трудилась уже кастеляншей в сельском доме престарелых, а бабушка тратила свои скромные накопления и пенсию.
Учёба Наде нравилась, было гораздо интереснее, чем в школе, а после обеда она уже была свободной. Поэтому девушка быстро решилась идти на подработку, которую ей посоветовала хозяйка квартиры Лидия Григорьевна.
Надя работала теперь пол дня в столовой. Она убиралась в зале, мыла посуду, наводила чистоту в кухне.
Девушка скрывала от мамы и бабушки свою подработку и просила так же и Лидию Григорьевну не говорить им об этом.
— А то будет бабушка волноваться, что я поздно возвращаюсь или устаю…- улыбалась Надя, — а тут ведь недалеко, и столовая не ресторан, закрывается уже в семь вечера…
Надя радовалась, что на своей работе она сыта, да ещё приносит домой остатки с тарелок для хозяйской кошки и для пса Дружка.
Пёс был обычным дворнягой, жившим у соседа, тоже пенсионера Егора Сергеевича.
Дружок быстро стал другом Нади, так как она кормила его вкусностями сразу идя с работы, прямо на улице, у калитки соседа.
— Влюбила ты в себя моего пса, — смеялся Егор Сергеевич, — он тебя уже встречает в начале нашего переулка!
— Мне с ним и не страшно домой идти! — отвечала Надя, — и вам хоть небольшая, но экономия.
— Она и Муську балует остатками каш и рыбы, — включалась в разговор Лидия Григорьевна, которая часто ждала вечерами Надю у своего дома.
А Надя гордилась тем, что начала получать свои первые кровные заработанные денежки.
Они были очень кстати, потому что из дома пришла неожиданная весть: мама познакомилась с командированным строителем (в их селе шёл ремонт школы) и решилась поехать с ним в соседний город.
Бабушка была почти в отчаянии. Она звонила Наде:
— Видишь ли, решила она свою личную жизнь устроить! — высказывала бабушка внучке свое мнение, — сперва надо тебя выучить и замуж выдать, ты у нас одна… А она взяла и уехала!
Надя только смеялась в ответ:
— Ладно, не переживай ты, бабуль…Нам, деревенским, выбирать не приходится. Не часто заезжают женихи и мужчины свободные…Я маму понимаю, счастья ей…
— Глупая, а кто тебя учить будет? У неё теперь своя семья, с мужем другие финансы, ему чужая дочка ни к чему. Кинула она на меня тебя…И уехала. А там пока ни работы, ничего определённого. И уживется ли?
Чтобы успокоить бабушку, Надя рассказала ей о своей подработке и только слышала в трубку всхлипы и вздохи.
-Умница ты моя, Надюша…Взрослая совсем стала…Но только дай слово, что если станет тебе тяжело, ты уйдёшь с работы. Обещай…- шептала баба Варя и обещала приехать проведать Надю.
Но Надя знала, что бабушке уже сложно выбираться из деревни в город: и вставать надо рано, и возвращаться поздно, а во дворе и куры, и утки, и поросёнка ещё держала баба Варя, чтобы не покупать мясо…
Надя стала чаще звонить бабушке, рассказывать, что у неё все хорошо и благополучно.
Однако вскоре заработок Нади прекратился. Начал с интересом посматривать на неё сын заведующей столовой Андрей, который приходил к матери обедать в кабинет, а потом словно хозяин прохаживался и по кухне, и по залу. Он пытался произвести впечатление на Надю, но она даже не смотрела в его сторону: он был женат.
Тогда однажды Андрей подкараулил девушку в подсобке и ухватил в свои обьятия.
Надя отвесила ему пощёчину и услышала в ответ брань. Что уж после сказал матери сынок Надя не знала, но начальница стала косо посматривать на неё, и начались придирки…
Через неделю пришлось Надежде уйти с работы, но она не жалела. Лишь своих пушистых друзей ей было жаль.
— Прости меня, Дружок, но это — последний столовский обед. Придётся мне искать другую работу…- говорила она, гладя собаку и выкладывая перед ним объедки.
Услышал эти слова и Егор Сергеевич. Он уже был в курсе хамства сыночка заведующей. Рассказала ему об этом Лидия Григорьевна, с которой Надя поделилась произошедшим. Просила только Лидия Григорьевна соседа ничего не говорить никому, даже Наде.
— Вот ушла я из столовой. Не знаете, где бы мне поближе к дому снова подработку найти? — обратилась девушка к Егору Сергеевичу.
— Очень даже знаю. И совсем близко, — улыбнулся старик, — мне нужна помощница по хозяйству. Нога моя плохо ходит, да и давление пошаливает…Больших денег тебе не обещаю, но и работа не очень трудная, и я не прихотливый. Поможешь, Надя?
Надя с радостью согласилась. Очень она не хотела садиться на бабушкину шею. И мать уже не высылала денег, разве что самую малость…
Теперь Надежда стала убираться и готовить у соседа, который быстро привык к девушке, как к родной. Надя была молчаливой, старательной, и выполняла работу по хозяйству быстро.
-Как в доме-то стало светло! — не раз хвалил девушку пенсионер, выкладывая на стол её зарплату.
-Главное, что моя готовка вам нравится, — говорила Надя, — я ведь только учусь, если честно…
Однажды Надя, вернувшись с учёбы, застала на кухне у Егора Сергеевича парня с короткой стрижкой, мускулистого и спортивного.
— Вот внук мой, тоже Егор, познакомься, Надюша…- с улыбкой представил парня хозяин дома.
— Что-то вы не говорили, что у вас внук имеется…- засмущалась Надя, — я сейчас ужин накрою…
— Может, говорил, а может и нет, не помню, — ответил Егор Сергеевич, — но внук имеется.Жаль только редко приезжает, но он у нас спортсмен, студент и часто ездит на спортивные сборы, тренировки, базы. Подаёт надежды!
Молодой Егор не сводил глаз с девушки, а дед заметив это, только хитро улыбался.
-Сегодня ты уж составь нам компанию, Надюша, и бабу Лиду позови, поужинаем вместе, раз внук в гостях, — попросил Егор Сергеевич.
Компания засиделась. Дед расспрашивал Егора об учёбе, соревнованиях и о планах на жизнь.
Внук охотно рассказывал, часто обращаясь и к Наде, отчего заставлял ее краснеть. Но к концу застолья девушка уже стала более спокойной, и они вместе с новым приятелем убрали со стола и вымыли посуду.
Егор задержался у деда в этот раз на три дня, использовав весь свой короткий отпуск.
Егор Сергеевич радовался и суетился на кухне, прося Надю приготовить то одно, то другое, накупив полный холодильник продуктов.
Уезжая в областной центр, Егор-младший обещал деду вернуться к Новогоднему празднику, до которого оставалось не более десяти дней…А Надю просил разрешение звонить и при расставании нежно пожал ее руку, задержав в своей широкой тёплой ладони.
— Ну, и что ты обо всем этом думаешь? — спрашивал шёпотом Егор Сергеевич Лидию Григорьевну, потирая руки.
— Думать-то мы можем все что угодно, но сердечными делами только ангелы заведуют… Посмотрим.
А Егор сдержал обещание. Он приехал встречать праздник к деду, хоть и не мог скрывать своего влечения к Наде.
Девушка поначалу очень обрадовалась ему, а потом чуть загрустила.
— Что стряслось? — спросил он у Нади, — ты мне не рада? Или хотела встречать праздник не со мной?
— Я рада тебе, но тоже обещала своей бабушке приехать на праздник, она сейчас одна, а я у неё — свет в окошке. Понимаешь?
Егор улыбнулся:
— Так мы всё успеем! Дед, как твоя колымага? Ездит ещё?
Егор Сергеевич с внуком выгнали из гаража “Москвич”. Пока Надя с Лидией Григорьевной хлопотали на кухне, мужчины завели и осмотрели машину, а после проехались до магазина.
— Летает моя ласточка, хоть и езжу не часто, но никогда ещё не подводила, — заключил дед Егор.
Внук имел права, и назавтра, накануне праздника, они с Надей навестили бабушку Варю.
Для неё это было и радостью, и удивлением: внучка с “женихом” приехала! Но увидев, как парень с нежностью ухаживает за Надей, бабушка немного успокоилась и уже к концу обеда понимала по глазам внучки, что ей нравится ее новый друг.
В новогоднюю ночь Надя и Егор после боя курантов, который они встретили с дедом и бабой Лизой, пошли гулять по городу.
Народа было много на центральной площади городка, и фейерверк расцвечивал лица влюблённых Егора и Нади. Они держались за руки, и Егор своим дыханием согревал ладони Нади, нежно их целуя.
А потом настали будни. Надя училась и получала небольшую финансовую помощь от Егора Сергеевича, помогая ему как и прежде. Егор-младший часто звонил, но учёба и занятость его из-за строгого режима и тренировок не позволяла им с Надей видеться часто.
Однако чувства их не остывали, и в выходные дни Егор Сергеевич отпускал Надю в областной центр к внуку на свидания.
Весной Надя ещё успевала помогать и своей родной бабушке с огородом, а летом всё же устроилась на работу в хороший ресторан помощником повара.
— Спасибо вам, Егор Сергеевич, — благодарила Надя, — вы и так поддержали меня зимой. А теперь я не могу с вас брать деньги, вы уже не чужой мне человек.
— Так расскажи мне хоть, что у вас там с Егоркой- то? — улыбнулся дед.
— Он мне сделал предложение, — глаза Нади засияли, — но мы решили пожениться после учёбы, всего лишь учебный год остался у него и у меня…
Летом пара встречалась чаще, хотя и были спортивные сборы у Егора. Вместе они навещали и бабушку Нади, и не просто гостили, а старались побольше дел переделать в огороде и в доме. Баба Варя не оставалась в долгу: пекла пироги, ватрушки и угощала самыми вкусными спелыми ягодами.
А у ребят все получилось. Закончив учёбу, они расписались и отметили свое торжество в городском ресторане, где трудилась Надя уже поваром.
— Знала бы, что полюблю готовить, так выбрала бы эту профессию! — говорила она.
— Ничего. И диплом товароведа тоже пригодится! — говорил ей муж.
Пара стала жить у деда. Егор начал работать в спортивной школе города, а Надя так и осталась в ресторане, закончив попутно и поварские курсы.
— Ну, Дружок, получай вкусняшки! — слышался вечерами голос Нади, идущей с работы, и пёс как и прежде, встречал свою добрую молодую хозяйку в переулке. А у дома сидели на скамеечке дед Егор с соседкой Лидией и улыбались:
-А вот и наша кормилица идёт!















