Марина Соколова была абсолютно счастлива. Наконец-то они с мужем смогли приобрести своё жильё. Дима и Марина долго копили на первый взнос по ипотеке, жили с мамой Дмитрия, и вот настал этот счастливый день, когда они смогли заехать в свою квартиру.
Марина не могла поверить, что теперь она единственная хозяйка, и ей не нужно больше делить кухню со свекровью, не нужно под кого-то подстраиваться и чувствовать себя на птичьих правах.
Нет, с Эльвирой Анатольевной, мамой Димы, они жили вполне мирно. Марина не перечила свекрови, помня фразу о том, что в чужой монастырь со своим уставом не входят. А Эльвира Анатольевна старалась особо не придираться к молодой жене сына и если делала какие-то замечания, то по делу…
Но, конечно, какие бы хорошие отношения ни складывались, молодой семье лучше жить отдельно, это всем известно… Вот и Марина, прожив три года в чужом доме, понимала, какое это счастье – иметь свою квартиру.
И пускай за неё ещё предстоит немало лет выплачивать банку, это уже не казалось проблемой. Они с Димой молоды, оба работают и постараются побыстрее погасить ипотеку. Тем более, что сейчас, когда есть отдельное жильё, можно и о ребёнке подумать. А материнский капитал, положенный от государства, как раз пойдёт на погашение ипотеки…
Через пару недель после того, как супруги Соколовы заселились в свою квартиру, Марина столкнулась в подъезде с молодой женщиной.
— Здравствуйте,- улыбнулась она Марине. – А вы теперь здесь живёте?
— Да, заехали недавно, — ответила Марина.
— Значит, мы соседи. Я живу в тридцать восьмой квартире. Меня Лариса зовут, а вас?
— Марина.
— Очень приятно. Вы ведь из тридцать шестой, да?
— Да, — кивнула Марина.
— Эта квартира долго пустовала… Ну и как вы, обжились уже? Нравится наш район?
— Нравится, и двор такой хороший, ухоженный. Цветы на клумбах, детская площадка большая…
— Ой, а у вас дети есть? – воскликнула Лариса.
— Пока нет, но теперь, когда есть своё жильё, это уже не за горами.
— Ой, дети – это такое счастье! У меня двое. Правда, с их папашами мне не повезло, но я всё равно ни о чём не жалею! Ведь дети для женщины – это главное, а мужики – они такие, сегодня есть, а завтра нет. Ненадёжный народ. Ты согласна со мной, Марина? Прости, я на «ты», но мы, вроде примерно одного возраста…
— Можно и на «ты», я не против, — ответила Марина.
— Так ты согласна со мной?
— В чём именно? – решила уточнить Марина. – В том, что дети – это счастье. Или в том, что все мужчины ненадёжные?
— Я про детей, конечно. Про то, что это главное для женщины.
— С этим согласна… Ладно, Лариса, рада была познакомиться, но я тороплюсь…
— Конечно, Марина, мне тоже пора, дети ждут. Увидимся, мы же теперь соседи.
На следующий день была суббота. После завтрака Дима уехал по своим делам, ему нужно было поискать запчасти для машины, а потом он планировал навести порядок в гараже.
Марина же включила радио, поймав любимую волну, и занялась уборкой, после чего приступила к приготовлению обеда. Настроение у молодой женщины было чудесным. Она думала о том, как же это замечательно – быть единственной хозяйкой на кухне…
Марина шинковала капусту для борща, когда раздался звонок в дверь. Женщина удивилась, она никого не ждала, а Дима, если это он, открыл бы дверь своими ключами…
Посмотрев в дверной глазок, Марина увидела Ларису.
— Приветик! – весело сказала та, когда соседка открыла дверь
— Привет, Лариса.
— Слушай, мне так неловко, но я собралась суп сварить, и обнаружила, что лук и морковка закончились. Не выручишь? А я завтра куплю и верну тебе. Просто уже бульон варится, боюсь, что не успею быстро сбегать в магазин. Выручишь по-соседски?
— Конечно, Лариса, я как раз борщ варю, овощи есть. Сейчас…
— Ой, а можно вашу квартиру посмотреть? – спросила Лариса. – В прихожей, вижу, классный ремонт… Интересно, как в комнатах…
— Ладно, посмотри, — разрешила Марина.
— А ты одна? – уточнила соседка. – А то ворвусь сейчас в комнату, а там твой муж в одних труселях… Или вообще без них…
Сказав это, Лариса засмеялась…
— Дима уехал по делам, так что я одна… Давай я тебе быстренько всё покажу, а то у меня борщ на плите…
Марина провела соседке экскурсию по квартире, в надежде, что та сразу же уйдёт и не станет приставать с разговорами. Женщина не любила, когда кто-то или что-то отвлекало её от домашних дел.
— Вау! Классно как у вас! – восторгалась Лариса, прохаживаясь по квартире соседей. – Дорого ремонт обошёлся?
— Не знаю, мы ведь уже купили квартиру с ремонтом. Специально выбирали такое жильё, чтобы можно было сразу заехать и ничего тут не переделывать.
— Ну а за сколько эту хату взяли? Дорого, наверное, с таким-то шикарным ремонтом.
Марина не любила такие вопросы, ей казалось, что это бестактно. Почему она должна чужому малознакомому человеку рассказывать о стоимости своей квартиры?
— Недёшево, — ответила она в итоге. – Ипотеку оформили.
— Ясненько. Ладно, не хочешь, не говори… Мне, конечно, о таком ремонте и мечтать не приходится, одна двоих детей тяну… Денег постоянно не хватает. Ну так, что, дашь морковку и луковицу? Да пойду я суп доваривать…
— Да-да, конечно, — засуетилась Марина, радуясь, что любопытная соседка уходит.
Получив то, за чем пришла, Лариса, наконец-то, удалилась… А Марина продолжила готовить обед. Но минут через десять снова раздался звонок в дверь… И это снова была Лариса.
— Извини, Мариночка, — сказала она. – Так неудобно, но мой Витька, младшенький сынок, устроил истерику и требует борща. Вот не любит он простой суп, только щи да борщи ему подавай… Я бульон-то сварила, можно и борщ сварганить, но у меня капусты нет. Я видела, что у тебя огромный кочан капусты на столе лежал. Поделишься, если не жалко? Я бы никогда не попросила, ты и так меня выручила, но Витька… шестилетнему ребёнку трудно отказать… Одна их тяну, без отца, вот и жалею… А если у тебя ещё свеколка лишняя найдётся, то я буду очень благодарна!
— Ладно, сейчас, — вздохнула Марина и удалилась на кухню. А вскоре вернулась, неся в руках приличный кусок капусты и свёклу.
— Вот спасибо,- обрадовалась соседка. – Ты меня так выручила. Обязательно всё верну… Правда, прямо завтра не смогу, зарплата через неделю только, денег впритык, ещё Машке нужно ботиночки купить… Но через неделю точно отдам.
— Ларис, да не нужно возвращать, — ответила Марина. – Пусть дети кушают на здоровье…
— Правда, не нужно?
— Не нужно, это же не деньги, а просто овощи, которыми я с тобой поделилась.
— Ох, Мариночка, дай Бог тебе здоровья! – Лариса сделала вид, что вытирает слезу.– Ты не представляешь, как трудно одной двоих детей тянуть… Нет, дети – это, конечно, счастье… Но сейчас всё так дорого, цены растут как грибы после дождя… А ты меня так выручила… Вот Витюшка-то обрадуется, он так борщ любит… А особенно со сметанкой… Ой…
— Что случилось?
— Так сметаны у меня нет, а без неё Витька борщ не ест… Эх, что же делать… И денег в обрез… Только на хлеб да на ботиночки для Машеньки…
— Подожди, я сейчас, — ответила Марина и снова скрылась на кухне, вернувшись оттуда с баночкой сметаны. – Вот, возьми. Сама не люблю борщ без сметаны…
— Ой, Мариночка… Да неудобно, я и так у тебя уже столько всего попросила… Сметана вам самим нужна к борщу.
— У меня ещё есть, вчера сразу две упаковки взяла.
— Даже не знаю, как благодарить-то тебя… Какая же ты добрая, какая чудесная! Мне ужасно неловко… Если бы не дети, я бы никогда ничего не просила, я бы хлебом и водой питалась, но просить бы не пошла… Но дети… Им же нужно полноценное питание… Всё ради них.
— Я всё понимаю, Лариса, не нужно благодарить.
— Но сметану я потом куплю и отдам! Это я обещаю. Как зарплату получу, так сразу куплю и принесу. Это дорогая сметана, я сама такую никогда не беру, слишком дорого, но куплю и верну…
— Лариса, сама смотри. Не вернёшь, я не обижусь. А теперь извини, мне нужно борщ доварить. Скоро муж вернётся…
— Всё-всё, я поняла, убегаю… — сказала соседка и, наконец-то, оставила Марину одну…
С этого дня визиты Ларисы стали регулярными. Она приходила к Марине два – три раза в неделю и всегда, очень извиняясь, что-нибудь просила. То несколько яиц, чтобы сделать детям омлет, то сливочное масло, потому что Витя не может есть хлеб без масла. То молока, то крупы… И каждый раз Лариса притворно всхлипывала, говоря о том, как тяжело растить одной двоих детей…
Марина была достаточно терпеливым человеком и поначалу она сочувствовала соседке. Да и жадной Марина не была. Дома всегда имелся хороший запас продуктов, и чем-то поделиться по-соседски с женщиной, которая в одиночку тянет двоих детей, казалось вполне нормальным…
И всё-таки в какой-то момент Марина почувствовала, что бесконечные просьбы Ларисы начинают её утомлять и даже раздражать… Такое чувство, что соседка ходила к ней домой как в магазин. А точнее, даже не в магазин, ведь в нём нужно отдать за товар деньги, тогда как у соседей можно получить необходимые продукты бесплатно…
Но как это пресечь, Марина не знала. Она не решалась отказать соседке, боясь, что та сочтёт её жадной. Да и ссориться не хотелось, с соседями лучше жить дружно. Кроме того, сама по себе Марина была неконфликтным человеком… И поэтому она продолжала помогать Ларисе, которая тем временем всё больше и больше наглела…
Однажды в выходной день Марине позвонила свекровь. Она знала, что невестка дома одна, поскольку Диму на неделю отправили в командировку.
— Мариша, мне же скоро пятьдесят пять, хотелось бы как-то по-особенному отметить это событие, подумываю о ресторане, но у меня совсем нет опыта в таких делах. Вы с Димой молодые, лучше знаете. Можешь посоветовать и ресторан, и как вообще всё получше организовать. Я бы хотела и ведущего пригласить, чтобы программа какая-то была… Чтобы не просто все ели и пили… Поможешь с организацией?
— С удовольствием, Эльвира Анатольевна, — охотно откликнулась Марина. – А, знаете, приезжайте ко мне, всё подробно и обсудим. Кстати, мой одноклассник работает ведущим различных мероприятий, можем созвониться с ним и всё узнать…
— Спасибо, Мариша, к обеду буду!
Марина была рада визиту Эльвиры Анатольевны, по этому случаю она приготовила вкусный обед и даже сбегала в магазин за бутылочкой вина…
Не успели они со свекровью усесться за стол, как раздался звонок в дверь… Марина не сомневалась, что это пришла соседка и решила не открывать дверь…
— Кого-то ждёшь? – спросила Эльвира Анатольевна.
— Нет, это соседка…
— Не хочешь открывать? – догадалась свекровь.
— Да,- сказала Марина и вкратце рассказала свекрови о постоянных просьбах Ларисы одолжить что-то из продуктов…
— А давай-ка я открою дверь, — сказала Эльвира Анатольевна…
— Ой, здрасьте…- опешила Лариса, увидев незнакомую женщину.
— Здравствуйте.
— А Марина дома? Вы её мама, наверное? Вы так похожи!
— Нет, я мама Дмитрия. А что вы хотели?
— Да я… Так можно мне с Мариной поговорить?
— Ну хорошо, я её позову.
Эльвира Анатольевна вернулась на кухню и велела Марине выйти к соседке…
— Мариночка, прости! – виновато начала Лариса. – Я не знала, что у тебя гости. Мне так неловко, но можно у тебя сахарку одолжить? Мне немного, стакан всего, я хочу манник испечь…
Марина ничего не успела ответить, потому что их кухни вышла свекровь со словами:
— Извините, но сахар у Марины закончился. Зато в магазине его много. И песок, и рафинад…
— Мне просто срочно надо… — залепетала Лариса. – А потом я, конечно, куплю… Мне немного, стакан всего… Дети манник попросили… Я одна двоих детей тяну…
— Вы плохо слышите? – спокойным тоном ответила Эльвира Анатольевна. — Я же говорю, что сахар закончился. Идите в магазин, милочка.
— Как же закончился? – не поверила Лариса. – Я видела на днях, как муж Марины нёс пятикилограммовую упаковку сахара. Вы не могли его весь израсходовать!
— А это, извините, уже не ваше дело… Может быть, вам ещё продемонстрировать все запасы продуктов, имеющиеся дома? Или пусть Марина в магазине покупает продукты не только для себя, но и для вас?
— Нет, я … — Лариса покраснела и не могла подобрать слова… — Я… вам жалко да? Я одна детей тяну… Денег не хватает…
— Но вы же где-то работаете?
— Работаю.
— И алименты получаете?
— Получаю, но это такие копейки!
— Значит, ищите возможность дополнительного заработка, либо разговаривайте с отцом своих детей, пусть лучше помогает. А за продуктами ходите в магазин, а не к соседям…
— Почему все кругом такие жадные! – закричала Лариса. – Дорогие квартиры покупают, денег куры не клюют, а стакан сахара для детей жалко…
— Я думаю, разговор окончен, — спокойно ответила Эльвира Анатольевна и почти вытолкала Ларису из квартиры…
— Извини, Мариша, что я вмешалась, — обратилась женщина к невестке. – Но знаю я таких людей, им сразу нужно давать отпор, иначе не отстанут… Ты добрая душа, жалеешь её, а она этим пользуется… Ты хоть обратила внимание на её руки и уши?
— А при чём здесь это? – не поняла Марина.
— А то, что в ушах у неё золотые серьги с камнями, и на пальцах кольца, тоже не бижутерия. Как ты думаешь, действительно, она такая бедная или прикидывается?
— Да, вы правы, Эльвира Анатольевна, — согласилась Марина. – Я почему-то об этом не подумала…
С этого дня Лариса больше не беспокоила Марину. Встречаясь в подъезде или во дворе, они просто здоровались… И Марина была рада, что свекровь разрулила то, что не получилось у неё…
А вскоре от другой соседки, с которой Марина познакомилась и даже подружилась, она узнала, что Лариса никогда не нуждалась в деньгах. Она и алименты получает приличные, и родители ей хорошо помогают. Однако же она очень любит пользоваться тем, что одна растит своих детей и ищет тех, кого легко разжалобить и использовать… Таких, как Марина…
— Она уже весь подъезд достала, ей дверь давно никто не открывает, — рассказала Тамара. – А вот ты появилась, новый человек, она и принялась за старое… Это же так удобно. Сегодня морковка, завтра сахар, потом крупа… А в итоге неплохая экономия на продуктах… Как говорится, наглость – второе счастье!
— Зато я стала чувствовать, что денег с трудом хватает, когда Лариса начала постоянно что-то просить… Спасибо Эльвире Анатольевне, что поставила её на место. Я бы, наверное, ещё долго терпела…
— Твоя свекровь – молодец! И она абсолютно права: никому нельзя позволять пользоваться собой… Это ещё хорошо, что Лариска не начала у тебя денег просить… Не успела просто…
— Да уж, — вздохнула Марина, ещё раз мысленно поблагодарив Эльвиру Анатольевну…















