Арина пролистала ленту новостей еще немного и… ну да, вот очередная фотография Павлика. Восьмилетний сын стоит, вытянувшись, как струна, и за руку держит такую же легонькую, почти нереальную партнершу. Оба улыбаются во весь рот – у партнерши он слегка щербат, но кого это волнует, когда пара заняла первое место в области?!
А вот и подпись.
«Мой самый лучший в мире, самый талантливый внук – победитель! Впрочем, у меня никогда не было никаких сомнений в этом. Я всегда знала, что Павлик добьется высот, и он это начал делать чуть ли не с рождения. Помните, я рассказывала вам, как рано он научился читать? А как танцевал уже в два года? И теперь он, и его партнерша Милена – чемпионы области! Это только начало!»
Арина поморщилась. Фотография была не ее – она-то давно уже не выкладывала в соцсеть фото Павлика, разве что под замком для друзей, в число которых свекровь почему-то (вот сюрприз!) включена не была. Эту картинку взяли с официального сайта танцевальной школы. Фотография была очень красивой, снимал профи… Танцевальную школу не попросишь убрать контент под замок, для нее чемпионы – это повод привлечь побольше детей.
Павлик зашел на кухню, утянул печенье из вазочки, хрумкая, устроился у Арины под боком, заглянул в телефон и поморщился совершенно как отец.
— Мам, бабушка опять мои фотки постит?
— Опять, — кивнула Арина. С сыном у нее были отличные отношения.
— А можно мы не поедем к ней на выходных?
— У нее юбилей, сынок. Пятьдесят пять лет. Нам всем надо там быть.
— А почему надо?
— Потому что это вежливость, уважение… – Арина понимала, как слабо звучат ее аргументы. Ее воспитали очень вежливой девочкой, временами даже безответной. И она до сих пор не могла толком объяснить сыну, отчего нужно – по социальным правилам и «что люди подумают» — делать то или это.
— Бабушка же не была на моем седьмом дне рождении, хотя даже дядя Вова из Астаны приехал, — рассудительно сказал Павлик. – Только фотки вывесила, которые ей тетя Галя переслала. Давай и мы так сделаем! Не пойдем, а фото запостим! – и тихо добавил: — Папа тоже не хочет идти.
Арина подумала.
— Давай сделаем так: пойдем, но ненадолго. Посмотрим, что будет. Я попробую с ней поговорить. А если она меня не услышит, то это в последний раз. Хорошо?
— Хорошо, — серьезно кивнул Павлик.
Свекровь у Арины была моложавая, активная. Когда только поженились с Игорем, Арина даже радовалась: ее собственная мама, потерявшая интерес к жизни в шестьдесят, не отрывалась от телевизора, и никакой активностью ее было не соблазнить. Уже начались проблемы со здоровьем… Свекровь же, Ирина Тимофеевна, хоть и потеряла муж давным-давно, была бодра. Работала, читала детективы, встречалась с подругами и в жизнь молодой пары активно не лезла. Казалось бы, рай.
Проблемы начались, когда родился Павлик. Нет, Арина не была из тех девушек, которые считают, что им все обязаны. И свекровь не обязана сидеть с внуком, Арина сама прекрасно справлялась! Но, увидав, какой Павлик милый (даже младенцем он был прехорошеньким), Ирина Тимофеевна вдруг решила, что это почему-то ее заслуга. Ее и Игорька генетика, хотя Павлик был на Арину больше похож. Да и пусть бы себе думала! Но свекровь начала хвастаться внуком в соцсетях.
Арина не сразу сообразила, к чему это ведет. Она спокойно делилась фотографиями, а через полчаса они же оказывались на странице у свекрови с гораздо более длинным текстом. И из текста этого как-то ненавязчиво следовало, что Ирина Тимофеевна проводит с ребенком чуть ли не больше времени, чем мать. Напрямую свекровь никогда об этом не писала, но какие выводы можно сделать из поста: «Наш Павлик на прогулке, сегодня такая замечательная погода, такое удовольствие пройтись!»? Вывод только один: свекровь гуляла с внуком в парке. Хотя на самом деле там гуляла Арина.
Потом Павлик проявил способности к танцам. В четыре года его отдали на бальные, и преподаватели пришли в восторг: врожденная пластика, а главное – желание и талант! Павлик очень хотел танцевать и невероятно быстро учился. Ох, тут настал для Ирины Тимофеевны звездный час!
Бальные танцы – это не в кружок лепки пару раз в неделю сходить. Это ежедневные занятия, иногда – очень ранние выезды на соревнования по области и соседним городам, костюмы, логистика… Игорь очень много работал, Арина тоже, но при этом родители умудрялись все успевать. Пару раз Арина рискнула попросить помощи у свекрови. Та что-то обещала туманно – и всегда оказывалась занята. А фотки появлялись в ее соцсетях с завидной регулярностью.
Арина психанула и закрыла свой аккаунт. Но оставались снимки из танцевальной школы, видео оттуда же, Игорь иногда скидывал маме фото… На общих семейных сборищах свекровь трещала о талантливом внуке. Павлик не любил этого, но бабушке не возражал. И только сейчас высказался.
«В последний раз, — решила для себя Арина. – Если она меня не услышит, то все».
В субботу всей семьей поехали к Ирине Тимофеевне. На юбилей собралось много народу, и, конечно, свекровь была в центре внимания. Увидев Павлика, просияла:
— А вот и мой любимый внук! Сядешь со мной рядом?
— Я лучше с мамой, — Павлик отступил назад. Свекровь нахмурилась было, но тут же снова заулыбалась.
— Ну, конечно! А потом покажешь, как танцуешь?
Обычно Павлик соглашался. Однако тут твердо сказал:
— Нет.
— Ариночка, деточка, пойдем, поговорим, — сладко пропела Ирина Тимофеевна.
— И я пойду, — вдруг сказал Игорь. – Паш, посиди пока в телефоне, хорошо?
— Ага, — повеселел тот.
Вышли на кухню, где никого не было. Из гостиной доносился шум и звон бокалов.
— Вы чего меня позорите? – с ходу накинулась на невестку и сына Ирина Тимофеевна. – Почему Павлик не слушается?
— Когда вы его видели в последний раз до этого дня? – поинтересовалась Арина. – Почему, хотя я вас просила не выставлять его фото, вы продолжаете это делать?
— Он мой внук! Я им горжусь!
— И не приехали к нему на день рождения.
— Я занята, у меня был прием у врача…
— Мам, это перешло границу, — заговорил Игорь, положив руку Арине на плечо. – Ты у нас не была около года. При этом Павлик каким-то образом твой любимый внук. Я не обращал внимания, но он уже сам не хочет к тебе ехать.
— Этого не может быть, он меня любит. И вообще, он на меня так похож! Ты не можешь запретить мне говорить о нем!
Игорь внимательно посмотрел на мать, повернулся к Арине и сказал:
— Мы уезжаем.
— Как?! – задохнулась от возмущения свекровь. – Почему? А как я перед гостями буду объясняться?
— Уверен, ты что-нибудь придумаешь. Сочинять у тебя получается отлично.
Уже в машине Арина сказала:
— Не знаю, стоит ли тебе насовсем ссориться с матерью. Все же она…
— Конечно, — поморщился Игорь, — совсем общение не прекращу. Но… Ты сама понимаешь.
— Понимаю. А поехали-ка в развлекательный центр! – предложила Арина, и Павлик улыбнулся и закивал. – Нам срочно нужно мороженое!
…На следующий день свекровь выложила фото с подписью:
«Любимый внук пришел ко мне на день рождения» — и случайный, смазанный снимок Павлика. Арина хотел позвонить свекрови, но решила, что все уже ясно, и скандалить дальше бесполезно. Некоторые люди неисправимы.















