Василису воспитывал дедушка Анисим. Родители ее погибли, когда ей было пять лет, поэтому она их не помнит. В общем-то у Анисима была трудная жизнь. Рано похоронил жену, сына, оставалась только дочь, которая и родила Василису. Но тоже не случилось ей прожить долго.
Василиса любила дедушку, он — единственный родной человек, и Анисим обожал внучку. Пока подрастала, носилась с мальчишками наравне по деревенским улицам, была постреленком и даже могла подраться, постоять за себя.
Но прошло время, и Василиса превратилась в тоненькую, нежную девушку. И вот уже собралась замуж за Антошку, с которым дружила с четвертого класса, и сидели за одной партой. Не у всех подростков чистая дружба перерастает в истинную любовь. Но у них это получилось. Так и любили друг друга.
Анисим часто сидел со слезами на глазах:
— Эх, жаль не дожила моя Марьюшка до этого дня, жаль не дожила моя дочка, не видят они, какая славная девчонка получилась из Василиски. Воздушная красавица, Антошка надышаться на нее не может.
И вот уже недавно прошла свадьба Василисы и Антона, счастливое событие для них. Несмотря на то, что торжество было скромное, но молодые не стали отказываться от традиционных свадебных обрядов. Был и выкуп невесты, был каравай, веселое застолье, а самое главное – трогательное венчание в местном храме.
Анисим смотрел на это завораживающее действие в храме со слезами, они сами катились из глаз. Обидно было, что он один родной человек здесь у внучки. Невеста была хороша, в свадебном белом наряде в облачке фаты напоминала полупрозрачную фею. Он был рад, что женихом был Антон.
Жили молодые отдельно, отец Антона давно построил для сына дом неподалеку от своего, в который он привел свою жену. С дедом Василиса общалась постоянно, привозили ему из города продукты, если ехали по делам, лекарства, созванивались каждый день.
Анисим все чаще сидел на завалинке своего дома, старел.
— Чего уже мне ждать, с каждым днем жизнь моя идет на убыль, — рассуждал сам с собой. -Правнуков надо дождаться.
Шло время. Позвонила Василиса и резко проговорила.
— Деда, мы с Антошкой ждем ребенка, но он не должен родиться.
Слова внучки прозвучали резко, Анисим даже вздрогнул.
— Но почему, — ошарашенно спросил он.
— Нам сказали, что ребенок может родиться с лишней хромосомой, сам понимаешь, что это такое, что это за синдром, — он слышал, как Василиса заплакала и отключилась.
Анисим не успел ничего проговорить. А ведь он должен успокоить свою внучку, и сказать, чтобы не боялась и не расстраивалась. Набрал номер внучки, она ответила.
— Василинка, не совершай такой грех, ты должна дать жизнь своему ребенку. Не бойся, вырастим, все будет хорошо, — но внучка отключилась, ничего не ответив.
Анисим был расстроен, ошарашен, но точно знал, что малыш ни в чем не виноват.
— Неужели внучка повторит нашу судьбу, — думал он.
Он вспомнил, как ему сообщила Марьюшка, что носит их первенца. Она была счастлива, столько искренней радости было в ее глазах, она и сама была похожа на ребенка.
Больше пятидесяти лет назад, пришел Анисим из армии и женился на Марье. Она честно ждала его. Потом вместе ожидали ребенка. Он оберегал ее, не давал поднимать тяжести. Раньше даже не знали пол ребенка, пока он не родится.
Когда родился сын, Анисим долго не мог поверить своему счастью. С гордостью держал на руках маленький сверток. Пока медсестра, что пришла к ним домой не обратила внимание на черты крохи, несвойственные обычным детям.
— Обратитесь к врачу, вам все объяснят, — сказала медсестра.
Анисим с Марьей, взяв сына, отправились в районную детскую поликлинику. Здесь они впервые услышал о том, что их сын особенный, родился с лишней хромосомой.
— Не питайте особых надежд, — говорил врач-педиатр, — у вас в деревне нет никаких возможностей для развития таких малышей. Разве что привыкнете и не будете обращать внимания, и он сможет для вас стать солнечным лучиком.
Врач сказала правду, они не раз убедились в ее словах. Но растили своего Сереженьку в любви и ласке. А потом родилась дочь Аленка, нормальный и веселый ребенок. Конечно Сережа отличался от нее.
Односельчане по-разному относились к ребенку, кто считал его инвалидом, некоторые жалели его, но родители считали, что у них нормальный сын.
Сережка рос добрым и чутким мальчиком, очень любил животных. Учился в школе, развивался по мере своих возможностей, много сил вкладывали в него Анисим и Марья. Повзрослев, Сергей работал на ферме, он еще в подростковом возрасте помогал отцу выращивать поросят, телят, помогал по хозяйству.
А как он любил свою сестренку Аленку. Когда она подросла, уже сама могла опекать брата, они вместе подолгу любили гулять в лесу, собирали полевые цветы, и больше всего любила, когда брат ее раскачивал на качели.
Дети уже были взрослыми, когда случилось горе в семье. Умерла Марья, резко заболела, все тянула, не обращалась в больницу, а потом уже было поздно. Похоронил Анисим любимую жену, горевал… Хорошо, что рядом были дети, они тоже были в шоке.
Справились как-то. Но ровно через год умер Сергей. В тот год Алена собралась замуж, и тут такое несчастье.
— Папа, свадьбу с Мишей перенесем на следующий год, ничего подождем, — сообщила она отцу.
Анисим был благодарен дочери. Тяжело все это. Друг за другом ушли жена и сын. Свадьбу дочери Анисим провел достойно, свадьба была, как и у всех в то время. А через полтора года родилась любимая внучка Василиса.
— Папа, вот тебе подарок, Василинка в тебя вдохнет силы и радость.
И правда, Анисим словно помолодел, когда играл с внучкой, гулял с ней, а она тоже обожала деда. Василису родители часто оставляли с дедом, потому что уезжали по работе. Михаил работал водителем, Алена и товароведом и продавцом в одном лице, привозила из города товар, иногда уезжали в область за товаром. В одну из таких поездок не вернулись, погибли оба в аварии.
такая была судьба у матери и сына
Анисим часто вспоминал своего сына, солнечного мальчика, который смотрел на мир с добром и радостью, Марья тоже любила сына. Но вот так случилось, так распорядилась жизнь, такая была судьба у матери и сына. Не дал им Бог долгой жизни.
Анисим после смерти дочери воспитывал внучку. Это она дала ему силы и терпения, украшала его жизнь, ему нужно было о ней заботиться. И вот Василиса позвонила и выдала такое. Она теперь на перепутье. История повторяется.
— Про Сергея она почти ничего не знает. А надо было мне рассказывать о нем, — думал он и решил поговорить с внучкой.
Через день позвонил ей.
— Василинка, приходите с Антоном ко мне, я хочу вам кое-что рассказать.
— Хорошо, деда, придем, — пообещала она.
Дождался Анисим своих любимых внуков, начал с того, что Сережа был лучиком света в их жизни с Марьей.
— Мы любили и берегли своего сына, как зеницу ока. Сережка был добрым. Однажды он рискуя своей жизнью, вытащил из весенней полыньи маленького котенка, потом вырастил его. Животных он очень любил. На ферме был агрессивный бык Букет, почему его так назвали, никто не знал, но Букета все боялись. А за Сергеем бык ходил, как собачка и слизывал с его руки сахар. Почему-то любил он Сергея. Да много чего было в жизни. Настоящий солнечный лучик был наш Сережка, — рассказывал Анисим.
Он видел, как Василиса плакала, слушая деда, Антон гладил ее по плечам, успокаивал. А она машинально поглаживала свой животик. Антон был на стороне деда Анисима и считал, что их ребенок должен родиться. А Анисим очень уважал его за это.
— Василиночка, я всегда буду рядом, — говорил Антон жене, — это наш с тобой первенец, ребенок должен родиться. Мы с тобой будем любить его.
Слушая Антона, у Анисима словно тяжкий груз упал с плеч. Не струсил Антон, не стал настаивать на избавлении, а поддержал жену. Анисим видел, Василиса приняла решение, она будет рожать.
— Все будет хорошо, Василинка, воспитаем, и я первый помогу тебе, — радовался дед.
Шло время. Никто ничего не знал, кроме Анисима. Антон даже своим родителям не говорил о предположении врачей. В положенный срок родила Василиса хорошенькую девочку Машеньку.
Родилась Машенька совершенно здоровенькой, очаровательной. Анисим, наверное, больше всех был рад правнучке.
— Я же говорил вам, я же говорил вам, — не уставал повторять Анисим, а мать Антона так и не поняла, о чем говорит Анисим, все молчали, зачем лишние разговоры.
Машенька наполнила их дом счастьем, теплом, заливистым смехом.
— Деда, как здорово, что врачи ошиблись, — говорила Василиса, целуя свою ненаглядную доченьку.
А для Анисима было важно, что прислушалась к нему внучка и не сделала необдуманный и страшный шаг, да и муж ее поддерживал. Василиса с уверенностью говорила до рождения дочки:
— Каким бы ни родился наш ребенок, здоровым или нет, он будет для нас настоящим лучиком света, мы будем любить его таким, какой он будет.
Анисим очень гордился своей внучкой, ну а правнучкой тем более.















