Николая в деревне считали справедливым, да и он всегда так о себе думал.
— Раз я — глава семейства, значит мое слово — закон, — думал он, — и я имею полное право делать так, как считаю нужным. Вот и жена моя Клавдия всегда соглашается со мной.
Работал Николай в колхозе, работал допоздна, дети росли можно сказать без него. Рано утром уходил, поздно вечером возвращался, даже и не заметил, как дочка с сыном выросли.
— Коля, Танюшка-то наша замуж собралась, — вдруг выдала Клавдия мужу.
— Как, когда успела вырасти? А там глядишь и Гришка захочет жену в дом привести, — заволновался Николай.
— А как ты хотел, время летит, дети растут, забыл, как сам-то когда-то… отвечала жена.
— А кто жених у Танюшки-то? Наш деревенский, — интересовался он у жены.
— Нет, городской. Влюбилась в него дочка, мы с тобой ничего не поделаем, к свадьбе будем готовиться.
Достаток в семье Николая был небольшой. Но дочь старшая-любимица. Поэтому и решил Николай все честь по чести сделать.
— Отгрохаем свадьбу Танюшке по всем правила, — сказал он жене, — не пожалеем денег на свадебное платье, и богатый стол с разными вкусностями. Пусть люди долго помнят Танюшкину свадьбу.
Свадьба отгремела, отплясала на всю деревню. И правда запомнили односельчане свадьбу дочери Николая, потом долго еще говорили на каждом углу:
— Такого торжества и праздника давно мы не видывали у нас в деревне…
Прошло совсем не много времени, тут и сын Гришка сказал.
— Подаем заявление в загс с Верой, скоро роспись, бать. Так что готовьтесь с матерью к свадьбе.
Николай задумался. Потратились они с Клавдией на свадьбу дочери, а где денег взять на свадьбу сыну?
— Сынок, ты уж прости, но нам не до шика. Сестре недавно свадьбу отгрохали. Танюшка вроде, как старшая сестра твоя, поэтому и пришлось все сделать по высшему разряду. Ну а тебе давай по-семейному, распишитесь с Веркой, да дома посидим по-родственному.
Обидно немного стало Григорию, да что поделать, если отец так сказал, видимо и правда потратились, пришлось согласиться. А куда деваться?
— Сынок, ну а после свадьбы вам придется жить в доме бабушки. Наш-то дом невелик, да и сестра твоя с мужем живут здесь. Тесновато будет, если еще и ты с Веркой сюда придешь. А там глядишь и бабке повеселей будет и поможете ей. Да и Танюшка уже беременная, появится ребенок, совсем тесно будет.
— А я что, я согласен, у бабки, так у бабки, тем более моя Вера тоже уже ждет ребенка.
— Ну вот и решили, — обрадовался Николай, что сын быстро согласился.
Прошло время и теперь у Николая с Клавдией появились два внука, старший Коленька, дочка в честь деда назвала сына, и младший Ванечка, Вера с Григорием назвали в честь ее отца.
Ивана, отца Веры уже не было в живых, не дожил он до этого радостного дня, хороший был человек, и Николай его знал, все-таки односельчане.
Коленька с Ванечкой росли быстро, уже и ножками топают, разница в возрасте между внуками невелика, всего-то пять месяцев. Оба справные, улыбчивые, ручонки тянут к деду и бабушке. Коленька жил с ними в доме, а Ванечка приходил с родителями.
Старший внучок так и вертелся возле деда, он только присел во дворе на скамейку, как внук уже на руки к нему забрался.
— Ты мой родненьки Коленька, внучок мой любимый – говорил Николай, обнимая своими натруженными руками внучка.
Клавдия наготовила еды, поджидают Григория с семейством, сегодня внуку Коленьке день рождения. Наконец во двор вбежал Ванюшка и бегом к деду, увидев, что на коленях у него Коля, тоже решил забраться.
— Привет, Ваня, привет, — поздоровался с ним дед. – Ну-ну, ишь ты какой прыткий, тоже ко мне на колени хочешь, ну подожди Коля здесь, тебя чуть позже возьму, ты же тоже наш, — проговорил Николай. – Место-то занято, иди пока к папе.
Ванюшке стало обидно, даже хотел разреветься, но Григорий взял сына на руки. Он неоднократно уже видел, как Колю балует дед, а с Ванюшкой был почему-то холоднее. Видели оба с женой, что старший внук им ближе, и балуют его больше.
Григорий с Верой похоронили бабушку, у которой жили в доме, и решили перебраться в другую деревню. Григория туда пригласили, как хорошего мастера по ремонту сельхозтехники, разбирался он во всех этих железяках. И дом справный там ему выделили, а бабушкин дом старый был.
Уехали Григорий с Верой и Ванюшкой в соседнюю деревню, но совсем недалеко, всего-то в пяти километрах. Дочка Татьяна с мужем и Коленькой уехали в районный город. Так и не прижился городской зять в деревне, ничему не научился. Даже пристрой к дому для Татьяны и ее семьи сделали Григорий с отцом, а зять палец о палец не ударил. Думали так и будут все вместе, но уехала дочь.
Не забывали дети Николая с Клавдией, навещали часто, особенно Григорий с Верой и Ванечкой. Приезжали часто и всегда не с пустыми руками, то платочек матери привезут, то бритву отцу, а то и так, что-то нужное в доме. Особенно старался Ваня, когда подрос, умел многое делать своими руками, хотелось внуку для деда что-то приятное подарить.
Николай особо не радовался, а внуку так хотелось, чтобы дед его похвалил, но он просто говорил:
— Зачем это? Ну да ладно, пригодится в доме, пусть будет.
Ванечка расстраивался и не мог понять, почему не угодил деду и в следующий раз старался еще больше. Татьяна тоже приезжала к родителям, но реже и одна.
— Моим мужчинам некогда ехать в деревню. Муж работает, а Коленька занимается плаванием, да еще ходит на кружок рисования.
У Клавдии день рождения. В доме переполох, она с утра от печки не отходила, готовила, пироги пекла.
— Радость-то какая у нас! Приедут Григорий с Верой с внуком Ванькой, — говорила она Николаю, — да еще дочка с мужем и Коленькой. Давно не видели старшего внука, небось большой уже, редко они бывают у нас.
Приехал Коленька и привез бабушке в подарок рисунок. Вроде как зайчик на картинке и не беда, что на мышку чем-то смахивает, главное привез, но дед похвалил.
— Молодец, бабушке сам нарисовал? Мой родной внучок, — прижимал к себе его.
А Ваня смотрел, как дед обнимает Колю, и ему стало завидно, что его никогда не приласкает дед, не обнимет, никогда не скажет, что родной он, а просто — наш внук и все. А тут еще бабушка Клава для Коленьки костюмчик достала новый и шоколадку с конфетами, балует его.
оба подумали об одном и том же
На подарок Вани, красивый домик, который выжигал он всю неделю, никто и не посмотрел, не до него было. Остался лежать на столе.
Григорий с Верой переглянулись. Оба подумали об одном и том же. А Григорий даже вышел из дома и закурил.
— Ну почему так. Моя Вера каждую неделю к ним приезжает, тяжелые сумки таскает с продуктами, помогает матери готовить, стирать и убирать в доме. А сестра раз в полгода наведается налегке, хоть бы конфетку привезла, и скорей уезжает. Зато мать с отцом нагружают ей полные сумки. А нам мать сунет пакет, какой останется от Татьяны, — думал Григорий.
Никогда не понимал сын отца и мать, почему такая разница в их любви к внукам. Да и к Татьяне с ним тоже. Григорий рукодельный, помогает во всем отцу, а он все это принимает, как должное. Зато, если вдруг Татьяна приезжает, это для них праздник.
Шло время. Вот уже и внуки закончили школу. Коля поступил в институт, дед не нарадуется.
— Вот голова у внука, инженером будет.
Ваня пошел в армию. Тяжеловато приходилось им без внука, который каждые выходные приезжал на велосипеде из своей деревни и помогал им. Огород вскопает, а то и помогал деду крыльцо починить. Но бабушка все чем-то недовольна, не так вскопал, не так выкопал.
Зато всегда хвалит Колю, который и глаз ни разу не показал в деревню, хвалит, чтобы Ваня слышал это.
— Учится Коленька, большим человеком станет, некогда ему к нам приезжать, не до того. Знания получает, ума набирается.
Ваня из армии пришел, и уже все его зовут Иваном. Возмужал, крепкий, весь в отца. А дед с бабушкой стареют. Уже и силы не те, и немощность какая-то наступает. Многое не под силу, по утрам с постели трудно подниматься стало. Но у них есть помощник внук Иван. Все, что нужно сделает. А внук Николай выучился в институте, но почему работает не инженером, а менеджером по продажам. Дед с бабушкой не понимают, что это такое. Но, наверное, большим человеком стал их внук.
Иван заочно окончил сельхозакадемию и работает главным агрономом в родных краях. Уважают его односельчане. Женился Иван на местной девушке Олечке, красивой и нежной. Она приезжая, работает учителем в школе.
А внук Николай до сих пор не женат. Перебирает.
— Нет сейчас хороших девок для родного Коленьки, нет, — говорит Клавдия, — вот и до сих пор не женился. Он у нас умный и красивый, попробуй найди ему под стать девушку, — объясняет она соседке, когда та интересуется внуками.
Теперь уже Иван с Олей приезжают на машине к деду с бабушкой и вдвоем помогают им. Оля постирает и приберет, иногда и наготовит еды.
Вот и сегодня уехали Иван с Олей, а дед Николай окликнул бабку.
— Слышь, Клава, мы уж совсем с тобой старые, надо завещание сделать на дом-то наш. Хоть и старый он, но все равно, надо сделать, как положено, по правилам. Как ты думаешь?
— Думаю, как и ты, — отозвалась бабка. – Оформлять будем по справедливости – на внука Николая, он ведь старший.
— Согласен, вопросов тут и быть не может, — проговорил дед. – Вот в следующий раз приедет Иван, ему и скажем, пусть поможет нам все оформить.
На сей раз у Николая тоже не возникло никакого сомнения, что он поступает неправильно. Нет, он всегда прав и справедлив, и даже в глубине души его не возникло сомнение в своей правоте.
— Правда Ванька-то тоже вроде, как внук и рядом с нами всегда, — вдруг откуда всплыла мысль у Николая, но тут же улетучилась.















