– Мама, а я сегодня видел бабушку Веру! – подросток изучающе смотрел на мать. – Мы с ней разговаривали.
– И о чем же, Вадик? – Ольгу смутил взгляд пятнадцатилетнего сына.
…Со своей свекровью Верой Васильевной она виделась лет тринадцать назад. Характер у женщины был, мягко говоря, сложным. В то время отношения свекрови с отцом Вадика были натянутыми, хотя порой они созванивались. Но в один прекрасный день все рухнуло.
Ольга хорошо помнила, как это было. Она кормила сына из бутылочки, когда свекровь позвонила мужу. Тот включил связь на максимальную громкость, чтобы жене тоже было слышно.
– Сынок, – свекровь была необычно взволнованна, голос дрожал и срывался, – После вашего ухода я никак не могу найти свою шкатулку. Ты же знаешь, в нижнем отделении там деньги, приличная сумма! А в верхнем – все мои украшения. Ты ничего не хочешь мне сказать!?
– Мама, ты в своем уме!? – прорычал Сергей в трубку.
Ольга дернула мужа за рукав, покачала головой, давая понять, что не стоит так разговаривать с матерью. Муж сердито оттолкнул ее руку. Она увидела, как побагровело его лицо:
– Ты хочешь сказать, что мы ушли вместе с твоей шкатулкой!?
– После вас ко мне никто не приходил! А сама она уйти не могла! – голос женщины набирал силу.
Сын ответил еще громче:
– В таком случае, у тебя одна дорога: в полицию! Иди пиши заявление, пусть разберутся!
– Ты прекрасно знаешь, что я этого никогда не сделаю! Поэтому вы и решились на это! Не знаю, кто именно, ты или Оля. А может, оба!?
Сергей бросил трубку. Он был взбешен, у него сильно дрожали руки. Ольга никогда не видела его таким.
– Да не переживай ты! – попыталась она успокоить мужа. – Сейчас все обыщет и найдет свою шкатулку! Еще прощения у нас просить будет!
– Все, с меня хватит! Этого человека для меня больше не существует. И для тебя тоже!
Свекровь так и не позвонила. Они не знали, нашлась шкатулка или нет. А если пропала, то кто мог ее взять? Но Сергея это уже абсолютно не интересовало.
И только когда Вадику, сыну Сергея и Ольги, исполнилось пять лет, свекровь нашла мальчика. Пришла к нему в детский сад и в присутствии воспитателя поговорила с внуком. Подарила ему большого плюшевого зайца и сделала фото на память.
С тех пор на каждый день рождения Вадика она находила возможность пообщаться с ним. Чем старше он становился, тем дороже были подарки, которыми она радовала мальчика…
…Все это мигом пронеслось в памяти Ольги.
– Странно, – глядя на сына, произнесла она. – До твоего дня рождения еще далеко. Чего хотела от тебя бабушка?
– Она сказала, что она сильно заболела. Не сказала чем. Говорит, что скоро умрeт… — немного помолчал мальчик. — Она просто хотела со мной увидится.
– Как она выглядит?
– Очень хорошо. Я даже удивился, что она болеет. Но в больницу ее не положили. Она дома.
– Нужно будет папе сказать, может он захочет ее проведать.
Но мальчик сказал матери только половину правды. Он не рассказал о самом главном, ради чего позвала его бабушка.
– Вадик, – начала женщина, когда они пили чай у нее на кухне. – Врачи говорят, что мне осталось два-три года. Я не боюсь смeрти. Но не могу умереть спокойно, потому что грехи меня крепко держат на этом свете. У меня есть тайна, которая меня гложет много лет. Мне нужна помощь.
Вадик давно для себя решил, что отношения бабушки и родителей его не касаются. Он любил эту одинокую, добрую к нему, ухоженную, но стремительно стареющую женщину.
– Бабуль, я сделаю все, что ты хочешь. Только не говори про смeрть, ты совсем не похожа на больную, – с улыбкой попросил он.
Женщина прослезилась:
– Ты единственный близкий мне человек, который добр ко мне. Но я знаю, что заслужила нелюбовь и даже ненависть остальных. Я совершила много ошибок, и все они связаны с твоим отцом. Мои ошибки больно и страшно отразились на судьбах еще нескольких человек.
– Я слушаю, бабуль, рассказывай, – подбодрил бабушку Вадик, видя, как трудно дается старушке признание, которое она собирается сделать.
– У тебя есть родной брат. Женя. Девятнадцать лет назад твой отец встречался с его мамой. Она не нравилась мне, и я настояла, чтобы они расстались. Мила сказала нам с Сережей, что беременна, но мы решили, что это ее проблема.
– Получается, у нее родился сын и это сын папы!? – Мальчик был сражен услышанным.
– Да, Вадичка, – бабушка боялась поднять глаза на внука. – Когда ему исполнилось пять лет, Мила с Женей пришли ко мне. Оба были такие неопрятные, какие-то жалкие, нечесаные… Я напоила их чаем. Мне было неприятно на них смотреть, и я сказала, чтобы они больше ко мне никогда не приходили.
– И что дальше?
Бабушка совсем поникла и тихим голосом продолжила:
– Потом у меня пропала шкатулка с ценностями. Я была уверена, что ее взяли твои родители, потому что пропажа обнаружилась после их ухода. Но тогда я совсем забыла, что Мила была у меня с Женей за день до этого. Я пошла к ним, и пригрозила полицией. Они вернули мне шкатулку.
– Бабушка, я слышал эту историю со шкатулкой. Но почему ты сразу не сказала родителям, что она нашлась?
– А как я могла сказать? Тогда пришлось бы рассказать про Милу. А главное, про то, зачем она ко мне приходила. Она ведь просила помочь ей и ребенку. Я не хотела говорить про Женю, чтобы не разрушать вашу семью!
– А что с ними сейчас?
– Несколько лет Мила пила. Женя лет с семи начал подворовывать. Стоял на учете. А однажды чуть не загремел в тюрьму. Вот тогда Мила испугалась, пить бросила. Но было уже поздно. Сына она спасла, но подняться со дна до нормальной жизни у них так и не получилось.
– Но они хотя бы не бомжуют? – Вадик был настолько потрясен услышанным, что уже был готов ко всему.
– Я как про диагноз узнала, ходила к ним. Живут они все там же, в Милиной квартире. Узнала, что у них большой долг по коммуналке. Хотела денег дать…– из глаз пожилой женщины полились слезы, – Так они не взяли.
– Их же могут выселить!
– Да. Но, несмотря на это, сказали, что ничего от меня им не нужно. Мила разговаривала со мной сквозь зубы. А Женя сказал, что ненавидит меня и запретил приходить к ним. Как я когда-то им… Я конечно, сходила в ЖЭК, долг погасила. Но легче мне не стало.
– Бабуль, не переживай! Любую ошибку можно исправить! Я в этом уверен.
– Ой, Вадичка, Вадичка… У меня две мечты: чтобы они меня простили, и чтобы Женя познакомился со своим отцом.
Они еще долго разговаривали. Потом бабушка дала Вадику адрес Милы, и он обещал подумать, что можно сделать.
Вадик решил, что сначала нужно подготовить почву. Ведь если он сразу все расскажет отцу и тот поедет к Миле, его попросту выставят за дверь. Ведь он виноват больше, чем бабушка, поэтому и обойтись с ним могут пожестче.
Из слов бабушки он знал, что брат зарабатывал на жизнь тем, что разгружал грузовые машины, которые привозили продукты в магазин неподалеку от их дома. Он решил дождаться Женю там.
Вечером прохаживался у магазина и ждал машину. Когда она приехала, крепкий симпатичный парень начал таскать из нее в магазин ящики и коробки. Вадик ждал. Он был уверен: это его брат. Тот был очень похож на отца. Дождался, пока уедет машина и подошел к парню.
– Поговорим?
Женя смерил его удивленным взглядом:
– О чем?
– О нас тобой. Тебя ведь Женей зовут?
– Откуда знаешь? – насторожился парень.
– Ты на отца своего очень похож, вот и догадался.
– Ты знаешь моего отца? Это он тебя прислал? – парень с ненавистью смотрел на Вадика.
– Он даже не знает, что я здесь. Я сам по себе. Просто хотел поговорить. Я не собираюсь уговаривать тебя мириться с отцом. Не знаю, простил бы я его, если бы был на твоем месте. Думаю, не простил бы. Но сейчас я совсем о другом. Поговорим?
– Попробуем, – начал потихоньку остывать Женя.
Вадик сказал парню, что он его младший брат. Рассказал, что их бабушка умирает и раскаивается в том, что отвергла Милу и Женю. Корит себя за бездушность и жестокость.
– Не верю я в эту ахинею, – усмехнулся Женя, выслушав мальчика. – Люди не меняются. Кто способен на жестокость, никогда не станет добрым. Небось испугалась, что в рай не пустят.
– Ты прав, жить нужно нормально, чтобы потом не мучиться так, как бабушка сейчас мучатся. Она очень хочет исправить ошибку, хочет, чтобы вы с отцом познакомились и простили ее.
– Ты думаешь, я должен их обоих простить?
– Это твое дело. Можешь не прощать. Но мы с тобой братья. А я всегда хотел, чтобы у меня брат или сестра были. А тут вдруг старший брат! Я как узнал, сначала удивился, а потом обрадовался!
Женя недоверчиво посмотрел на парня, услышав последнюю фразу. Он о брате и мечтать не мог!
– Я тебе свой телефон оставлю. – продолжал Вадик. – Если позвонишь, буду очень рад.
Он продиктовал свой номер, и они расстались. А уже на следующий день Женя позвонил. Ему понравился этот смелый и правильный подросток, и захотелось узнать его поближе.
Они встретились. Сначала Вадик привел брата в ресторан, где Женя впервые в жизни попробовал вкус дорогих блюд. А потом долго гуляли в парке, и Вадик слушал стрaшную историю жизни своего старшего брата и его матери.
– Женя, а давай устроим праздник нашим предкам. У нас с тобой все хорошо. Пусть и им станет хорошо! – предложил Вадик.
– Только ради тебя, – сказал Женя. – Я рад, что у меня появился такой родственник.
– Бабуля, – сразу же набрал ее номер Вадик. – Ты сможешь в воскресенье накрыть стол? Я кое-кого нашел! Того, кого ты так хотела увидеть… Если нет, можем посидеть в ресторане.
– Нет, Вадичка, никакого ресторана! Семейные дела нужно обсуждать в домашней обстановке. Все будет сделано по высшему разряду! Если у меня сердце не разорвется от волнения, что я всех увижу…
А в воскресенье в гостях у бабушки собрались семьи Вадика и Жени.
Братья договорились, что не будут предупреждать родителей о том, ради чего организована эта встреча. Их родители пережили настоящее потрясение, когда увидели друг друга и услышали из уст бабушки ее тайну.
Больше всех был потрясен Сергей:
– Мама, но почему ты мне не рассказала про Женю!
– Потому, сынок, что ты очень хотел не знать про него. Ведь ты знал, про беременность Милы, но совсем не интересовался, чем она закончилась.
Сергей закрыл лицо руками. Поднял растерянные глаза на Милу, на Женю:
– Я виноват! Я так виноват. Мне нет прощения! Как теперь жить?
– Ну вот, – усмехнулся Женя, неприязненно глядя на отца. – Папашка в своем репертуаре. Опять думает о себе любимом. Живи спокойно! Мне от тебя ничего не нужно!
Парень встал и пошел на выход. Вадик бросился за ним. Они ушли.
– Ничего, зато теперь у тебя есть я, – сказал Вадик. – Я не предатель и ты всегда можешь на меня рассчитывать.
А вечером Женя узнал от матери, что бабушка давно оформила на него завещание, в котором оставила внуку свою дорогую квартиру.
А еще сегодня Вера Васильевна достала злополучную шкатулку и разделила свои драгоценности между Ольгой и Милой.
Родные помирились. Но как ни склеивай кувшин, «ранки» на его боках останутся навсегда. Хотя плохой мир всегда лучше хорошей ссоры, особенно когда дело касается семьи…