Монетка провалилась в прорезь копилки и коснулась других монет со звоном. Надя прислушалась. Потрясла чуть-чуть, желая убедиться, что ее копилка в виде панды, наполнилась. Но девочка заметила, что сверху там явно осталось пустое пространство.
В шестилетнем возрасте Надя еще верила в фей и волшебных существ, но уже ответственно подходила к деньгам. Кстати, идея мамина. Девочке давали понемножку на ее расходы, а она распоряжалась. Через месяц Надя сама попросила копилку.
Незабываемое для ребенка чувство, когда он с важным видом достает в магазине свой игрушечный рюкзачок, на котором нарисованы мультяшные герои, и расплачивается за шоколадку.
Надя мигом сообразила, что, если не тратить все, то потом можно купить не мороженое, а, допустим, говорящую куклу. Вот и спросила про копилку.
Родители ей и так все покупали, но инициативу с накоплениями одобрили, конечно.
— Накопилось? – невзначай спрашивала мама.
Надя копила на управляемый кораблик, чтобы ходить с ним к озеру, и все об этом знали. Могли бы купить ей давно. Но девочке было интереснее накопить, а родные умилялись ее стараниям. Так кораблик получится незабываемым.
Многие, наверное, на что-то копили в детстве.
— Еще нет, но дедушка обещал мне денежку, когда в кафе пойдем.
Елена, мама Нади, тайком иногда подсовывала туда мелкие купюры, чтобы Надя не заметила, но накопила быстрее.
— Детский сад, — протиснулся между ними Витя, в уличной обуви расхаживая по чистому ковру.
— Он спрашивает, как твои подружки в садике? Все хорошо? – быстро сориентировалась Елена, переведя разговор, чтобы дочь не подумала, что кто-то насмехается над ее трудами.
Витя был Елене братом. Их родители настолько сильно разочаровались в сыне, что даже не приютили его у себя. Поэтому он околачивался в семье Елены. Пока не прогонят.
— Тебе пойдет молчание, — сказала Елена, когда Надя увлеклась раскраской.
— Я говорю правду. Это же чушь. Зачем ей откладывать по рублю, когда вы имеете возможность купить? И вообще, зачем ей что-то покупать, когда у нее все есть? Ладно. Сходи до торгового центра и принеси игрушку. Чтобы Надя перестала каждую секунду рассматривать копилку и спрашивать, сколько копятся деньги на то и это. Не понимаю, зачем тратить время на такие глупости.
— Ты же тратишь дни на безделье.
— Я самостоятельный. А ребенком вы можете командовать.
— Сам даже суп себе сварить не можешь.
Он ничего не ответил, просто ухмыльнулся и ушел. Куда? Елена, конечно, знала. У него очередные посиделки с друзьями.
***
Поздней ночью в глубине коридора раздавались непривычные шорохи. Витя чуть не свалился, когда скидывал ботинки. Сегодня ему вообще не везло. Да еще и Паша про этот долг вспомнил. Там сумма смешная, но и ее нет. А у Лены просить он не станет, та живенько расскажет родителям, которые и без того к нему предвзято относятся.
Почему-то вот это он сообразил. А то, что открытую копилку Нади, тоже все заметят – нет.
Шорохи раздавались уже у полок.
Витя, стараясь не шуметь, вынес копилку-панду на кухню, открыл дно, которое легко поддалось, и вытащил все бумажки — мелочь ему была без надобности.
***
Елена задела локтем копилку, когда расставляла журналы дочери. Задела и почувствовала, что она полупустая. Также открыла нижнюю часть и увидела, что ничего, кроме мелочи, нет. Понять, кто это сделал, нетрудно. Ни ей, ни мужу такое и в страшном сне не приснится. Но Витя куда-то подевался еще вчера, а Надя уже завтра собиралась поехать с папой за корабликом, перед этим торжественно разбив копилку. И Елене ничего не оставалось делать, кроме как подложить все обратно: она выгребла все мелкие купюры из карманов, сбегала к знакомой и разменяла еще немного, чтобы это выглядело реально.
Елена складывала бумажки и клала их обратно, будто так и надо, когда пришел Витя.
— Твоя работа? – тут же спросила она, пользуясь тем, что дочь в саду.
— Моя?
— Не смешился бы!
— А, панда эта ваша, — Витя пребывал в отличном настроении, — Я же все верну. Через недельку-две. С первой зарплаты. Ну, извини, другого источника не нашел ночью.
— Ну да, а Надя уже завтра в магазин собралась. Представляешь, что было бы, заметь пропажу не я, а она?
— Меньше детей баловать надо.
Вот уж точно. Только это про него.