Вот уже и младшую дочку они замуж выдают. Старшую выдали три года назад.
Татьяна Андреевна смотрела на невесту, на нового зятя, а сама себя вспоминала…
С мужем они вместе в одной организации работали.
Долго встречались, Юра её настойчиво добивался. Татьяна сначала отшучивалась, ей не верилось, что такой видный парень её любит. Ещё бабуля Таню предупреждала, чтобы за красавчика замуж не шла, мол красивый муж — чужая радость.
Но Юра ей нравился, в нём было что-то трогательное.
Он, как и Таня, любил и птиц, и собак и кошек, они их вместе подкармливали. Дома у него жил кот Тимофей, так что своей добротой он окончательно подкупил Таню.
Она с затаённой радостью наконец-то поверила в его любовь и клятвенные обещания, мысленно говоря бабушке, что её Юрочка — не такой, как все, он исключение.
Тем более, что он был тогда ещё немного угловатый в свои двадцать семь, как крупный, только выросший щенок.
Но уже тогда Юрия на работе ценили, считали умным и перспективным , что Татьяну конечно впечатляло.
Татьяне же было двадцать пять, но выглядела она моложе.
Она была совершенно неопытна и конечно не устояла перед его пылкостью. Юрка так по мальчишески за ней ухаживал, так в глаза заглядывал. Ревновал, никого не подпускал, завоёвывал, что она сдалась и они наконец-то поженились.
Татьяна была счастлива.
Ей даже нравилось, что Юра как-то сразу возмужал, на неё больше не смотрел заискивающе. Гордо клал ей руку на плечо, — Ну что, жена, корми мужа обедом!
Татьяна, тогда почти сразу забеременела, на работе долго это от всех скрывала, иначе её бы не повысили.
Они с мужем расплачивались за кооперативную квартиру и ей хотелось побыстрее съехать от свекрови.
Юра теперь даже вечерами оставался на подработку, а Татьяне не разрешал, — Тебе же отдыхать надо, о ребёнке лучше подумай, я сам зарабатываю!
У них многие вечерами оставались, левые проекты хорошо оплачивались. А забота мужа Татьяне была приятна, тем более, что она и правда тяжело переносила первый триместр.
Но держалась, даже Юре не жаловалась, её так так воспитали родители — никогда не жаловаться.
Токсикоз её просто замучил. Особенно когда ближе к обеду от местной столовой, что была в подвале, по этажам вверх поднимался запах столовской еды.
— Котлетки и капуста тушёная!
— Нет, это точно плов, скорее бы обед! — гадали ребята, а Татьяна еле сдерживалась, так её от этих ароматов мутило.
Но потом прошло время и ей полегчало, но зато всем стало заметно её положение.
И тут вдруг к ней подошла Алла, стройная и темноволосая, самая эффектная девушка в их коллективе.
Алла была вся в слезах,
— Таня прости меня, я не знала! Если бы знала, я бы никогда, ты прости и пожалуйста ничего не спрашивай, — ошарашила она Татьяну просьбой.
И при этом наоторез отказалась говорить за что.
Сначала Татьяна решила, что Алла её по работе как-то подставила.
Всякое же бывает в коллективе. А теперь Алла поняла, что она беременна и ей стало стыдно. Ведь беременных обижать не просто стыдно, а ещё и грех огромный.
Ещё бабушка Тане говорила, что тяжёлая на сносях баба силы свои все дитю отдаёт. А её саму сам Господь питает силами, и обидеть беременную — это навлечь гнев божий, который может быть страшен. И в старину те, кто беременную обидел, всегда старался у неё прощение вымолить.
Но по работе у Тани не было никаких нареканий, и Тане пришла в голову другая мысль.
Алла тоже оставалась вечерами на подработку, а на Аллу все заглядывались, Юра тоже её считал красавицей, а вдруг у них что-то было? Ведь Юра Таню не трогал сейчас, говорил, что поберечься надо.
Но и другие ребята оставались вечерами, так что истину не узнать, да и вряд ли такое возможно. Ведь Юрочка её любит, он бы не смог.
Естественно, расспрашивать Таня посчитала постыдным. Да и Алла, несмотря на внешнюю привлекательность, у них считалась немного странной. Мало ли что ей в голову взбрело, и Таня просто забыла этот эпизод.
Жили они тогда ещё у свекрови, к Тане Наталья Львовна прекрасно относилась, поэтому совместное проживание никого не тяготило.
И однажды Татьяна чуть раньше вернулась с работы, и случайно услышала, как свекровь кому-то говорит по телефону, — Не звоните больше на этот номер, девушка! Юра женат, у него скоро будет ребёнок, забудьте этот номер!
Наталья Львовна обернулась, увидела Таню и смутилась, поняла, что она слышала, — Да звонят какие-то его старые знакомые. Ну что поделать, Танечка, Юра видный мужчина, но любит он только тебя, ты же понимаешь? Помнишь Марика, друга твоего свёкра Аркадия Ивановича? У них с Женей чудесная семья, но лет до сорока он чудил. А что тут поделаешь, женщинам Марик всегда нравился. Но ни одной истории, чтобы его с кем-то видели, ни-ни! А теперь он так вообще примерный муж и дед. Молодец его жена Женька, не стала разрушать семью из-за пустых сплетен. Кому бы стало лучше, если бы они расстались? Так что, береги семью, Танюша, и не переживай. Юрочка тебя ни на кого не променяет…
Громкая музыка вернула Татьяну Андреевну к действительности. Объявили танец невесты с папой, и все громко зааплодировали.
Юра вёл в танце их младшую дочь Светочку, и это было очень трогательно.
Сам танец дочери с отцом символизировал то, что отец передаёт заботу о своей дочке зятю. И Юра, покружив Свету, подвёл дочь к Денису, а сам пошёл к друзьям.
» Какая же они хорошая пара. И мне так хочется, чтобы хоть у Светы с Денисом всё получилось» — подумала Татьяна Андреевна.
Младший зять Денис ей самой нравился, хороший парень, повезло дочке. Она им правда командует, но похоже, что Денису это даже нравится.
Света и Денис
После очередного тоста гости пошли танцевать.
Подруга Татьяны Лена танцевала со своим вторым мужем.
Она была крестная Светы, если бы не это, Юра бы её не стал приглашать. Ему не нравилось, что Ленка сама на развод с первым мужем подала, видите ли Виктор ей изменял.
— Раз изменял, значит жена она такая никудышная, а дети тут не причём. Нормальная баба сама семью разрушать не станет, — заявил Юра.
И Татьяна промолчала, она сама всю жизнь не обращала на сплетни о её муже внимание. А теперь что уж говорить, поздно!
Ленка смеялась, когда Костя её обнимал и шептал что-то на ухо. Они уже лет пятнадцать, как женаты, а выглядят до сих пор счастливыми и влюблёнными.
Татьяна оглянулась, ища своего мужа глазами. Увидела, что он стоит с молодёжью и смешит девушек. Он ведь до сих пор мужчина привлекательный.
Потом поискала глазами их старшую дочь Риту. Увидела, что Рита что-то своему Коле выговаривает, похоже не даёт ему выпивать, пока все танцуют. Не складывается у них, она это давно замечала. А Юрий считает, что это хорошая партия, отец Коли его старый товарищ. Да и раз вышла замуж, надо жить, а не скакать, как некоторые.
Татьяна и сама это раньше Рите говорила, и её так воспитывали. А сегодня раздумалась, и так ей стало жалко себя, что не с тем и так она жизнь прожила…
Ленка со своим Никитой наплясалась, стояла вся такая разгорячённая. А он её обмахивал чем-то, держал под локоть и смотрел влюблёнными глазами.
Счастливая Ленка, не побоялась осуждения, ушла и живет в любви.
А Татьяне теперь уже поздно что-то менять, ни к чему уже…
Татьяна Андреевна увидела, как расстроенная Рита встала, глаза почти на мокром месте. Коля ей сказал что-то грубое, а сам пошёл и пригласил кого-то танцевать.
Татьяна Андреевна догнала дочку.
Рита увидела мать и не сдержалась,
— Мама, только не говори мне, что я опять что-то должна и что Коля хороший и надёжный. И что надо было сначала думать, а потом замуж выходить. И что надо родить и тогда у нас всё наладится!
Рита ещё хотела что-то сказать, но Татьяна обняла её, — Ты ничего не должна, дочка. И даже хорошо, что детей у вас пока нет, не слушай никого, уходи. Если сейчас плохо, лучше уже не станет. Это же твоя жизнь и ты обязательно встретишь свою вторую половинку…
Рита удивленно замолчала, а Татьяне Андреевне вдруг стало легко и хорошо.
— Вытри глаза и идём лучше танцевать. У нас сегодня праздник, мы Светку нашу замуж выдаём. И знаешь, так хочется верить, что у них с Денисом всё сложится.
— У Светки точно сложится, — улыбнулась Рита, — Она с детства умела себя поставить с парнями, как надо.
«Скоро внуки пойдут, да и вообще не на что жаловаться, у других и этого нет» — подумала Татьяна Андреевна.
Ей вспомнилось, как та самая красотка Алла замуж так и не вышла. Позже говорили, что она чем-то заболела и Татьяне было её даже жаль. Ведь тогда она её простила, не ей судить.
Каждый сам в ответе за то, что совершил или не совершил.
— Ну что, может пойдём потанцуем? — Татьяна и не заметила, как к ней муж подошёл, — А то скоро нас дедом и бабкой сделают, не до танцев будет!
Он стоял перед ней, уже с животиком, и лысина намечается, но всё равно обаятельный и так по доброму улыбался, что Таня рассмеялась.
» И что я вдруг раскисла? Не хуже других живу, а кого-то может и лучше» — подумала Татьяна, и подала мужу руку…
P.S.
Юра умер через три месяца после рождения внука, от сердечного приступа.
У Светы и Дениса родился мальчик, его назвали Арсений.
Татьяна плакала по мужу и за себя, и за ушедших уже свекровь и свекра. Да и сама она чувствовала опустошение. Похоже она его любила больше по-матерински, чем как жена. Вспоминала его и жалела, что он так себя и не нашёл…
И теперь, когда маленький Арсений обнимает и целует её и смотрит на бабушку глазами, точь-в-точь как у Юрия, она очень счастлива.