Дед и внук

— Лорд, назааааа!!!! – Громкое, протяжное, пробирающее до мурашек «ааа!!!» словно зависло над дорогой и домами. Люди оборачивались, люди выглядывали из окон. Мишка замер на месте, и крик раздирал его горло. Только что на его глазах, Лорд, его пёс, нет больше – его верный друг с рождения, бросился, за неосторожно брошенным кем-то из мальчишек мячом прямо на дорогу. Мишка видел приближающийся на скорости автомобиль, он хотел остановить Лорда, но не успел. Удар, Лорд жалобно взвизгнул. Машина, переехав пса, помчалась дальше, а Лорд так и остался лежать на асфальте, где под ним разрасталось красное пятно.

После этого десятилетний Мишка замолчал. Совсем. Вроде и слышал всех и понимал, но молчал. А иногда и вовсе взгляд был пустым, отсутствующим, а сам Мишка словно тряпичная кукла. Родители были в панике, врачи успокаивали: «У мальчика шок. Поможет время и смена обстановки. Речь и реакции восстановятся».

— Пап, ты уж поаккуратнее. Мы ведь и на море Мишку свозили, и по психологам сколько, всё без толку. Может, свежий воздух, природа, тишина, на пользу пойдут. А мы каждые выходные навещать будем. – Дмитрий, Мишкин отец наставлял деда Егора.

— Не пропадём. – Коротко ответил дед Егор. Хотя у него и были сомнения, виду не подавал.

— Мишенька, помнишь деда Егора? – В калитку, легонько подталкивая впереди себя сына, вошла Лида, Мишкина мама.

Найда, большая, лохматая собака деда Егора тут же, виляя хвостом, посеменила к Мишке. Признала, хоть с последней встречи прошло никак не меньше года. Лизнула безвольно висящую маленькую ладонь, Мишка вздрогнул и отдёрнул руку.

— Ты, пап, собаку подальше пока держи, мало ли что. – Шепнул Дмитрий. Дед Егор неоднозначно крякнув, подозвал Найду к себе.

— Иди, иди, курей проверь. – Дед Егор направил Найду в сторону огорода, где располагался курятник и небольшой загон для кур. Найда послушно поспешила между грядок. – Ну что, пойдём и мы Мишка. В дом пойдём, чай пить. – Пригласил дед Егор.

Дмитрий и Лида, допив чай, засобирались в город. Дед Егор настороженно поглядывал в сторону Мишки, опасаясь слёз и истерики, по поводу отъезда родителей. Но Мишка без особого интереса водил глазами по стенам. Бывал он тут редко, как и его родители. Да дед Егор на это не обижался, молодым своя дорога.

Когда Дмитрий и Лида уехали, дед Егор сел напротив внука, подперев голову рукой.

— Что ж мне с тобой делать? – Спросил он, не ожидая ответа.

По правде сказать, дед Егор имел туманное представление о том, как обращаться с детьми. Хоть и своих было трое: две старшие дочери и сын Дмитрий. К дочкам дед Егор в своё время и вовсе подходить боялся. «Бабы, хоть и маленькие, кто вас разберёт» — говорил он жене, отмахиваясь от воспитания. К сыну подход был другой, Дмитрия он с детства учил разным мужским премудростям по хозяйству, чтоб «настоящим мужиком вырос» — как дед Егор объяснял жене, которая нет-нет, да и корила мужа, за то, что чрезмерно нагружает сына. Дочери позже разъехались далеко, приезжали редко, звонили в основном, да отправляли фото внуков. Да и Дмитрий, хоть и перебрался в соседний город, навещал родителей не часто. Да и Мишку, как это водится во многих других семьях, на лето к бабке с дедом не отправляли. Жена деда Егора умерла три года назад. Дмитрий позвал отца в город, да дед Егор отмахнулся: «Куда там…» Так и жил, сам и порядок поддерживал, и огород не забросил, хоть и не полностью засаживал уже, даже кур не убрал. С хозяйством всё веселее.

— Спать-то тебе, наверное, комнату отведу. Сам тут, устроюсь. А то ведь я утром рано встаю, шуметь буду. Сам понимаешь: Найду накормить, кур опять же. – Объяснял дед Егор. – Ты, Мишка, на завтрак что ешь? – Мишка не ответил. – Стало быть яишенку приготовлю, батон с маслом, варенье есть смородиновое. Я уж два года сам варю. Ну а что, ягоды много, жалко, пропадает. И ты знаешь, хорошее, я тебе скажу, варенье получается. Не хуже, чем баба Маша готовила. Бабушка твоя, помнишь, небось. Да завтра сам попробуешь. Этот год тоже урожай хороший обещается. Лето стоит, тёплое, даже излишне. Поливать замучился. А огурцам как без полива. Если огурцы плохо поливать, горькие будут. Да откуда ж тебе знать. В школе-то, поди, такому не учат. – Дед Егор и сам не заметил, что говорит без умолку. И на колорадского жука, который картошку атакует пожаловался, и на кота соседского, который всё норовит в курятник забраться и «ишь ты, негодник, даже Найду не боится, а уж она его гоняет!». Много ещё чего рассказал. И сам соскучился по разговорам. А Мишка хоть и слушает молча, но всё ж собеседник. Да и смотрит внимательно, будто всё понимает.

Утром, похлопотав по хозяйству и принявшись за приготовление завтрака, дед Егор был в таком прекрасном расположении духа, что даже начал насвистывать себе под нос незатейливую мелодию.

— Мишка, пора вставать. – Позвал дед Егор, когда завтрак был готов.

— Миш, я что подумал, а давай-ка, на рыбалку завтра пойдём. Сегодня то уж поздно, утренний клёв проспали. А вот завтра встанем раненько и пойдём. – Предложил он Мишке, вяло ковыряющемуся в тарелке. Мишка молчал, но снова посмотрел внимательно на деда. – Ну а сегодня чем развлечь то тебя? – Дед Егор призадумался. – Жизнь у нас ту неторопливая, на события не богатая. Зато хлопотная, в огороде дел скопилось – трава попёрла. Да и сарай хотел за лето поправить, покосился совсем. Давай-ка я за работу, а ты будешь моим главным помощником. – Мишка неуверенно качнул головой. – Вот и славно. Ты вот мне так всегда кивай и достаточно. Говорить не хочешь, дак и не говори, а кивать кивай. – Одобрил дед.

За что бы дед Егор не брался, сперва внуку объяснял и показывал, на что какая вещь в хозяйстве пригодна, почему и как нужно делать то или другое. Мишка вертел в руках инструменты, внимательно смотрел, как дед рубанком правит доски, и даже попробовал сам забить гвоздь. Гвоздь согнулся, войдя по серединку.

— Не беда. Тут сноровка нужна. Ещё пару-тройку раз попробуешь и получится. – Дед Егор погладил внука по голове. «Дельный парень растёт, а ишь, какая беда приключилась» — подумал он про себя. Найда крутилась рядом, иногда тыча мокрым носом в голые ноги Мишки. Мальчишка не вздрагивал, но и ни разу не погладил собаку, хоть та и выпрашивала внимание.

Вечером снова сидели за чаем, разговаривали. Как разговаривали: дед Егор рассказывал про своё детство, про юность, а Мишка слушал.

— Сегодня пораньше ляжем. Чтоб клёв не проспать. – Напомнил дед. Мишка кивнул.

Как и предполагал дед Егор, Мишка и удочки ни разу в руках не держал.

— Эх, городские. – Приговаривал дед, помогая мальчишке набить руку. – Клюёт же Мишка, клюёт! Тяни! Ох, и добыча! Ушицы сварим. – Похвалил дед Егор, первый улов. Глаза у Мишки заблестели, как та самая рыбёшка, трепыхающаяся на крючке.

— Так, поглядим, что тут у нас. – Подсчитывал улов дед Егор. – Это, вот, Мишка, ёрш, смотри какой…А это… — По дороге домой дед Егор ещё много рассказал о рыбах, которых можно выловить в местной речушке. Мишка шагал рядом, задирая голову, чтоб лучше слышать. Найда виляя хвостом сопровождала рыбаков.

Уху варили тоже вместе.

Так и повелось у деда с внуком, всё делать вместе и много разговаривать. Мишка больше в ступор не впадал. На вопросы деда кивал или мотал головой. А на вторую неделю, когда родители приехали проведать сына, Мишка уже улыбался.

— Миш, а ты в домино играть умеешь? – Спросил как-то вечером дед. Миша замотал головой. – Научить? – Миша кивнул и улыбнулся, глаза горели любопытством. – Что ж смотри, правила простые… – Начал объяснять дед, доставая с полки небольшую коробочку.

А потом, на целую неделю зарядил дождь, да такой сильный, как из ведра. Дед Егор выходил временами на двор или до магазина, но большую часть времени дед и внук гремели пятнистыми костями. Причём Мишка лупил по столу даже азартнее деда.

— Эх, распогодилось сегодня. Промнёмся. – Обрадовался дед Егор, выходя на крыльцо. – Мишка, айда проверим, может грибы после дождичка такого пошли. Позавтракаем, это понятно. – Согласился он, глядя, как Мишка намазывает маслом ломтики батона. – Варенье, варенье не забудь. – Напомнил дед. – Мишка поднял вверх указательный палец.

В лесу было сыро, трава и земля хлюпали под ногами, местами скрывая сапоги по щиколотку. Найда фыркала, от мокрых травинок, щекочущих ей нос, но не отставала от хозяев.

— Эх, рано, чутка просохнуть бы, а там грибы махом полезут. Ничего, подышим, засиделись дома. А грибы я очень люблю, рыжики в сметане, или грузди солёные. Жарёха тоже хорошо. Вот например, белые грибы, знаешь, где лучше всего растут? – Мишка мотнул головой, и дед Егор принялся рассказывать. В какой-то момент дед Егор так увлёкся, что не заметил под ногой торчащий корень, споткнулся, поскользнулся на мокрой траве и съехал в овраг, вдоль которого они шли. Мишка напрягся, Найда притормаживая когтями, поспешила вслед за хозяином. Овраг был не глубокий, но, на беду, как раз здесь начиналось болото, размокшее ещё больше после ливней. Дед Егор попытался встать на ноги, но тут же увяз в жиже по самые колени.

— Ты только не волнуйся, Миш. Я сейчас, сейчас. – Кричал дед, чтоб успокоить внука. – Назад , Найда, назад. – Отгонял он собаку. А ноги между тем всё больше уходили в трясину. – Сейчас, сейчас. – Повторял дед Егор. Погрузившись уже по середину бедёр, он пытался зацепиться за тонкие ветки, растущих рядом хилых деревьев. Мишка метался вдоль оврага, не зная, что делать. Он схватил валявшуюся рядом толстую ветку и присев на корточки съехал вниз. Дед Егор ухватился, Мишка тянул, что было сил, но это не помогало.

— Миш, беги за помощью, не справиться нам самим. Беги. Помнишь, на краю ферма, дядьку Семёна помнишь, ходили к нему комбайн смотреть. – Торопливо объяснял дед, Мишка испуганно кивал. – Беги к нему, позови, это не далеко. Я продержусь. Палку, палку оставь.

Мишка, вскарабкавшись по мокрому склону, побежал, что было сил. Сердце громко стучало в груди, слёзы катились из глаз, но Мишка бежал.

— Ты чего это? – Семён ещё издали заметил бегущего мальчишку. Узнал.

— Дядя Семён, там дед в болото провалился! – Выпалил Мишка.

— Сашка, бегом ко мне! — Окрикнул Семён кого-то. – Показывай дорогу! – Это уже было адресовано Мишке.

Успели. Дед Егор, увязший по середину груди, обхватив палку, держался.

— Ладно, малец твой быстро всё объяснил, не растерялся. – Отдышавшись, сказал Семён. Все четверо сидели на краю того самого оврага, мокрые, запыхавшиеся, но теперь уже спокойные.

— Объяснил? – Дед Егор удивлённо глянул на Мишку.

— Дедушка, я так за тебя испугался. – Всхлипнул Мишка.

— Ничего, ничего, всё позади. – Дед обнял внука и погладил по голове. «Вон оно как» — подумал он про себя.

Через два дня Дмитрий и Лида приехали проведать сына. Ещё за забором они услышали громкие щелчки, и весёлый голос деда Егора.

— А вот, так! А как оно? – Громкий щелчок.

— А вышли все единицы с пятёрками, вот тебе и рыба, дед! – Следующий щелчок был ещё громче.

Дмитрий и Лида переглянулись, сомнений быть не могло, это был Мишкин голос. Родители поспешили в ограду и замерли на входе. Посреди двора, на двух берёзовых колодах сидели дед и внук, между ними, установленная ещё на две колоды, располагалась доска, усыпанная костяшками домино.

— Сколько очков? У меня пятнадцать. – Азартно спросил Мишка.

— Твоя взяла. – Махнул рукой дед.

— Найда, мы победили! – Мишка погладил лежащую у ног собаку. – Давай, дед, ещё раз.

— Отчего бы и нет. – Поддержал дед.

Лида утёрла скатившуюся слезу и улыбнулась.

— Теперь на все каникулы будем сюда отправлять. – Сказал Дмитрий и обнял жену.

 

Источник

Оцініть статтю
Додати коментар

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: