Соня смотрела, как кудрявый мальчишка разбегается и бросается на руки к высокому мужчине с криком — «папа!».
К ее папе.
А про братьев Соня и слыхом не слыхивала.
Она зашла за угол, подумала, что ей это привиделось, и выглянула снова, присматриваясь.
Мальчик лепетал без передышки:
— Папа, а у нас в садик фотограф приходил, мама тебе альбом покажет! Ты придешь ко мне на утренник? Правда-правда? Поклянешься на мизинчиках? Папа! Папа, а у меня железная дорога теперь есть. Придешь к нам и поиграем, да? Папа, папа, папа…
Соня ловила все, что говорил ее… брат? По отцу?
Да нет, обозналась…
Разочарование в отце было настолько велико, что Соня, слыша его голос и видя его самого в 5 метрах от нее, все думала, что обозналась.
И, когда папа прошел рядом, Соня закуталась в палантин, который носила вместо шарфа, чтобы он ее не заметил, и сама подсознательно уже точно приняла то, что это ее отец.
Но разум еще сопротивлялся.
— Нет, нет, не может этого быть.
Родители-то не в разводе!
У папы есть вторая семья, где есть сын, который также бежит к нему с криком «папа», как бежала сама Соня, пока была мелкой. Но они с папой уже не так близки, как в те времена.
Соня должна была понять, что что-то происходит! Просто обязана была понять, догадаться, вычислить его… Когда ей было 10-12 лет, тогда и произошел этот раскол! Тогда у папы родился сын!
Соня уже опаздывала в кино, подруга ее заждалась.
-Сонь, ну, как это называется? Условились же, что встретимся ровно в 7! Что ты в этот раз не опоздаешь! Я тебя жду обычно по полчаса, мне это уже поднадоело. Сегодня, уж я даже проконтролировала тебя перед выходом — позвонила и спросила, точно ли ты спускаешься уже и выходишь, чтобы не ждать тебя потом на морозе. Тебе идти 8 минут! Я по навигатору посмотрела! Ближе, чем мне! И ты опять опоздала!
Гневную тираду Лина заготовила заранее, пока мерзла под козырьком кинотеатра.
— Лин, я папу видела…
— Римского!?
— Нет. Своего.
— Тогда почему опоздала и что это за такое событие — папу видела!? Так ты его каждый день не по разу видишь. Как-никак, живете-то в одной квартире.
— Видела папу и какого-то мальчика, которому он тоже папа.
— Так и говорил? Папа?
— Да!
Лина бочком продвигалась к дверям — погреться. Уже в кинотеатре, у касс, на сеанс они, конечно, не пошли, Лина выразила свои сомнения:
— Сонь, тебе издалека показалось, я думаю. Твой отец на такое не способен… Не то, что мой…
Лина уже прошла через все это. У ее отца тоже другая семья, правда он не жил двумя жизнями годами, а развелся сразу, как там родился ребенок. Лина прошла через все — через отчаяние, дикую обиду на отца, через скандалы родителей, ведь мама не хотела давать ему развод.
Утешением для Лины была их дружба с Соней. У Сони же, с ее семьей, Лина и проводила дни напролет, когда дома вспоминали друг другу все проступки родители. Потом отцу надоело это размазывать, и он развелся в одностороннем порядке, просто через суд.
Соня сопереживала подруге… Но не представляла, что однажды окажется на пороге такой же истории.
— Как сказать об этом маме? — Соня начала кусать ногти. Привычка из раннего детства, от которой ее с огромным трудом отучили.
— Ни в коем случае не говори маме! — уставилась на нее Лина в шоке, — Спятила? Если тому мальчике уже лет 6-7, то твой папа лет 6-7 это успешно от нее скрывает, при этом и из семьи не уходит. Живут, как жили и раньше. Не впутывай в это маму! Я видела, что бывает при разводе… Выброси из головы и все! Считай, что это сон, или мираж, или ты слишком впечатлилась сегодняшним фильмом, на который мы, кстати, уже не попали. Но ничего не говори маме! Сейчас у тебя отец, внимание которого приходится делить с другим ребенком, но отец хоть есть, а, если скажешь маме, у тебя никакого отца не будет! Сонь, это же не твой муж или парень, это отец. Не лезь в это!
Соня не послушалась.
Горькая правда лучше сладкой лжи. А, если она тоже начнет врать маме, то чем тогда она будет лучше отца? Да ничем.
Мама досматривала какой-то фильм про потерявшуюся собаку. Видно было, что она плакала.
Когда экран телевизора погас, Соня решилась на разговор.
— Мама, а ты… не замечала никаких изменений и странностей в папе?
— Ну, он купил себе квадроцикл. Это считается странностью в 46 лет?
— Нет, наверное. ты знаешь, что… — Соня уже не знала, как правильно подобрать слова, и выпалила, как есть, — Что у папы есть сын?
Телевизор снова включился. Мама сдавила пульт — и нажалась кнопка. Мама посмотрела на Соню без каких-либо эмоций на лице и поставила своим ответом дочь в тупик:
— Я надеялась, что ты сможешь этого избежать… И никогда не будешь замешана в наших разборках.
— Так… ты в курсе? Давно?
— Я даже видела фотки с выписки.
Вдруг подумалось, что развод – не худший исход. Что она, Соня, даже не будет долго плакать, если родители расстанутся. Это несравнимо с тем, какой обреченный сейчас у мамы взгляд.
— Ты прощаешь ему это? То, что у него второй ребенок??
— Третий…
Телевизор снова замолк. Соня неверящим взглядом буравила маму. Третий??
— А… кто тогда второй? — задала несмелый вопрос Соня.
— Ты.
Больше нет смысла врать и увиливать. Если бы Соня не узнала про эти похождения, про брата, то смысл не посвящать ее в это был, а уж, сказала «А» говори и «Б». К тому же, Соня ни за что не уступит — захочет собрать всю правду до последней крупицы.
Враньем тут уже ничего не склеить.
И Елене так тошно уже от этого вранья…
Своим детям такое не рассказывают, но Елена начала отвечать и уже не смогла остановиться.
— Ты, наверное, задаешься вопросом, почему я не ушла от него, не обвинила его ни в чем, не развелась, — продолжила мама, — Но это мой бумеранг. Я знала, на что иду. Всегда это знала. Когда-то у твоего отца была жена. Любимая и любящая. И все у них было, как в мелодраме с хорошим концом, пока не появилась я… Я бы и хотела тебе сказать, что твой отец, именно он, сделал первый шаг, но тогда я тебе совру. Нет. Он даже не посмотрел на меня. А я за ним бегала, как фанаты бегают за своим кумиром, как на чудо на него смотрела. У него в той семье был ребенок. Тоже, кстати, мальчик. Мы так и познакомились: я работала в частном садике, куда этого парнишку водили. Чаще водила мама. Иногда приводил и Гоша. Я все делала, чтобы Гоша на меня посмотрел! Наряжалась на работу, как на праздник каждый день! И вот многие другие мужчины смотрели, а он — ни в какую. Конечно, атмосфера детского сада вообще не располагала к подобному, и я придумала уловку — я «случайно» оказалась на том же курорте, на который он улетели с женой, чтобы отпраздновать Новый год. Я слышала, куда они собирались. Да и их сын был очень болтливым… Гоша на празднике немного перебрал, и я… подсуетилась. Потом сама привела его жену и показала, как он спит в моем номере.
Соня никакую реплику в диалог не вставила, огорошенная услышанным, и Елена усмехнулась:
— Я понимала, что некрасиво разбивать чужую семью. Но я не считала себя разлучницей. Повторюсь — его сын был болтливым ребенком, я всегда могла услышать, как Гоша ругался с женой, и как она его обзывала. Их семья бы долго не продержалась. И, раз долго она не продержится, то я подумала, не страшно, если я чуть помогу ему с разводом. Не я, так кто-то другой поможет. Или Гоша просто устал бы от бесконечных размолвок и закидонов жены. Тогда мне казалось, что я единственная и неповторимая, его истинная любовь, а жена — это так, предисловие к книге. Но, если бы не я, они бы не развелись…
— Но ты его не на аркане тащила, мам, — ответила Соня, — Не на привязи держала.
— И да, и нет. Вина на нем. Но и моя роль в этой истории немалая, — мама выглядела обреченной, — Но тогда я думала, что особенная для него. Я не знала, что была не единственной. Да и не первой, с кем он гулял. С воспитательницей его сына он не хотел… переходить на «ты», но не потому, что запутался в своих чувствах, а потому что боялся огласки. Слишком близкое знакомство у меня было с его семьей. И ничего бы не было, если бы я не оказалась такой напористой, и не поставила всех уже перед фактом. Но я была не первой…
— Почему же ты все еще с ним?
— Потому что люблю. И потому что это… это как бумеранг. Я сама теперь в роли его жены. Прохожу по тому же пути, только вот терять я его не планирую, потому никаким глупеньким девочкам меня перед фактом поставить не удастся, как сделала это я.
Они, видимо, друг друга стоят.
— Девочки, я дома! — возглас папы пронесся по квартире.
И мама побежала его обнимать.
— Такое ощущение, что я вообще не знаю тех, с кем живу, — прошептала Соня.