Сколько себя помнила, Даша всегда мечтала стать частным сыщиком. Ей нравились книги и фильмы о Шерлоке Холмсе. И она часто видела себя героем приключений. В школе очень любила разгадывать загадки, искать улики.
Отчасти ей удалось осуществить свою мечту. И она стала экспертом-криминалистом.
Правда, проработала на этой должности всего три года. Потом ушла в декрет со старшей дочерью. А еще через три года родился сын. И в годик он стал инвалидом по зрению.
Пришлось оставить работу и все мечты. Мальчик требовал особенного ухода, так что ни о какой работе не могло быть и речи.
Старшая сестра брата любила, придумывала для него разные игры, учила ориентироваться в квартире. А когда они ходили на улицу, всегда смотрела по сторонам, чтобы младшего братика кто-то случайно не обидел.
Он различал лишь свет. И больше ничего, не видел даже силуэтов. Даша так и не смогла смириться с тем, что сын у нее болен.
Практически каждую ночь она размышляла о том, что же сделала не так, почему у нее родился такой ребенок. Но ответов не находила. Женщина вела здоровый образ жизни. И муж тоже. Но случилось то, что случилось.
В остальном Вовка был отличный парень. Развитый физически, умный. Казалось, слепота не доставляет ему больших хлопот. Особенно дома он отлично ориентировался, полностью сам себя обслуживал.
Каждое утро Даша садилась в старую машину и везла сына в специализированную школу. А старшая дочь шла в школу самостоятельно.
Ей вообще рано пришлось стать самостоятельной, потому что все мамино внимание уходило на Вовку. А Тамара занималась собой сама.
Она хорошо училась. Сама прекрасно готовила домашние задания, потому что и маме и папе было некогда. Сама готовилась к олимпиадам и в итоге окончила школу с золотой медалью. На вручение диплома в школу пришли всей семьей.
Вовка аплодировал громче всех. Он хоть и не знал, как выглядит старшая сестра, но был уверен, что она самая красивая из всех.
– Я бы хотела уехать учиться в столицу, — сказала Тамара после вручения диплома. Она долго готовилась к этому разговору. Но почему-то была уверена, что мама не разрешит. Скажет, что за Вовкой нужно присматривать, что она нужна дома или еще что-то.
– Конечно, доченька! Я сама училась в Академии. И знаю, что такое столичное образование. Если ты поступишь, мы будем тобой очень годиться!
– Обязательно! — сказал отец. – Высшее образование с твоей умной головой просто необходимо. Поэтому, конечно, поезжай.
Тамара выбрала менее романтичную профессию, чем мама. Она решила стать экономистом.
– Потом вернусь к нам на завод и подниму его с колен, выведу в лидеры, — мечтала дочка.
– Ты главное, учись хорошо, а судьба сама тебе подарит нужное направление.
Папа вообще был фаталист. И считал, что если что-то суждено, того не обойти. К болезни младшего сына он относился абсолютно спокойно.
– Значит, так надо, — говорил он жене, когда та начинала плакать от отчаяния. – Значит, нам нужен этот урок. Значит, мы должны пройти все трудности вместе.
***
Тамара легко поступила на выбранную специальность и заселилась в общежитие.
В комнате уже жили две девочки. И Тамара, от природы веселая и легкая в общении, быстро с ними подружилась и нашла общий язык.
Девочки уже окончили первый курс, все знали. Рассказывали Томе много интересных историй из жизни университета. И, конечно, делились местами, где можно познакомиться с парнями и устроить свою личную жизнь.
Зная эти места, девушки, тем не менее, оставались в этом плане неустроенными. Все романы были мимолетными. Но они надеялись на лучшее. И верили, что с новой подругой снова окунутся в приключения.
Однако, Тамара оказалась очень ответственной студенткой. И первые два года вытянуть ее куда-то было практически невозможно. Она была на всех лекциях, вечерами готовилась к семинарам и практическим работам. А на выходные уезжала домой, где ее ждала любящая семья.
Но на третьем курсе все изменилось. Тома влюбилась. Случайно столкнулась в коридоре с парнем. Как в кино. У того выпали учебники из рук.
Тамара бросилась помогать. Вместе посмеялись, поговорили. Девушка собралась идти дальше. Но парень остановил ее:
– Скажи, как тебя зовут?
– Тамара.
– Какое красивое и редкое имя! Настоящая царица!
– Спасибо! В школе меня чаще называли бабулькой.
– Нет, царица! Дай мне, пожалуйста, свой телефон!
– Почему бы и нет?
Так началось их общение. Всегда ответственная Тома начала еле-еле готовиться к занятиям, все больше времени посвящая прогулкам.
Саша был из маленькой деревни. Учился тоже на третьем курсе. Правда, должен был стать финансистом.
– Зачем в твоей деревне финансист? — смеялась Тома.
– Кто сказал, что я хочу туда вернуться?
– Не хочешь?
– Нет. Я был единственным ребенком в своей деревне. Меня забирали на школьном автобусе и отвозили за двадцать километров учиться.
– Хорошо, что не пешком и не на велосипеде.
– Действительно. Мне даже невесту там негде найти.
– А я вот хочу вернуться в родной город, поднять его. Вообще, там очень красиво, люди добрые. Завод производит продукты из пластика. Но как-то у них все не налажено. Вакансий очень много. Я надеюсь отучиться и вернуться туда.
– Утопия это хорошо.
– Ну почему же. У меня все получится.
Они расставались на лето, но постоянно созванивались, писали друг другу сообщения. Сашина деревня была очень далеко от города, в котором жила Тамара. Поэтому нежная встреча состоялась только в сентябре, когда они вернулись на учебу.
– Я не хочу с тобой расставаться никогда, — шептал Саша на ухо Тамаре, нежно гладя девушку по спине. — Я думаю, следующим летом мы должны пожениться.
– Так уж и должны, — смеялась Тамара.
Но сама думала о том же. Она была влюблена в этого очаровательного парня в очках.
Ей нравилось слушать его рассказы о деревенской жизни, лесе и реке. О том, как он делал раскопки возле руин церкви. И ей захотелось самой туда съездить.
– После зимней сессии съездим. Правда, раскопки вряд ли устроим. Там снега по грудь наметает.
Так Тамара впервые не приехала на каникулы домой. Больше всех тосковал Вовка. И обижался на сестру. Как она могла его бросить?
***
После летней сессии Тамара приехала домой с женихом.
– Мама, папа, Вова — это Саша. Мы хотим пожениться.
Родители приняли парня благосклонно. Он им понравился, скромный, не слишком красивый. А это значит, что женщины не будут на него бросаться. Такой парень — надежный.
Опять же, много чего умеет делать руками, потому что вырос в деревне.
– Можно я потрогаю твое лицо? — спросил разрешения Вовка. – Так я вижу.
– Да, конечно, — разрешил Саша.
И младший брат Тамары аккуратно поводил пальцами по лицу Саши, определил очки, легкую щетину.
– Люби мою сестру и не обижай, — сказал он серьезно после осмотра.
– Конечно, Володя, обещаю.
Его поселили в комнате Тамары. Сама девушка спала в комнате брата на матрасе. Это позволило им по полночи болтать.
– Ты уверена в нем? — переживал Саша.
– Конечно! Он милый, трудолюбивый, никогда меня не обижает!
– Пусть только попробует! Моя трость только с виду легкая и тонкая. Но если применить силу!..
– Вовка, все будет хорошо! Не ревнуй! Не могу же я, в конце концов, всю жизнь жить с родителями и с тобой
– Это понятно, сестра. Я просто очень переживаю!
Тамара понимала, что брат ревнует.
Ведь все детство она была с ним. Она была его глазами. Брат часто вспоминал, как сестра описывала ему деревья, озеро, небо, людей вокруг. И вот она уехала, а скоро вообще будет жить с чужим мужчиной и не будет приходить домой.
– Вовка, и ты женишься. Будем встречаться по праздникам, дружить семьями!
– Да кому я нужен!
– Ты красавчик. И невероятно добрый! Я б за такого замуж пошла!
Они смеялись. В соседней комнате Саша тоже не спал. Он представлял, как будет жить в этой квартире с Тамарой.
Потом, может быть, смогут куда-то переехать. Все лучше, чем в деревенском доме с мамой, папой, двумя дядями, бабушкой и дедушкой.
Тем более, если на заводе есть много вакансий, то смогут оба туда устроиться. А может, и жилье от завода дадут. Тогда вообще все отлично сложится.
Тамара ему нравилась в качестве спутницы жизни. Была у него в университете недосягаемая зазноба-сокурсница. Но с той все понятно, она в его сторону даже не смотрела.
А Тома полюбила, с семьей познакомила. Близкая, добрая, уютная, родители хорошие. Брат, правда, пугает. Но ничего, привыкнет. Сашка и не к такому привыкал.
Вспомнилось, как закрывали его в школьном туалете. Как обижали одноклассники за то, что он лучше всех учился, был любимчиком у учителей. Вспомнил, как мечтал поскорее уехать и уехал. Все у Сашки складывалось, как он хотел. Главное, не бояться мечтать.
***
Пятый курс они проучились в эйфории. Несмотря на то, что нужно было готовить дипломный проект, они часто встречались, планировали свадьбу. И в августе поженились.
Свадьбу играли в родном городе Тамары. По этому случаю туда привезли родственников Саши из деревни и сняли для них квартиру. Друг у парня был один, из университета. Со школы он никого приглашать не хотел, просто не выносил этих людей. Ему хотелось начать новую жизнь, с новыми знакомствами.
Родители Томы очень удивились, когда молодые объявили, что будут жить с ними под одной крышей.
– Нужно хоть пару зарплат получить, посмотреть, какими средствами мы располагаем, чтобы понять, что делать — квартиру снимать, или строить.
– Что ж, не вижу никаких проблем, — сказал отец, выслушав доводы. – Мне просто казалось, что молодая семья всегда стремится жить отдельно. По крайней мере, у нас так было.
– Мы, видимо, более прагматичные, папа. — сказала Тамара.
Они стали жить все под одной крышей. Отдельно Тома готовила себе с мужем, отдельно мама готовила себе, Вовке и мужу. На кухне мирились. С ванной тоже получалось мириться.
Нет ничего более постоянного, чем временное. Молодая семья прожила с родителями под одной крышей два года. С детьми они не спешили. Тома была погружена в работу, следовала своей идее.
А вот Саша сильно не перетруждался. С работы приходил рано. Когда дома был только Вовка, которого он вообще за человека не считал. Саша, казалось, забыл, что парень не видит, но все прекрасно слышит. Однажды брат услышал такой разговор Саши:
– Ой, да всё нормально. Она на работе своей помешалась, вообще ничего не замечает. Я домой даже после встречи с тобой раньше ее прихожу. Ни о чем не беспокойся.
Что Вовка мог поделать в этом случае? Ничего. Он инвалид. его легко обмануть, толкнуть, обидеть. Рассказать сестре? Она точно не поверит. Тома считает, что муж у нее идеальный.
Правда, она как-то жаловалась, что зарплата у него не такая большая, как она рассчитывала. Но, возможно, это временное явление.
Теперь Вовке стало понятно, почему у Саши маленькая зарплата и куда уходит ее часть.
У него на телефоне был быстрый набор маминого телефона. Дождавшись, когда Саша выйдет из квартиры, Вова набрал маму и все ей рассказал.
– Без улик Тома ни во что не поверит, — тут же сказала мама. Сыну она поверила сразу. Надо продумать, как собрать доказательства.
И Даша придумала. Быстро придумала.
Главным действующим лицом должен был стать сын, которого зять ни во что не ставил и не боялся. Вовка должен бы проследить за неверным мужем сестры и снять все на телефон. У Вовки был такой аппарат, который управлялся всего несколькими кнопками, в которых парень отлично разбирался.
Была проблема, как доставить парня к месту свидания. Но этот вопрос Даша взялась организовать сама.
Отцу решили пока ничего не говорить, потому что он разобрался бы с обидчиком дочери голыми руками, не вникая в подробности и не задавая вопросы.
– Ты должен еще раз подслушать, когда он назначит встречу. И расскажешь мне. Когда он выйдет, я буду за ним следить. Даже интересно, кто его пассия и куда они пойдут.
***
В итоге Вовкину роль немного сократили.
Пускать незрячего инвалида по следу здорового мужчины было опасно. Тот мог тихо напасть. А потом докажи, что это сделал именно Сашка, а не какой-то хулиган. Поэтому Вовка должен был просто слушать.
После окончания школы он пока сидел дома, читал специальные книги. Ждал квоту на обучение программированию для слабовидящих.
Саша часто забывал о существовании парня. Когда тещи не было дома, он начинал звонить любовнице, заливался соловьем. Но никогда не произносил, где собирается встречаться и когда. Видимо, об этом они договаривались по переписке. Или прямо на работе.
Но Вовка всегда был начеку. И однажды Саша проболтался.
– Скажу, что поеду к родителям, сумку соберу. А сами поедем в тот отель у озера, помнишь? Лесной. Я уже и домик забронировал. В пятницу вечером заберу тебя, отлично проведем время.
С кем Саша собирается ехать, Вовка так и не знал. Имени тот не называл. Но время и день запомнил.
Вечером он стал свидетелем разговора.
– Я поеду к родителям. Надо проведать. В пятницу уеду, в воскресение вечером вернусь.
– Хорошо, конечно, — устало ответила Тома. – А я на выходных отлежусь. Отлично!
В Вовке кипела ненависть, но он не подавал виду, что о чем-то знает.
В пятницу вечером Сашка взял сумку и ушел. Через несколько минут из квартиры выскользнула Даша с телефоном наготове. Машины у зятя не было. Видимо, он собрался забирать любовницу на такси, а потом ехать на вокзал.
Так и оказалось. Увидев девушку, которую забирает Саша, Дарья опешила. Это была лучшая подруга Тамары, которая усиленно расхваливала ее мужа. Вот и пристроилась, решила отхватить себе кусочек счастья.
Они пешком отправились на вокзал. В ожидании маршрутки обнимались. Похоже, не сильно переживали, что кто-то их может увидеть и донести жене.
Поскольку Даша знала название отеля, она вызвала такси и поехала туда раньше. Это было недалеко.
Притаилась за деревом. Сняла видео, как Саша вместе с Томиной подругой за руку заходит в отель. Интересно, как они записались? Было бы у Даши удостоверение, она бы все узнала. А так, давно уже уволилась. Приходилось рассчитывать только на себя.
По дороге домой Даша просматривал материал:
– Вот теперь ты, дружок, у меня попляшешь, — смеялась теща, просматривая фото и видео.
Вернувшись домой, Даша тут же показала дочери фотографии и рассказала, где их сделала и когда. Вовка тут же присутствовал, нервничал. Когда отец приехал с работы, совещание еще не было окончено.
– Да я сейчас туда поеду и…
– Все поедем! — скомандовала Даша.
Они загрузились всей семьей в машину и вышли неподалеку от отеля. Он состоял из десяти шале. Под покровом темноты не сложно было обойти все и попробовать выяснить в каком именно остановился Саша с любовницей.
Нашли быстро. Голубки расхаживали по третьему шале в халатах не сильно заботясь о конфиденциальности. Даже шторы не закрыли.
Вся семья поднялась на крыльцо. В дверь постучал отец. Громко, настойчиво.
Дверь открыл Сашка. У него были испуганные глаза. Когда он увидел тещу с тестем, а за ними жену и Вовку, то все понял. Попытался оправдаться.
– Это не то, что вы думаете! Я вам сейчас все объясню!
– Да уж, конечно, не то, что мы думаем! — кричал отец.
Подруга из домика так и не вышла.
– Вещи твои я сложу в сумку и оставлю в твоем кабинете, — еле слышно сказала Тамара. Ее душили рыдания. – Какой ты негодяй! А ты, — повысила голос Тома, чтобы подруга услышала, – Я тебя ненавижу! Чтоб глаза мои тебя никогда не видели больше.
Всю дорогу домой Вовка успокаивал сестру, которая рыдала на его плече. Он был рад, что приложил руку к выведению мужа сестры на чистую воду.
– Я ему сразу не верил, — говорил Вовка. – Не плачь. Найдем тебе мужа получше, почестнее.
Саша и Тамара развелись. Он уехал с любовницей в другой город, потому что оставаться на заводе было невозможно. Ему устроили настоящий бойкот.
А директор открытым текстом угрожал, что если Саша не уволится сам, он найдет, за что от него избавиться.
Тома так и осталась жить с родителями. Пока через пять лет снова не вышла замуж за парня с завода и не ушла жить в его квартиру.
Вовка тоже устроил личную жизнь. За него вышла замуж одноклассница, тоже незрячая девушка. И вместе они жили под присмотром родителей Вовки.