На Дарью напала ностальгия по своим родным местам, давно не была в деревне, с тех пор, как похоронила мать. На кладбище только и приезжают с мужем, но редко, и то с трассы на машине проезжают сразу до кладбища, деревня остается в стороне.
— Рома, хочу в деревню наведаться, что-то потянуло меня в родные места, — говорила она мужу.
— Так давай сгоняем в субботу, я не против. Пока еще тепло и сухо, конец августа. Потом пойдут дожди, раскиснет там дорога, сама знаешь деревенские дороги…
Подъехав к дому, Дарья даже ахнула. Родительский дом, стоял покосившийся, даже и не родительский, его строил еще дед Семен. Они жили с бабушкой и детьми, а потом уже мать Дарья со своей дочерью и сыном. Отец Дарьи рано умер, она его и не помнит.
старый дом
Дом порос бурьяном, никакой тропинки, большая и старая черемуха так наклонилась над крышей, того и гляди скоро упадет и раздавит старый дом. Впереди шел муж и палкой раздвигая бурьян протаптывал тропинку во двор. Дарья увидела старую яблоню, на которой висели созревшие яблоки и еще больше валялись в траве. Любимая яблоня матери.
Как же не хотелось матери, чтобы Даша выходила замуж за Кольку, местного парня. А дочь влюбилась в него и никого ей кроме него не надо.
— Дочка, про твоего Кольку только плохое и говорят в деревне: пьет, скандалит, с матерью все время ругается. Хотя оба друг друга стоят. Ну куда ты собралась, в их семье не будет тебе жизни. Анна злая и завистливая, на ферме ни с кем не может дружно жить. А тебе придется с ней жить вместе, — много раз пыталась остановить она дочь.
Да куда там. Разве послушает Даша, влюбилась и все ей казалось вокруг прекрасным, любовь застилает глаза.
— Мама, не переживай. Как только начнем с Колей вместе жить, он бросит пить, он меня слушается, потому что любит меня. А тетя Аня уже сейчас называет меня дочкой, — успокаивала Даша мать.
Но кому она все это объясняла? Скрепя сердцем, пришлось согласиться матери с выбором дочери. Свадьба была шумная и веселая, как обычно в деревне почти все приходят на свадьбу. Даша красивая, а Коля не мог оторвать взгляд от своей невесты. Казалось, счастье их настигло и всегда будет сопровождать по жизни.
После свадьбы Даша стала жить в доме мужа и свекрови. Вначале все было хорошо, но вскоре муж стал приходить с запахом спиртного, она ему сделал замечание:
— Коля, мне не нравится, что ты опять пришел навеселе.
— Не нравится? Ну тогда вот, получай…
Пьяный муж сильно избил жену, прошел всего месяц после их свадьбы. Плачущую невестку Анна жалеть не стала, а высказалась злобно, нахмурив брови:
— Сама виновата, нечего улыбаться другим мужикам, когда здороваешься с ними. Какой муж будет терпеть легкомысленную жену?
Даша ничего не ответила Анне, знала, лучше промолчать, иначе ей же будет хуже. Собралась и ушла к матери.
— Чтобы больше ноги твоей в том доме не было, — чуть ли не плача говорила мать, увидев синяки на дочери.
Прошло три дня. Протрезвевший муж появился в их доме и чуть ли не на коленях уговаривал жену вернуться домой. Но Даша не согласилась. Долго ходил Колька и все трезвый, просил прощения. Но вода точит камень, оттаяло сердце Даши, уговорил муж ее вернуться, пообещав бросить свои привычки.
Не поднимал больше руку на Дашу муж, но все равно пил и устраивал дома скандалы. В очередной раз Даша хотела уйти к матери, но вдруг поняла, что ждет ребенка.
— Коля, бросай свои привычки, у нас с тобой будет ребенок, — сообщила она мужу, когда тот был трезв.
Кольку словно подменили. Пить бросил, пылинки сдувал со своей беременной жены и все говорил:
— Сын будет у нас, Я очень хочу, чтобы сын родился, Мишка.
Свекровь была черней тучи, когда в доме наступил лад и мир. Не нравилось ей, когда в доме тихо. И сын вдруг перестал плясать под ее дудку.
— Ну ничего, Дашка, устрою я тебе веселую жизнь, — глядя на невестку, думала она.
Хитрая и злобная при сыне ничего не говорила невестке, а когда тот был на работе изводила ее. Заставляла таскать воду в ведрах из колодца, копать огород, придумывала для не тяжелую работу.
Но все-таки Бог смилостивился видимо над Дашей, родила она сына Мишку, как и хотел муж.
Коля был счастлив, помогал с сыном, с рук его не спускал. Жить бы, да радоваться. Но рядом была злобная мать Анна. И чем радостнее было лицо сына, тем мрачнее становилась мать. Даша заметила, что мать часто стала закрывать дверь на кухню, и что-то говорила сыну, а Колька становился все злей.
— И чего она опять там поет ему в уши, — переживала Даша, понимая, хорошего ничего от свекрови не стоит ждать. – Как только поговорит с матерью за закрытыми дверями, разговаривает со мной грубо, злится. К Мишаньке не подходит, — но спросить боялась.
Долго ждать не пришлось, быстро выяснилось все. Пришел Колька пьяный с работы, и вновь ударил жену.
— Оказывается все деревня говорит, что сын не мой. Говори от кого родила?
Даша вмиг поняла, о чем ему наговаривала свекровь. От обиды и боли ничего не стала говорить, да и что толку, все равно муж в таком состоянии слушать не станет. Через некоторое время Колька уснул. Оставаться в этом доме она не собиралась. Видела с какой ненавистью муж смотрел на маленького сына.
Взяв в одну руку сумку, в другую сына, вышла из дома, а вслед неслось:
— Иди-иди, отнеси к отцу своего… — неприлично выразилась она о внуке.
Даша не стала отвечать, ушла к матери. Мать стала ей опорой, поддерживала во всем, помогала и очень любила внука. Но Колька не давал им жить спокойно. Как только напьется, приходит во двор и скандалит.
Мать с Дашей никому не стали рассказывать в деревне ни о чем, и вскоре уехали в город. Старший брат Даши с семьей жил там, здорово их выручил.
Прошло время. Дарья работала, Мишутка ходил в школу, мать тоже устроилась в школу техничкой. Заодно и за внуком присматривала. Уже и квартиру купили, правда однокомнатную, но свою.
— Мама, — однажды заявила Дарья за ужином, — мне Роман предложил замуж.
— Дочка, ты даже не познакомила меня с ним, а уже замуж. Смотри не обожгись, хоть познакомь нас. Да и сын у тебя, как он к нему будет относиться…
— Ладно, познакомлю. Уверена, понравится тебе Ромка. Вместе работаем.
сразу видно, что счастлива
Вскоре Роман пришел к ним в гости с подарками для матери и Мишки. Потом еще и еще. Легок на общение оказался Роман, уже и Мишка его поджидал, они весело возились вместе, гуляли. Вскоре поженились Роман с Дарьей. С Мишкой она переехала к нему в трехкомнатную квартиру. Мишка радовался.
— Мам, как здорово, у меня своя комната. А дядю Рому буду называть папой, можно?
— Конечно можно, я даже рад, — подхватил Мишку он, услышав эти слова. — Я всегда мечтал о сыне.
Жили дружно, а вскоре у них родилась дочка Машенька. Мишка опять радовался, когда привезли из роддома сестренку маленькую. Он смотрел на нее и улыбался, как она морщила свой малюсенький носик. Отец Мишки никогда не появлялся в его жизни, хорошим и заботливым отцом для него был Роман.
Время пролетело быстро, и Мишка уже учится в институте, Машенька в школе. Дарья довольна своей жизнью, счастлива рядом с Романом, как и он с ней. Как-то встретила случайно Дарья в городе родственницу своей бывшей свекрови. Та рассказывал ей новости.
— Дашенька, как я ты стала красавица! Сразу видно, счастлива, даже и спрашивать не стоит. А вот твой бывший Колян женился после тебя, взял женщину с ребенком. Но Анна не дала им житья. Ей свой-то внук не нужен, а чужой тем более. Колян ушел в дом к теще, так же пьет, родился еще сын. Но там летят пух и перья. Зинка, его жена оказалась такой же, как и его мать. Колька и ушел из дома, боялся, что случится непоправимое, однажды еле развел в разные углы жену и мать. Обе вцепились друг другу в волосы, — рассказывала родственница Анны.
— Господи, неужели так можно жить, — испуганно проговорила Дарья.
— Можно, Дашенька, можно, оказывается… Живут же Колька с Зиной, правда тоже им мира не хватает, колошматят друг друга, а потом опять тишина наступает, помирятся. Вот чего ты избежала…Анна старая стала, съездила бы, проведала…
— Что-то не хочется мне ее видеть, — ответила Дарья.
И все же встреча эта не выходила у нее из головы, поэтому и сказала мужу, что потянуло ее в родную деревню. Побродив по высокой траве возле своего дома, она предложила Роману.
— Ты посиди здесь в машине, а я дойду до бывшей свекрови, вон через три дома.
Войдя во двор к Анне, она остановилась, не сразу решилась войти, но все-таки переступила старый и сгнивший порог. От злобной и полной Анны осталась сгорбленная старая женщина. Глаза полны грусти. Не сразу, но признала бывшую невестку.
— Здравствуй, дочка, — прошепелявила.
— Дочка… — отозвалось в сердце Дарьи это слово, впервые она услышала от неё. – А внук мой Мишка не приехал? Взрослый, наверное? Хотя о чем я, какой внук, не знаем друг друга. Ты меня прости за все, Дарья.
— Вот ваш внук, — она достала из сумки фото Михаила, а Анна жадно всматривалась в фото.
— Надо же…как две капли воды с Колькой. Будто Колька смотрит на меня с фотографии, — и заплакала, еще раз попросила прощения.
Дарья вышла из дома с тяжелым чувством, понимала, что это их последняя встреча.















