Со своим любимым мужем Варвара жила, как у Христа за пазухой, так сама и говорила, когда односельчане спрашивали о ее житье-бытье. Хотя в деревне все на виду, и все про всех знают.
— Варька, семью надо беречь и сохранять несмотря ни на что, — напутствовала ее мать, когда та собралась выходить замуж за соседского Витьку, они с детства росли вместе.
Витька просто не представлял, что вместо Вари может оказаться какая-то другая девчонка. Для него Варька была единственным светом в окошке, он ее защищал, вместе ходили в школу и обратно, а когда подросли, их дружба превратилась в любовь.
— Ишь, идут два голубка, — смеялись вслед местные бабки, они точно созданы друг для друга, с детства за ручку.
Варю воспитали родители правильно: учили с людьми жить в мире, помогать, верить в хорошее, и никогда не поступать несправедливо.
— Дочка, Господь накажет, если ты будешь обижать кого-то, не уважать, живи по справедливости, он все видит, — говорила мать, а та верила, а кому еще верить, если не маме.
Виктор был хорошим мужем. Всю тяжелую работу по хозяйству брал на себя, не разрешал поднимать жене тяжести. Утром уходя на работу предупреждал:
— Варюшка, смотри мне, не тронь тяжести, ты тоже работаешь, тоже устаешь, приду и все сделаю, на то я и мужик.
А когда Варя улыбаясь, сообщила мужу:
— У нас с тобой будет малыш, — он от счастья аж остолбенел, а потом долго обнимал и целовал жену.
— Ну теперь ты вдвойне должна себя беречь, ты теперь не одна, — говорил он.
— Ладно, Витенька, да что ты так переживаешь, не я первая, не я последняя беременная, все будет хорошо.
Прошло время, родился сын Гриша. Сколько было радости у них, Виктор понимал, это их продолжение рода, обожал сына. А чуть подрос, важно и гордо ходил с ним по деревне, куда бы ни шел, всегда брал Гришутку с собой. А потом и на рыбалку и в лес за грибами. Варя к тому времени родила еще и дочку.
Третий сын Семка родился через четыре года после дочки. Так и жили Варвара с Виктором, воспитывали детей, работали, были свои радости и проблемы. Очень неспокойным был Семка — младший сын. Учителя жаловались на него, шустрый и шкодливый был он.
— Ваш Семен опять притащил на урок кошку и выпустил, пока выгнали ее из класса, много времени прошло, — выговаривала классная, когда встречала мать или отца Семки. – Ваш Семен ворону притащил в класс и выпустил, а два дня назад — мышь, девчонки все визжали, — кого только не таскал парень в класс.
Он и домой приносил ежика, а тот ночью никому не давал спать, стучал своими коготками по полу. На следующий день Виктор заставил его отнести в лес. Подобрал как-то кукушонка, у него оказалось крыло не в порядке, не мог летать, и выходил ведь, а потом выпустил в лес.
Время шло. Родители работали, дети росли, взрослели, Гриша уже отслужил армию и женился на местной девчонке Аленке. Вначале жили с его родителями, но быстро построили с отцом дом неподалеку от них и отделились. Жили уже своей семьей. Дочка уехала после окончания девятого класса, выучилась и вышла замуж. С мужем уехала к его родителям в другую область.
Неожиданно у Варвары случилось несчастье. Не проснулся утром Виктор. Она вначале думал, что он проспал, подошла разбудить, а он не открыл глаза.
— Семка, Семочка, беги скорей за фельдшером, — кричала она младшему сыну, тот жил пока с ними.
Фельдшер — Анна Егоровна, пожилая женщина позвонила в скорую. Хотя уже видела, что Виктор умер. Для Варвары – это было огромное горе. Рано ушел муж, рано она овдовела, только-только ей исполнилось пятьдесят лет.
После похорон мужа приходила в себя долго, Семка жил с ней, но надежды на него не было. Как рос он непутевым, так и повзрослев, вел неправильную жизнь. Часто прикладывался к спиртному.
— Семка, хватит пить, — ругалась Варвара.
Односельчане тоже говорили:
— Какая семья у Варвары была хорошая, муж, старшие дети, а младший в кого уродился, правду говорят, что в семье не без урода…
Семка работать не хотел, пил с друзьями, сидел на шее матери. Варвара, честно сказать, замучилась с ним. Как-то привел домой Таньку, такую же, как и он. Уже вдвоем пили, скандалили. Толку от них никакого, в огороде не помогали, по хозяйству тоже. Все была на Варваре. Хорошо, что недолго она жила с сыном, разодрались и разошлись.
После смерти Виктора прошло лет восемь, когда к соседке Рае приехала из соседней деревни знакомая Алена. Рая пригласила Варвару к себе, хоть и была она намного моложе, но жили по-соседски мирно и дружно.
— Теть Варь, идем ко мне, у меня гостья, разговор к тебе у нее есть, — загадочно сообщила соседка.
— Господи, Рая, что за разговор? – удивилась она.
Алена радостно встретила Варвару, познакомились.
— Тетя Варя, у меня в деревне живет отец, он тоже вдовец. Не пьет и не курит, добрый, он попросил меня найти ему женщину для жизни хорошую. Вот мне Рая и посоветовала вас. Я в городе живу с детьми, с мужем в разводе, в деревню не могу часто приезжать. Может вам сойтись и жить вместе. Вдвоем легче. На наследство я не претендую, если что, дом у нас только в деревне. У меня в городе квартира, а дом этот… Не люблю я копошиться в земле и не нужен он мне.
— Ой, Алена, так неожиданно, я и не думала совсем, что еще с каким-то мужчиной жить буду. Уже и лет мне…
Как уж там получилось, но согласилась Варвара переехать в деревню к Игнату, видимо Семка достал своей пьянкой. Да и сама Алена согласилась на условия Варвары. Григорий перевез мать в соседнюю деревню, познакомился с Игнатом, оба нашли общий язык.
Варвара с Игнатом жили спокойно, дружно. Он тоже помогал по хозяйству. У него была свинка и куры, а Варвара еще и козу свою с собой привела. Дом Игната был намного просторней, чем у Варвары.
Семка привел в дом хозяйку, опять такую же, как и он сам. Как там они жили, Варвара переживала.
— Хоть бы дом-то не сожгли, — говорила она старшему сыну, — Гриша, ты хоть приглядывай там за младшим-непутевым.
Летом к Варваре и Игнату приезжали внуки из города. У Алены было два сына, иногда и она сама приезжала, тогда Варвара нагружала ее продуктами и гостинцами. Вроде бы уважали Варвару Алена и ее дети.
Прошло около десяти лет. Игнат в последнее время недомогал. Часто лежал, Варвара ухаживала, готовила какие-то отвары, вовремя давала лекарства. Еще до болезни Игнат, как-то сказал:
— Варвара, если что со мной случится, ну уйду я первым в мир иной, ты оставайся в доме и живи здесь, доживай спокойно свой век, чтобы на старости лет не заниматься переездами утомительно это. А по мне не горюй, родная…
— Ладно, Игнат, ты чего об этом заговорил… я ведь тоже не совсем здорова.
Однажды Алена приехала с новым мужем. Почему-то вела себя совсем по-другому.
— Папа, мы со Стасом забираем тебя в город. Лежишь, болеешь, там будешь под моим присмотром.
— Господи, Алена, да лучше Варвары не найти сиделку, она же для меня все…
— А тебя и никто не будет спрашивать, — резко заявила дочь. – Поедешь с нами…
Не стал ругаться с дочкой Игнат, со слезами уехал, Варвара тоже плакала. Через неделю приехала Алена вновь и сказала:
— Собирайся со своими манатками и уезжай к себе, дом мы со Стасом выставим на продажу. И не говори мне, что мы с тобой договаривались, и я что-то там обещала. Пересмотрела я свои планы. Неделю тебе даю, чтобы освободила дом. В следующие выходные мы опять приедем.
завели хозяйство, сделали ремонт в доме, посадили огород
Правда в выходные она не приехала, а заявилась позже, в тот день, когда Григорий собрался перевезти мать в ее дом.
— Умер отец, — как бы между прочим сообщила она, — видимо не понравилась ему городская жизнь, ну что поделаешь, все там когда-то будут. Лучше скажи мне спасибо, тебе не пришлось хоронить его.
— Алена, почему же ты не привезла сюда на кладбище, похоронила бы рядом со совей матерью, — расстроилась Варвара.
— Ой, да какая разница, где лежать мертвому, — улыбнулась она.
Григорий — старший сын увез Варвару к ней в дом. Оказывается Семен взялся за ум, бросил пить, устроился на работу. Когда она вошла в свой двор, не поверила глазам, ухожено, цветы посеяны, огород посажен. Встретила ее Вера, жена Семена. Они поженились полтора года назад и ее условие было, что Семен бросит пить.
Варвара, конечно знала, что Семен женился, они даже приезжали к ней в деревню. Но мать не была уверена, что непутевый ее сын может жениться на хорошей женщине. А Семен влюбился, да так, что бросил пить и дружков своих всех отправил куда подальше. Завели С Верой хозяйство, сделали ремонт в доме.
— Здравствуйте, Варвара Ивановна, — певучим голосом проговорила Вера, — ну что вы остановились, вы к себе домой приехали. Я приготовила обед, Григорий сказал, что привезет вас сегодня.
Варвара обрадовалась. Семен поправился, чистый, аккуратный. Хорошо зажили они втроем. Вера уважительно относилась к ней и даже через некоторое время уже называла ее мамой. А Варвара радовалась, старела она, и чувствовала слабость, зато радовалась, что невестка ее не бросит.
У Веры в руках все горело, готовила, убирала, стирала, в огороде работала, за хозяйством смотрела, конечно и Семен помогал. Варвара даже и не думала, что ее когда-то непутевый сын, станет настоящим хозяином в доме, все думала, вот бы отец это видел. Вера работала на почте, но все успевала, а потом родила дочку.
Не пришлось присматривать за внучкой Варваре, умерла она, когда Оленьке был годик. Но умерла со спокойной душой, Семен стал настоящим мужчиной и хозяином. Горели у него глаза от счастья. А что матери еще надо, были бы дети счастливы.















